Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Разновидности законодательных источников

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В 1950;70-е гг. впервые были подготовлены законоположения о таких областях жизни, которые ранее оставались вне сферы правового регулирования. Например, охрана окружающей среды, здравоохранение, образование. В связи с расширением прав союзных республик общесоюзное законодательство стало кодифицироваться в форме основ: «Основы законодательства о здравоохранении» (1969), «Основы водного… Читать ещё >

Разновидности законодательных источников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По Конституции 1924 г. ЦИК СССР издавал законодательные акты в форме кодексов, декретов, постановлений и распоряжений.

Наиболее распространенной разновидностью нормативных актов в системе советского законодательства после Конституции 1936 г. стали законы.

По мерс накопления действующего законодательства появлялась необходимость систематизации законодательных актов, предполагающая их объединение по хронологическому, алфавитному или тематическому признаку. Актуальной также была кодификация, когда актовые документы объединяются по принципу области общественно-правовых отношений — в кодексы. Источниковедческое значение кодексов состоит в том, что они дают комплексное представление о действующем законодательстве.

Несмотря на обилие принимаемых документов, до середины 1920;х гг. единой системы советского законодательства не существовало. Более того, в это время законы советской власти действовали наряду с дореволюционными нормами, в условиях наличия отношений, не регулируемых законами. Потребность упорядочения юридических документов как одной из основ нормального функционирования власти стимулировала проведение кодификации законодательства. Первые советские кодексы были разработаны в 1918 г., когда ВЦИК принял «Кодекс законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве». Позже был создан Кодекс законов о труде (КЗоТ). В первые годы НЭПа были приняты уголовный, земельный и гражданский кодексы.

В 1950;70-е гг. впервые были подготовлены законоположения о таких областях жизни, которые ранее оставались вне сферы правового регулирования. Например, охрана окружающей среды, здравоохранение, образование. В связи с расширением прав союзных республик общесоюзное законодательство стало кодифицироваться в форме основ: «Основы законодательства о здравоохранении» (1969), «Основы водного законодательства» (1970), «Основы законодательства о недрах» (1958) и др. К середине 1970;х гг. в системе советского права действовало двенадцать общесоюзных «Основ законодательства». На базе «Основ» в союзных республиках принимались кодексы и законы. В то же время ряд общесоюзных актов оставался в форме кодексов: «Воздушный кодекс СССР», «Кодекс торгового мореплавания Союза ССР».

Законодательные документы высших органов государственной власти представлены следующими разновидностями: резолюции, постановления, положения, декларации, обращения, заявления. Они принимались как союзными, так и республиканскими органами. По конституциям 1936 и 1977 гг. эти документы носили подзаконный характер, если же утверждались съездами Советов, то принимали силу закона.

В системе нормативных актов высших органов советской власти большую роль играли указы Президиума Верховного Совета СССР и аналогичных органов союзных и автономных республик. Указы касались значительного круга вопросов о назначении и освобождении министров, высшего командования вооруженных сил СССР, ратификации международных договоров. Кроме того, данные нормативные документы могли вносить изменения и дополнения в действующее законодательство.

Важной функцией Президиума Верховного Совета СССР было толкование законов путем издания постановлений. Толкование действовавшего в СССР законодательства является сегодня важным источником для понимания характера, сферы и методов применения законов советского периода. Официальное толкование обладало силой закона или указа высших органов власти.

Реализацию советских законодательных актов обеспечивали документы, исходящие от местных и исполнительных органов власти. Наиболее важными из них являлись постановления и распоряжения, издаваемые союзным и республиканскими советами министров. Постановлениями назывались предписания общего характера, которые регулировали важнейшие вопросы государственного управления в стране. В этих документах, как правило, имелась обширная констатирующая часть и указание на законы, во исполнение которых был принят данный акт. В постановляющей части детализировался порядок исполнения, ставились конкретные задачи перед ведомствами, определялись сроки и порядок исполнения. Распоряжениями считались менее важные акты исполнительного и распорядительного характера. В этих документах констатирующая часть могла отсутствовать.

Специфической разновидностью законодательных актов советского периода были совместные постановления высших органов законодательной власти и общественных организаций (например, ВЦСПС). В этом случае в одном постановлении сращиваются черты законодательного акта и документа общественной организации. Совместные постановления высших органов коммунистической партии и исполнительных органов государства, ставшие неотъемлемой частью советского законотворчества с середины 1930;х гг., ярко свидетельствуют о руководящей роли единственной в стране партии и фактическом слиянии партийного и государственного аппаратов. До появления совместных постановлений их задачи выполняли обращения. Традиционно совместные постановления партии и правительства включали в себя подробную констатирующую часть, в которой разъяснялась необходимость принимаемых мер, излагалась общая характеристика обстановки, делались ссылки на существующее законодательство. В постановляющей части перечислялись задачи, которые должны решить партийные и государственные организации для реализации данного постановления. Эти документы прекратили свое существование после отмены в 1990 г. шестой статьи Конституции 1977 г. и узаконения политического плюрализма — многопартийности.

Практика всенародного обсуждения законопроектов, впервые примененная в связи с разработкой Конституции 1936 г., впоследствии использовалась для обсуждения закона «О государственных пенсиях» (1956), основ союзного и республиканского законодательства о браке и семье, о здравоохранении, о народном образовании, основ земельного законодательства и, наконец, проекта последней советской Конституции 1977 г.

В современной системе российского законодательства на первом месте по значимости и юридической силе находится Конституция РФ, на втором — нормы международного права (впервые в практике отечественной юриспруденции). Далее следуют федеральные конституционные законы и федеральные законы, а затем законы и акты субъектов РФ. Комплекс законодательных документов, сформировавшийся за последние двадцать лет, как и в первые годы советской власти, испытал на себе специфическое влияние переходного периода. Так, например, в 1992;1993 гг. многие законы вводились в действие президентскими указами. Некоторые субъекты РФ, нс только республики, но и края, области, воспользовавшись правом издавать собственные законы, выдвигали претензии на самостоятельную внешнеэкономическую деятельность, государственную символику и др. В 1990;е гг. происходило постоянное обновление корпуса юридических актов. За 1990;1997 гг. Верховным Советом РФ и сменившей его Госдумой было принято 600 федеральных законов в области различных отраслей права: гражданского, семейного, уголовного, аграрного. В 2001 г. был принят новый Кодекс законов о труде (КЗоТ), заменивший советский документ 1970 г. Наиболее сложными для исследования являются пенсионное и жилищное законодательство по причине частых пересмотров и изменений. Усложнилось также банковское законодательство. Появились новые отрасли права: налоговое, антимонопольное, природоохранное. Как и в отношении советского законодательства, при изучении российских нормативных актов необходимо уделять большое внимание вопросу реализации деклараций, закрепленных в законах. По мнению С. В. Журавлева, современное российское законодательство сохранило многие черты советского, в частности: декларативность, идсологизированность, мифологизированность.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой