Китайский народный театр на китайской народной картине: Театральные няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая
![Диссертация: Китайский народный театр на китайской народной картине: Театральные няньхуа как источник изучения традиционной культуры Китая](https://westud.ru/work/5102056/cover.png)
Диссертация
Сучжоуские промыслы больше пострадали от восстания тайпинов. Производство в деревнях вокруг Таохуау было восстановлено не в полном объеме, но много мастеров переехало в Таохуау. Там действовало несколько крупных мастерских, таких, как мастерская Ван Хэн-сина, была налажена система сбыта, причем торговлей занимались в основном не жители Сучжоу, а приезжие. Полностью исчезла школа Гусубанъ, вместе… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. История и художественные особенности теактральных нянъхуа
- 1. Становление жанра
- 2. Художественные особенности театральных нянъхуа
- 2. 1. Оформление листа
- 2. 2. Актер
- 2. 3. Сцена и бутафория
- 3. Театральная народная картина и нянъхуа других жанров
- Глава II. Театральная народная картина со стороны ее содержания
Список литературы
- Алексеев В.М. Ботаник В.Л.Комаров и русская китаистика. // Известия Государственного Географического общества. 1939, т. ХХ1, вып. 10, с. 1422 1425.
- Алексеев В.М. В старом Китае. Дневник путешествия 1907 года. М., 1958.
- Алексеев В.М. Китайская народная картина. Духовная жизнь старого Китая в народных изображениях. М., 1966.3.а. В. М. Алексеев. Письма к Эдуарду Шаванну и Полю Пеллио. Составитель И. Э. Циперович. СПб., 1998.
- Алексеева М.А. Русская народная картинка. Некоторые особенности художественного явления. // Народная картинка ХУП XIX веков. Материалы и исследования. СПб., 1996.
- Баоцзюанъ о Пу-мине. Факсимиле. / Издание текста, перевод с китайского, исследование и комментарий Э. С. Стуловой. М., 1979. (Памятники письменности Востока, ЬУ1).
- Баранов И.Г. Китайский новый год. Харбин, 1927.
- Белозерова В.Г. Традиционная китайская мебель. М., 1980.
- Бяньвэнь о воздаянии за милости (рукопись из дуньхуанского фонда института востоковедения). М., 1972. (Памятники письменности Востока, ХХХ1У). 4.1. Факсимиле рукописи, исследование, перевод с китайского, комментарий и таблицы Л. Н. Меньшикова.
- Бяньвэнь по лотосовой сутре. /Факсимиле рукописи, издание текста, перевод с китайского, введение, комментарий, приложения и словарь Л. Н. Меньшикова. М., 1984. (Памятники письменности Востока- 64).
- Ван Шн-фу. Западный флигель, где Цуй Ин-ин ожидала луну. / Перевод с кит., предисловие и примечания Л. Н. Меньшикова./ М.,-Л., 1960.
- Васильев Б. Искусство грушевого сада. // «Звезда», 1936, N 6, с. 248 -272.
- Васильев Б.А. Китайский классический театр. На гастролях Мэй Лань-фана. // «Рабочий театр», 1935, N 8, с. 5 7.
- Васильев Б.А. Китайский театр. // Восточный театр. Сб.статей. Вып.1. Л., 1929, с.196 267.
- Виноградова Т.И. Изображение традиционной городской архитектуры на китайской театральной народной картине. // Городская художественная культура Востока. Сборник статей. М., 1990, с. 28 37.
- Воскресенский Д.Н. Судебная повесть гунъанъ в Китае. // Народы Азии и Африки, 1966, N 1, с.107 116.
- Гагеман К. Игры народов. Вып.Ш. Китай Африка. / Пер. с нем. под ред.
- A.А.Гвоздева. JL, 1924 (Восточный театр. Периодическая серия изданная Разрядом истории театра Российского института искусств).
- Гайда И.В. Китайский традиционный театр сицюй. М., 1971.
- Гаранин И.П. Китайский антихристианский лубок XIX в. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т.1У, 1960, с.403 426.
- Гаранин И.П. Китайский благопожелательный лубок из колл.
- B.М.Алексеева. // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. Т. У, 1961, с.315 327.
- Желоховцев А.Н. Хуабэнъ городская повесть средневекового Китая. М., 1969.
- Заново составленные пинхуа по истории Пяти династий {Синь бянъ У-дай ши пинхуа). / Перевод с китайского, исследование и комментарий Л. К. Павловской. М., 1984 (Памятники письменности Востока, ЬХУ).
- Ивановский А.О. Изящная словесность у китайцев, их повесть, роман и драма (Лекция в Музее Восточно-Сибирского отделения Русского географического общества). //Восточное обозрение, СПб., 1890, 6, с. 4 5.
- Ло Гуань-чжун. Троецарствие. Т.1 П. / Пер. и коммент. В. А. Панасюка. М., 1954.
- Лотман Ю.М. Театральный язык и живопись (К проблеме иконической риторики). // Театральное пространство. Материалы научной конференции (1978), Гос. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. М., 1979. (Випперовские чтения, X), с.238 250.
- Лубочная книга. / Подготовка текста, сост., вступительная статья, комментарии А.Рейтблата. М., 1990 (Забытая книга).
- Малиновская Т.А. Очерки истории китайской классической драмы в жанре грацзюй (Х1У ХУП века). СПб., 1996.
- Меньшиков Л.Н. Китайские коллекции В.М.Алексеева (лубок, эстампаж, почтовая бумага и художественный конверт). // Страны и народы Востока. Вып.1. М., 1959, с.302 313.
- Меньшиков Л.Н. Об обычае «свадьбы с цветной вышкой» (Цай лоу пэй) // Страны и народы Востока. Вып. 23. Дальний Восток (история, этнография, культура). М., 1985, с. 159 184.
- Меньшиков Л.Н. О жанре чжугундяо и «Лю Чжи-юань чжугундяо». // Вопросы филологии и истории стран Советского и Зарубежного Востока. М&bdquo- 1961, с. 78 82.
- Меньшиков Л.Н. Описание китайской части коллекции из Хара-Хото (фонд П.К.Козлова). М., 1984.
- Меньшиков Л.Н. Реформа китайской классической драмы. М., 1959.
- Меньшиков Л.Н. Рукописное дело в Китае I тысячелетия. // Рукописная книга в культуре народов Востока. (Очерки). М., 1988. Книга 2 (Культура народов Востока. Материалы и исследования), с. 103 222, 480 — 502.
- Месть молодого Ме или Чудо вторичного цветения слив. Роман из китайской жизни. / Перевод с нем. В. О. Цедербаума. М., 1929.
- Муриан И.Ф. Китайский народный лубок. М., 1960.
- Мэй Лань-фан. Сорок лет на сцене. М., 1963.
- Народная картинка ХУП XIX веков. Материалы и исследования. СПб., 1996.
- Ортега-и-Гассет X. МиэюаНа. // Эстетика, философия культуры. М., 1991.
- Пчелина (Рудова) М. Л. Народная картина нянъхуа как источник для изучения духовной культуры Китая. Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд. ист. наук. М.-Л., 1968.
- Разумовский К.И. Китайские трактаты о портрете. Л., 1971.
- Редкие китайские народные картины из советских собраний. / Составители и авторы предисловий Б. Л. Рифтин, Ван Шуцунь и Лю Юйшань. Л.-Пекин, 1991.
- Рифтин Б.Л. Историческая эпопея и фольклорная традиция в Китае. (Устные и книжные версии «Троецарствия»). М., 1970. (Исследования по фольклору и мифологии Востока).
- Ровицский Д.А. Русские народные картинки. Т.1. СПб, 1881.
- Рудова М.Л. Две гравюры из Хара-Хото. // Сообщения Гос.Эрмитажа. ХХУШ, 1967, с. 45 -48.
- Рудова М.Л. Китайская театральная лубочная картина. // Труды Гос. Эрмитажа, т.2,1958, с.239 251.
- Рудова М.Л. Коллекция В.М.Алексеева (Памятники культуры и искусства Китая) // Сообщения Гос.Эрмитажа. N 19, 1960, с. 38 41.
- Рудова М.Л. Систематизация китайских новогодних картин (нянъхуа) ленинградских собраний. // Труды Гос. Эрмитажа, т.5, 1961, с.286 298.
- Рудова М.Л. Чиновник со слугой рисунок из Хара-Хото. // Сообщения Гос. Эрмитажа, ХЫ, 1976, с. 44 — 46.
- Сакович А.Г. Русский настенный лубочный театр ХУШ-Х1Х в.в. // Театральное пространство. Материалы научной конференции (1978), Гос. Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина. М., 1979 (Випперовские чтения, X), с.351 376.
- Сердюк Е.А. Японская классическая гравюра и театр кабуки (1614 -1868). Автореферат дисс. на соискание ученой степени канд.искусствоведения. М., 1977.
- Серова С.А. «Зеркало Просветленного духа» Хуан Фань-чо и эстетика китайского классического театра. М., 1979.
- Серова С.А. Китайский театр и традиционное китайское общество ХУ1 -ХУПв.в. М., 1990.
- Серова С.А. Пекинская музыкальная драма. М., 1970.
- Современная китайская драма. М., 1990.
- Сорокин В.Ф. Китайская классическая драма ХШ Х1У веков. М., 1979.
- Стеблин-Каменский И. М. Пардэ «Кербела». // Традиционное мировоззрение у народов Передней Азии. Сборник статей. М., 1992, с. 170 -181.
- Сычев Л.П., Сычев В. Л. Китайский костюм. М., 1975.
- Традиционная культура Китая. Сб. статей к 100-летию со дня рождения акад. В .М.Алексеева. М., 1983.
- У Чэн-энь. Путешествие на Запад. Т. 1 4. / Т. 1 — 2 пер. А. П. Рогачева, т. З — 4 пер. В. С. Колоколова. М., 1959.
- Флуг К.К. История китайской печатной книги сунской эпохи: X -ХШ в.в. М.-Л., 1959.
- Цао Сюэ-цинь. Сон в красном тереме. / Пер. с кит. В. А. Панасюка. Т.1, 2. М., 1958.
- Цянь Цай. Сказание о Юэ Фэе. Исторический роман. / Пер. В. А. Панасюка. Т.1,2. М., 1963. (Библиотека исторического романа).
- Ши Най-ань. Речные заводи. / Пер. с кит. А. П. Рогачева под ред.В. С. Колоколова. Т.1, 2. М., 1955.
- Ши Юй-кунь. Трое храбрых, пятеро справедливых. Роман. / Пер. с кит. В.Панасюка. В ступит, статья и коммент. Б.Рифтина. М., 1974.
- Этнография и смежные дисциплины. Этнографические субдисциплины. Школы и направления. Методы. М., 1988. (Свод этнографических понятий и терминов, П).
- Юаньская драма. / Пер. с кит., под ред. Л.Меньшикова. Сост. и предисл.В.Петрова. М.-Л., 1966.
- На западноевропейских языках:
- Annual Customs and Festivals in Peking, as recorded in the Yen-ching
- Sui-shih-chi by Tun Li-ctf en. Translated and annotated by Derk Bodde. Hong Kong, 1965.
- Arlington L.C. The Chinese drama from the earliest time until to-day. Shanghai, 1930.
- Buss K. Studies in the Chinese drama. Boston, 1922.
- Bazin A.P.L. Le theatre chinois. Paris, 1838.
- Cai Wen-tin. Taiwanese puppetry: pulling strings to dispel a myriad of demons. // Sinorama, 1992, vol.17, N 12, p. 38 59.
- Carl G. Mannerheim" s Chinese pantheon. Materials for an iconography of Chinese folk religion. Helsinki, 1993. (Travaux Ethnographiques de la Societe Finno-Ougrienne, 15).
- Carter T.F. The invention of printing in China and its spread westward. New-York, 1925.
- Cheng J. Gesichter der Peking Oper: zerbrochener Ziegel und Dattelkern. Hamburg, 1990 (Wegweiser zur Volkerkunde- Bd.37).
- Chinesische Neujahrsbilder. / Text und Auswahl Maria Rudova. Leningrad, 1988.
- Chu Kun-liang. Les aspects rituels du theatre chinois. Paris, 1991.
- Dolby W. A history of Chinese drama. London, 1976.
- Dong Chensheng. Painting of Beijing opera characters. /Album/. Beijing, 1981.
- Dschung Kuei. Bezwinger der Teufel. Altchinesishe Folksbuch. / Deutch von Clemens du Bois-Reymond. Leipzig und Weimar, 1979.
- Eliasberg D. Imagerie chinoise du Nouvel An. Paris, 1978. (Arts Asiatique. Annales du Musee Guimet et du Musee Cernuschi- XXXV).
- Exposition d’iconographie populaire. Images rituelles du Nouvel An. Pekin, 1942.
- Fujieda Akira. An illustrated Manuscript in booklet form of the Kuan-yin ching (S.6983). // Bokubi, N 177 March 1968 (in Japanese).
- Hayes D. Specialist and Written Materials in the Village World. // Popular Culture in Late Imperial China. (Studies on China, 4). Berkeley, Los Angeles, London, 1985.
- Idema W., West S.H. Chinese theater, 1100−1450: A source book. Wiesbaden, 1982. (Munchener ostasiatische Studien- Bd.27).
- Jacovleff et Tchou-Kia-Kien. Le theatre chinois. Paris, 1922.
- Liu Chun Jiang. «Mulianxi» in Qingyang tune and the religious rituals in Jiangxi province. / Tr. by Issei Tanaka. // Oriental culture. Tokyo, 1990, N 71 (in Japanese), p.38−55.
- Loon Piet van der. Les origines rituelles du theatre chinois. // Journal asiatique. Paris, 1977, p. 141−168.
- Lust J. Chinese popular prints. Leiden, 1996. (Handbuch der Orientalistik. 4.Abteilung. China II).
- Mackerras C. Chinese drama. A historical survey. Beijing, 1990.
- Mair V.H. Painting and performance. Chinese picture recitation and its Indian genesis. Honolulu, 1988.
- Pan Xiafen. The stagecraft of Peking opera: from its origines to the present day. Beijing, 1995.
- Peking opera painted faces with notes on 200 operas. / Text by Zhao Menglin and Yan Jiqing- draw, by Zhao Menglin. Beijing, 1994.
- Pimpaneau J. Chanteurs, conteurs, bateleurs: Litterature orale et spectacles populaire en Chine. Paris, 1977. (Bibl. asiatique, vol. 34).
- Pimpaneau J. Promenade au Jardin des Poiries. L/opera chinois classique. Paris, 1983.
- Prunner G. Papiergotter aus China. Populare Druckgraphik religiosen Ihnhalts aus den Bestanden des Hamburgischen Museum fur Volkerkunde. Hannover, 1987.
- Prusek J. The origins and the authors of the hua-pen. Prague, 1967.
- Soulie de Morant G. et Gaillhard A. Theatre et musique moderne en Chine. Paris, 1926.
- Vandier-Nicolas N. Sariputra et les six maitres d’erreur. Facsimile du manuscript chinois 4524 de la Biblioteque Nationale. Avec traduction et commentaire du texte. Paris, 1954. (Mission Pelliot en Asie Centrale. Serie in quatre, V).
- Wang Shu-ts'un. Ancient Chinese woodblock New Year Prints. Peking, 1985.
- West S.H. Vaudeville and narrative: Aspects of Chin theater. Wiesbaden, 1977. (Munchener ostasiatishe Studien, Bd. 20).
- Zucker A.E. The Chinese theater. London, 1925.
- Л. Сянган, 1985. Ц). (Избранные стихотворения Ду Му).
- Ш- Пекин, 1984, (Жэнь Шуай-ин. Как рисовать вооруженных людей).
- Пекин, 1957, (Шэнь Ко. Вновь выправленные «Записи бесед в Мэнси»).
- Шанхай, 1956, (Повествование о династиях Суй и Тан).
- Пекин, 1958, (Сунь Кай-ди. Указатель китайской простонародной прозы).
- Пекин, 1960, (Тао Цзюнь-ци. Распределение амплуа и их особенности в цзинцзюй).
- Пекин, 1963, (Тао Цзюнь-ци. Предварительные разыскания в области репертуара цзинцзюй).
- Шанхай, 1961, (Ван Бо-минь. История китайской гравюры).
- Шанхай, 1924, (Ван Го-вэй. История
- X. ШР®- ¦ Пекин, 1957, (Ван Го-вэй. Собрание работ о театре).166. ¦ Пекин, 1959, (Ван Шу-цунь. Гравюры на сюжет цзинцзюй).
- I %Й J. & • Шанхай, 1982, (Ван Шу-цунь. Правила изображения на китайской народной гравюре).
- Пекин, 1958, (Ван Сяо-чуань. Материалы о гонениях на прозу и драму при Юань, Мин и Цин).1988, (Сюй Вэй. Заметки1. О ЮЖНЫХ иы).1. Я Jsj175. ^-Щ.. Ханчжоу, 1980, (Генералы из рода Ян).
- Тяньцзинь, 1986, (Исследования янлюцинских нянъхуа).• Пекин, 1959, A 21, с. ЮЗЗ 1036,
- Чжан Да-фу. Радость Поднебесной).178. ¦ Пекин, 1957, (Чжан Ин-сюэ. Избранныеянлюцинские нянъхуа). —тМЩЩ. Пекин, 1982, (Чжэн Чжэнь-до.
- Чжэнчжоу, 1987, (Чжоу Мяо-чжун. История театра при Цин).
- J^l'fejtf • Пекин, 1961, (Сценическое искусство Чжоу Синь-фана). f t183. %. Пекин, 1960, (Чжоу И-бай. Собрание статей о китайском театре).
- Нанкин, 1988, (Большой словарь китайского прикладного искусства).189. (fl J^vM % Щ jft. Шанхай, 1981, (Словарь китайского театра и сказа).
- Иероглифический указатель. одежда восьми триграмм, сценическии костюмтерминов1. Багуа и / 4 даосов.
- Б, а гэ: тянъ, ю, го, юн, жи, цзя, фэн, шэнъ / ^ & $ ^- правило «восьми клеток»: восемь основных типовчленения лица при создании портрета.1. Б, а сянъ- восемь даосских бессмертных.
- Ба-цзыЕлЗг акробатическая техника сценического боя с применением оружия.
- Ба цзы яо цзюэ: чжэнъ цзя, сюй — ши- бин — чжу, цзюй — сань: /"Правило из восьми иероглифов": истина и ложь, вымысел и реальность- гость и хозяин, собранность и разбросанность- основное правило при созданиии народной картины.
- Байси «сто игр»: древнейшие театрализованные представления безобщей драматургии.
- Банцзы Щ театральный жанр.
- Бин ^ «солдат» как второстепенное театральное амплуа.1. Бэй ху ци «Щтт- деталь костюма театрального генерала: флажки, прикрепленные сзади к мундиру.
- Бянъсян в Дуньхуане настенные росписи, иллюстрирующиесюжеты бянъвэнъ, при Сун гравюра-иллюстрация к сутрам.
- Вацзы ^ Д- „балаганы“, начиная с Сун: специально оборудованныепомещения для публичных представлений.
- Бай амплуа второстепенных персонажей.
- Вэнъ шэн цзинъ Ф в театральном костюме головной уборстудента или молодого ученого.
- Гао фан /И высокие сапоги на толстой подошве, принадлежность официального мужского костюма.
- Гусубанъ ~ „Доски из Гусу“, школа гравюры на меди с центромв городе Сучжоу, рубеж ХУП ХУШ веков.
- Гуцзиси ~ ПРИ Сун популярные имповизированные сценкифарсового характера.1. ГуцыякЩ сказ под барабан.
- Гунъдяо ^ „вставные мелодии“, в некоторых театральных жанрах тексты на разговорном языке, помогающие зрителям разобраться в происходящем на сцене.
- Дацзо основной тип расположения мебели на сцене. ':<>
- Дань (цин и дань, хуа дань, хуа шанъ, лао дань, сяо дань, у дань, дао ма дань) & -Ь^ совокупностьженских амплуа.
- Доу-гун архитектурная деталь, декоративный элемент убранствакрыши.
- Ду лун%$Ш, „одинокий дракон“, рисунок дракона на церемониальном халате ман бао.
- Дуйцзы0 парные надписи, в частности — элемент убранства сцены. ч/Т.
- Дянъ традиционный тип здания, дворец. Ецзы — род игральных карт.
- Жэнъухуа жанр классической живописи, изображение людей. Ицзы иероглиф „единица“, схема построения „солдат“ на сцене.1. Иян ^ театральный жанр.1. Кунъцюй театральный жанр.
- Лоу традиционный тип здания.
- Лунтао ^ конвой, сопровождающий главных персонажей. Лю хан (мо) Ж — амплуа статистов.
- Лянъхуанъхуа ^ книжки-картинки, тип народнойиллюстрированной книги.
- Ман баоуЩ^- церемониальный халат.1. Могуй демон.
- Мэнъ-шэнъ духи дверей, дверные боги как особый жанр народнойгравюры.
- Мянъ ^ „корона“, церемониальный головной убор.1. На %поимка», слово, часто встречающееся в названиях пьес, «южная драма», театральный жанр.1. Нанъ си щ Щ
- Ню инь % ^ «коровья печать», вид гравюры, вырезаемой крестьянами для собственного употребления.
- Нянъхуа$сЩ- «новогодняя картина», народная ксилографическая гравюра. Пихуан $ % театральный жанр. I
- Пинъюанъ ~ «ровная даль», одна из разновидностей перспективы вклассической пейзажной живописи.
- Сань цзе кунъ^Ь)^ три соединенные между собой палки, вид оружия. Се чан дацзо Щ вариант расстановки мебели на сцене.
- Сивэнъ сунско-юаньские сиеэнь, театральный жанр. ^ Сипы- театральный жанр.
- Синь нянъхуа новая народная картина.
- Сы лян ба чжу: янь, хэн, со, коу, бо, ча, гуань, дай0 Ц
- Правило четырех балок и восьми столбов", композиционное правило создания народной гравюры. ' 1.
- Сяу сэ пять дополнительных цветов: розовый, светло-желтый, пурпурный, голубой и бледно голубой. 31. Сян-лунволшебное дерево из пьесы «Мукэчжай».1. Танъцы Туанъ лун
- Сяньшэн Ус. учитель, в данном случае — художник народной картины.1.1/
- Тай-цзи ^^Я символический образ Вселенной: круг, поделенный на черную и белую части. Рисунок грима.
- Танъ-цзы «упражнения на ковре», вид сценической акробатики, жанр сказа.- «свернутый кольцом дракон» рисунок дракона на церемониальном халате ман бао.1. У гуй нао Пхар
- Пять чертей веселят Пхара", тип изображения Чжун Куя на народной картине.1. У хан- военные статисты. Фэн мао шапка высшего чиновника.
- Хай шуй «морская вода», волнообразный узор на полах халата иобшлагах рукавов.
- Хуапянъ ^ ^ «разрисованные карточки», одно из ранних названий народноигравюры.
- Хуар Ш «картинки», одно из названий китайской народной картины. ^
- Хуа цао Щ. «цветы и травы», растительный орнамент халата. Хуачэ — бревна-катки из пьесы «Гора Нютоушань».
- Хуаюань Ш Академия живописи.
- Хун лоу МЭН сихуцзин & $ картинки для райка сизображением сцен из романа «Сон в красном тереме».
- Цзацзюй театральный жанр (в разных значениях в зависимости отэпохи).
- Цзехуа^%- «рисование по линейке», способ изображения архитектуры в классической живописи.
- Цзин (хуа лянъ): у эр хуа, у цзин, эр хуа лянъ % $ —Я^совокупность мужских характерных амплуа.1. Х- 1
- Цзинцзюй %Ш «Столичная драма», театральный жанр.
- Цзя-гуанъ чиновник в фантастических и благопожелательныхпьесах.1. Цемо- бутафория китайского театра. Цилинъ^^г мифический зверь, единорог. Цинъ Щ — музыкальный инструмент типа цитры.
- Чан юй ту хэ с% эстетический принцип.
- Чжисянъ чиновничья должность.
- Чжихуа «бумажные картинки», гравюры, непосредственныепредшественники народной картины.
- Чжу «столб», архитектурная деталь.1. Чжугундяо жанр сказа.
- Чжунхоу ^ преданность престолу как основная конфуцианскаядобродетель.- эстетическая категория, «внутренний мир».1. Чжэнъ Щ. г'
- Чоу. бао дай чоу, фанцзинь чоу, яобао чоу, чоу по, у чоу 0 $ ^ ~ совокупность комических амплуа.
- Чу грян, жу сян ^ «входит генералом, выходит министром», надпись над дверями на сцене, в смысле «вход» и «выход».
- Чуанъци ^ жанр прозы и драматургии, в разных значениях в зависимости от эпохи. Ш1. Чунь бань /<3 весной. весенние доски, народные картины, отпечатанные
- Чэнъюй устойчивый фразеологический оборот.
- Шан ту ся вэнь Х- ^ ТзС «сверху картина, внизу текст», принцип расположения иллюстрации в книге.
- Шан у сэ «пять основных цветов»: красный, зеленый, желтый, белый и черный.
- Шан ши мао .%) ^ >% головной убор ученого.
- Шанъ-шуйл1л Ж «горы и воды», классическая пейзажная живопись.1. Шошуды сказители.
- Шуай куй рг^ шлем главнокомандующего.
- Шуан дацзо «вариант расположения мебели на сцене.
- Шэн: лаошэн, у лаошэн, кайба лаошэн, хуншэн, сяошэн, чживэй сяошэн, гианъцзы сяошэн, цюн шэн, у сяошэн Л^л/Ё^совокупность мужских амплуа на главные роли.
- Эр лун чу шуй — „два дракона выходят из воды“, названия фигурыпостроения двух „армий“ на сцене.1. ЭрхуанУ1. ЯЛ. ЛЙ. театральный жанр.
- А-доу ^^ ^ ~ малолетний сын Лю Бэя, вокруг него строится конфликт нескольких пьес о Троецарствии.
- Ба, герой персонаж романа „Зеленый пион“ и связанных с ним пьес.1. Ба-ван ^ см. Сян Юй.
- Басянь-ванА^Дг титул Чжао Дэ-фана (см.).
- Бао-сы ^ супруга последнего чжоуского тирана Ю-вана, отрицательный театральный персонаж.
- Бао Чжэн (Бао-гун)^)^ (999 1062), неподкупный судья, герой многихпьес. А
- Бо И-као/$ 3 персонаж пьесы „Ненависть в Чаогэ'
- Ван Бао-чуань супруга Сюэ Пин-гуя.
- Ван Бо-дан танский полководец, упоминается в пьесе „Осматривает Храм полководцев“.
- Ван Вэй :?- (701 — 761 / 699 -759), выдающийся поэт и художник, теоретик живописи.т.
- Ван И (Ван Сы-шань)^.^ (Х1У в.), художник-портретист итеоретик.
- Ван Ман (45 г. до н.э. — 23 г. н.э.), родственник правящего дома
- Хань по женской линии, регент при императоре-младенце. В 9 г. провозгласил себя императором династии Синь (Новая), после его убийства произошла реставрация дома Хань. Герой нескольких пьес, отрицательный персонаж.
- Ван Син-юй танский полководец, возлюбленный певички попрозвищу Нарумяненная Тигрица из одноименной пьесы.
- Ван Сяо-нун (1858 1918), актер, драматург цзинцзюй.
- Ван ученик монаха Цзи Дяня, герой пьесы „Дом семьи Чжао“.
- Ван Тянь-лу^ персонаж народной картине по пьесе „Свадьба встолице“ из цикла о судье Бао. В самой пьесе этот же человек носит другое имя Хань Тянь-хуа (см.).
- Ван Хэн-син^'1'Я^- владелец мастерской народной картины в Таохуау.
- Ван Цзинь (Цзюнь)^|(^- герой пьесы „Искоренение трех зол“.
- Ван Цзю-лин^.^^ (1816 — 1884), актер и драматург цзинцзюй.
- Ван Чжао-цзюнь 3- героиня пьесы „Чжао-цзюнь едет к варварам“.
- Ван Чунь-э Д ^^^ ~ жена Сюэ Гуана из пьесы „Третья мать наставляет сына“.
- Ван Ши-фу ^ (конец ХШ — нач. Х1У в.), драматург.
- Ван Шу-цунь ~ (род. в 1923), исследователь и коллекционернародной картины.
- Вань-ли^^ (1573 1620), девиз годов правления минского императора
- Шэнь-цзуна (1563 1620). Время расцвета минского книгопечатания.
- Вэнь-ван чжоуский князь, основной противник иньского тирана
- Чжоу-синя, основатель государственного образования Чжоу. Герой романа „Возведение в ранг духов“ и связанных с ним пьес.
- Вэнь-гун (Цзинь) У^ г*. князь, герой нескольких пьес о временах
- Восточного Чжоу (771 247 г. до н.э.).
- Вэнь Кан цинский писатель, автор романа „Повествование огероях и героинях“.
- Вэнь Тянь-сян у^^Щ- (1236 — 1283), южно-сунский вельможа, политик и литератор, известен своим сопротивлением монголам. Герой одноименной пьесы.
- Гань БаоР (1У в.) — писатель, автор сборника „Записки о поисках духов“.1. Гао Ванпотомок Гао Хуай-дэ, герой пьесы „Застава Мухугуань“ из цикла о полководцах семьи Ян.
- Гао Вэнь-сю юаньский драматург.
- Гао Лянь УгР минский драматург.
- Гао Мин (пр. 1305 — 1380), известнейший драматург, автор „Истории лютни“.
- Гао Тун-хай помощник Пэн Пэна в цикле пьес о судье Пэне.
- Гао Хуай-дэ (926 — 982), военачальник, сановник сунскогоимператора Чжао Куан-иня, герой многих пьес. Гао-цзу см. Лю1. Бан.
- Гао Чун ¿-й? ^ полководец, герой пьесы „Гора Нютоушань“.
- Го Цзы-и ¿-р* „танский сановник, персонаж пьесы „Наказание1. Золотой Ветви“.
- Гуан-сюй ^ (1875 — 1908), девиз годов правления цинскогоимператора Дэ-цзуна (1871 1908).
- Гуаньинь китаизированный бодхисаттва Авалокитешвара, популярнейший буддийский святой с практически неограниченными возможностями помогать людям. Фигурировал чаще всего в женском обличье, так появлялся и в ритуальных спектаклях.
- Гуань Хань-цин (1221 1290 или 1240 — 1310), великий юаньскийдраматург.
- Гуань Юй (Гуань-ди) $$ ЯгI ^-(169 219). Герой периода Троецарствия, обожествленный посмертно в качестве бога войны. Персонаж многих пьес.
- Да-цзи & фаворитка последнего иньского правителя Чжоу-синя, отрицательный театральный персонаж.
- Дай Лян-цзэн (1735 (?) — 1795(?)), владелец одной из старейшихмастерских-печатен Янлюцина, которая по традиции носит его имя.
- Дай Цзун ш, ^ один из персонажей романа „Речные заводи“ и связанных с ним пьес.
- Дао-гуан (1821 — 1850), девиз годов правления цинскогоимператора Сюань-цзуна (1782 1850).
- Ди Цин ^ молодой чиновник герой пьесы „Свадьба в столице“ из цикла пьес о судье Бао.
- Дин Гао Т (ХУШ в.), портретист и теоретик живописи.
- Доу Э героиня пьесы Гуань Хань-цина „Обида Доу Э“ и еепоследующих переработок.
- Доу Эр-дунь 'Щ ^ разбойник из пьесы „Ляньхуаньтао“ из цикла о судье Ши.
- Ду Вэнь-сюэ сын Ду Сяня из пьесы „Слезы верных супругов“.
- Ду Му Ш (803 — 852), поэт, одно из его стихотворенийпроиллюстрировано народной картиной.
- Ду Пин Ц- герой пьесы Чжан Да-фу „Радость Поднебесной“.
- Ду Сянь^Ь ^ чиновник, персонаж пьесы „Слезы верных супругов“. Ду Фу — (712 — 770), великий поэт, некоторые его произведения легли воснову позднейших пьес.
- Дунфан Шо даосский святой, прототипом которого был сановникханьского императора У-ди. Герой многих легенд, персонаж народной картины.
- Дунь Ли-чэнь % (1855 — 1911). Писатель, автор сборника „Яньцзин суйши цзи“ о пекинских праздниках и календарных обрядах.
- Дэн Ю ^^Х ~ жил в государстве Цзинь, герой пьесы „Оставил сына в тутовом саду“.
- Жэнь Жун-цин^г^^- героиня пьесы „Ручей Хуаньхуаси“.) ^
- Жэнь-цзун ^ (1010 — 1063), сунский император (1022 — 1063), герой нескольких пьес, в основном из цикла о судье Бао.
- И-ван (Чжоу) М- князь, герой нескольких пьес, действие которыхпроисходит во времена Западного Чжоу (XI в. 771 г. до н.э.).
- И-гэ^^ сын Сюэ Гуана из пьесы „Третья мать наставляет сына'
- Ин-ин героиня „Западного флигеля“ Ван Ши-фу.
- Инь Лян разбойник из пьесы „Сихуанчжуан“ из цикла пьес о судье Пэн Пэне.
- Инь Хун разбойник из пьесы „Местечко Иньцзябао“ из цикла о судье Ши.
- Кан-си^^ (1662 — 1722), девиз годов правления цинского императора Шэн-цзу (1654 — 1722). Герой нескольких пьесс.
- Коу Чжунь неподкупный судья, герой пьесы „Дело честного чиновника“.7 >Ь
- Куан Чжун (? герой пьесы „Брак, заключенный с помощью железного лука“.
- Кун Хуай мальчик из пьесы „Восемнадцать вращений жернова“.
- Кун-цзы (Конфуций) ЗгЬ (551 — 479 г. г. до н.э.), основательконфуцианства, главенствующего этико-политического учения традицонного китайского общества.
- Лан Жу-бао (Подобный Леопарду“ жестокии помешик, героипьесы „Укрепление Лихайу“ из цикла о судье Ши.
- Лан Жу-ху (Подобный Тигру) Щ^-^Хх неправильное написание имени Лан Жу-бао на картине.
- Лань Цай-хэ один из Восьми даосских бессмертных.1. Ли Бай-чуань-(1719−1771), писатель, автор романа „Следы бессмертных в зеленых полях“.
- Ли Бо (701 — 762), великий поэт, герой нескольких пьес итеатральных народных картин.
- Ли Вэнь и Ли Гуан братья, полководцы, герои нескольких пьес, посвященных временам Западного Чжоу (Х1 В. 771 г. до н.э.).
- Ли Гуан-тин Цинский писатель, в изданном в 1849 году сочинениивпервые употребивший термин нянъхуа.
- Ли Да-чэн^-^^ разбойник-предатель из пьесы „Озеро Ломаху“ из цикла о судье Ши.
- Ли Жу-чжэнь (пр. 1763 — пр. 1830), писатель, автор романа „Цветыв зеркале“.
- Ли Куй знаменитый богатырь, герой романа „Речные заводи“ исвязанных с ним пьес.
- Ли Кунь разбойник из пьесы „Деревня злобного тигра“ из цикла осудье Ши.
- Ли Кэ-юн ^ С в IX веке правитель тюркского государства Шато, герой пьесы „В государстве Шато“.
- Ли Лян отец матери наследника престола Ли Янь-фэй, герой пьесы
- Сановники защищают государство“.
- Ли Пин-эр крестьянин из пьесы „Входит в присутствие сребенком за спиной“.
- Ли Пэй^^- предводитель отряда повстанцев из пьесы „Озеро Ломаху“ из цикла о судье Ши.
- Ли Сань-чунь ^ героиня пьесы „Наказание Цзао-вана“.
- Ли Те-гуай $ один из Восьми даосских бессмертных.
- Ли-хоу ~ одна из наложниц императора Чжэнь-цзуна, матьимператора Жэнь-цзуна, героиня пьесы „Наказание Драконова Халата“ из цикла о судье Бао.
- ЛиЦзы-чэн (1606 — 1645), предводитель крестьянского восстанияв 20−30 годах ХУП века, персонаж пьесы „Железная шапка“.
- Ли Ци-хоу помощник Пэн Пэна в пьесах из цикла о судье Пэне. р- &
- Ли Цуй-лянь буддистка, героиня романа „Путешествие на Запад“ ипьесы, названной ее именем.
- Ли Ши-минь ^ Й ^ (599 — 649, на троне с 626 года), сын Ли Юаня, второй танский император, герой многих пьес.
- Ли Юань (Гао-цзу)^.^ (566 635, на троне 618 — 627), основательдинастии Тан, герой многих пьес.
- ЛиЮй^Д, — (1591? 1671?) драматург, автор многих пьес в стиле чуанъци.
- Ли Юнь-цин^:м^|- (? — 1934), ученый и чиновник, драматург цзинцзюй.
- Ли Янь-фэй ^ ~ наложница императора Му-цзуна и мать будущегоимператора Шэнь-цзуна, героиня пьесы „Сановники защищают государство“.
- Ло Бинь-ван^^^ танский литератор, персонаж романа „Зеленый пион“ и восходящих к нему пьес.-„Т? jcfi4 L.
- Ло Гуань-чжун Щ (ок.1330 — 1400), великий писатель, авторромана1. Троецарствие'
- Ло Хун-сюнь двоюродный брат Ло Бинь-вана, герой романа
- Зеленый пион“ и связанных с ним пьес.
- Ло Хунь потомок Ло Чэна, герой романа „Лавка пудры и помады"и восходящих к нему пьес.1. Ло Чэн Ц &- воин из повстанческого отряда, ведущего борьбу против Суй, герой цикла пьес.
- Ло Янь ^ служанка из пьесы „Почтовая станция Синьань“.
- Лу Бин судья, персонаж чуанъци Ли Юя „Пригоршня снега“ и еепереработок в жанре пекинской музыкальной драмы.
- Лу Вэнь-лун приемный сын чжурчжэньского военачальника Учжу, герой пьесы „Восемь больших молотов“ из цикла о Юэ Фэе.
- Лу Чжи-шэнь || ^ один из персонажей романа „Речные заводи“ и связанных с ним пьес.
- Лу Шэн-куй- (1822 1889), актер и драматург цзинцзюй.
- Лун-ван „Щ^З- „Царь драконов“, главный дракон, хозяин водной стихии, персонаж пьес как ритуальных, так и светских.
- Лю Бан (Гао-цзу)^.^ (256 — 195 г. г. до н.э., на троне с 206 года).
- Основатель империи Хань, герой многих пьес.
- Лю Бэй (161 — 223), полководец, основатель царства Шу, главныйгерой романа „Троецарствие“ и связанных с ним пьес.
- Лю Лу-цзин^||^-^С ученый, герой пьесы „Короткий визит на могилы предков“.
- Лю Сю|^ ^ (6 г. до н.э. — 57 г. н.э.), представитель дома Хань, ведущий борьбу с узурпатором Ван Маном за реставрацию династии, герой пьесы „Взятие Лояна“.
- Лю-хоу^^^ одна из наложниц императора Чжэнь-цзуна, героиня пьесы „Наказание драконова Халата“ из цикла о судье Бао.
- Лю Цзинь|^ князь Южной Тан, герой пьесы „Гора Шуансошань“.
- Лю Ци^^ (1311 — 1375) первый министр Чжу Юань-чжана, персонаж пьесы „Осматривает Храм полководцев“.
- Лю Цюань|^ ^ муж Ли Цуй-лянь, героини одноименной пьесы.
- Лю Чжи-юань ^ (895 — 948), военачальник, затем правительгосударства Поздняя Хань, герой пьесы „Белый заяц“.
- Лю Янь-чан^Д % ученый, муж феи Саныпэнму, персонаж „Баоцзюаня о Чэнь Сяне“ и пьесы „„Светильник драгоценного лотоса“.
- Люй Дун-бин ^ один из Восьми даосских бессмертных.
- Люй-хоуЬ Щс супруга основателя династии Хань Лю Бана, известная своим коварством. Персонаж многих пьес.
- Ма-ван^^- „Царь лошадей“, божество-покровитель лошадей. Фигурировал в пьесах ритуального характера.
- Ма-гу бессмертная добрая фея, частая участница ритуальных пьес.
- Ма У Щ (? — 61), полководец, сподвижник Лю Сю, герой пьесы1. Взятие Лояна“.с
- Ма Фан % Ь военачальник, герой пьесы „Ма Фан осаждает город“.
- Ма Юй-лун^ДЦ, помощник Пэн Пэна из цикла пьес о судье Пэне.
- Мао Жу-ху (Подобный Тигру) ^ герой пьесы „Уезд1. Жэньцюсянь“.1. Ми§?А- жена Лю Бэя.
- Минь-ван (Ци) ^ -?- ^ князь, герой нескольких пьес о временах Восточного Чжоу (771 — 247 г. до н.э.).
- Минь Цзы-тянь (Минь Сянь)§-^^|| (536 487 г. г. до н.э.), ученик
- Конфуция, сыновняя почтительность сделала его героем легенд и пьесы „Бьет кнутом халат тростникового пуха“.
- Мо (Му) Хуай-гу ^ императорский конюший, герой чуанъци
- Ли Юя „Пригоршня снега“ и ее переработок в жанре пекинской музыкальной драмы.
- Мо Цзи Ц щ1 молодой ученый, муж Цзинь Юй-ну, герой пьесы „Бьет палкой недостойного супруга“.
- Мо Чэн слуга и родственник конюшего Мо Хуай-гу, персонажчуанъци Ли Юя „Пригоршня снега“ и ее переработок в жанре пекинской музыкальной драмы.
- Му дева-воительница, героиня нескольких пьес, входящих вцикл о полководцах семьи Ян.
- Мулянь ^ ^ (санскр.Маудгальяяна), буддийский святой, один из учеников Шакьямуни, особо почитаемый в Китае за проявленную им почтительность по отношению к матери. Существовали ритуальные пьесы о Муляне.
- Му Тянь-ван отец Му Гуй-ин из цикла пьес о полководцах семьи1. Ян.
- Му-цзун ^ (1537 — 1572, на троне с 1567 года, девиз правления Лун-цин), минский император.1 у
- Мэй Лань-фан Щ (1894 — 1961), великий актер пекинскоймузыкальной драмы.
- Мэн Лян % полководец, действующее лицо пьес из цикла о полководцах семьи Ян.
- Мэн Хао-жань (689 — 740), великий китайский поэт, персонажнескольких народных картин.
- Мэн-цзы ^ 2 г (372 — 289 г. до н.э.), великий китайский философ, есть несколько пьес о педагогических талантах его матери.
- Мяо Цин^^ помощник мага Цзи Сяо-тана из пьесы „Пещера Хэйшатун.
- Ночжа^фантастический персонаж романа „Возведение в ранг духов“ и связанных с ним пьес.
- Оуян помощник Пэн Пэна из цикла пьес о судье Пэне.
- Оуян Фан сунский полководец, персонаж пьес из цикла ополководцах семьи Ян.
- Оуян Юй-цянь 01 (1889 — 1961), великий актер пекинскоймузыкальной драмы.
- Пан Юань тесть императора Жэнь-цзуна, персонаж пьесы
- Свадьба в столице“ из цикла о судье Бао.
- Пань-гуань „судья“, божество, ведающее людскими судьбами-иногда так называли повелителя бесов Чжун Куя. Персонаж ритуальных пьес и народных картин,
- Пань Хун^^- отрицательный персонаж пьесы „Дело честного чиновника“ из цикла о полководцах семьи Ян.
- Пин-ван,^ наследник чжоуского тирана Ю-вана, персонаж нескольких пьес из цикла о временах Восточного Чжоу.
- Пин-ди % ^ (1 — 5), ханьский император, отравленный Ван Маном. Пу Сун-лин ^ „(1622 — 1715), писатель, сюжеты многих его рассказовстали основой для фантастических пьес.1. Пу Тянь-дяо щш- разбойник из цикла о судье Ши.
- Пэн Пэн ЯЯ (1637 — 1704), судья, герой многих пьес.
- Саныпэнму фея горы Хуашань, сестра бога Эрлана, персонаж
- Баоцзюаня о Чэн Сяне“ и связанных с ним пьес.
- Се Ху Z^jrL ~ разбойник из пьесы „Храм Чжэньчжоумяо“ из цикла о судье Ши.
- Симэнь Цин Ъf^jl. один из персонажей романа „Речные заводи“ и пьесы „Трактир Шицзилоу“.
- Си-цзун^ (862 — 888, на троне с 873 года), танский император, герой нескольких пьес о конце Тан.
- Су Хань-чэнь УД? сунскии художник.
- Сун Цзян ^ предводитель восстания в горах Ляншаньбо, один из главных героев романа „Речные заводи“ и связанных с ним пьес.
- Сун Чэн отрицательный персонаж из пьесы „Пасут овец“.
- Сунь Син-чжз^^см. Сунь У-кун.
- Сунь У-кун 3ft Царь Обезьян, персонаж романа „Путешествие на
- Запад“ и восходящих к нему пьес.
- Сю актер юаньской цзацзюй, его труппа запечатлена на известной стенной росписи 1324 года.
- Сюань-цзун (Мин-хуан) fa % (685 — 762, на троне 713 — 756), танский император, считается основателем театрального искусства и его покровителем.
- Сюй Вэй (1521 — 1593), поэт и драматург.
- Сюй Ци-ин ученый, герой пьесы „Отмель Байшуйтань“.
- Сюй Чжун-линь?^^ (ХУ1 в.), писатель, автор романа „Возведение в ранг духов“.
- Сюй Янь-чжао^^ сановник регентши Ли Янь-фэй, герой пьес
- Сановники защищают государство“ и „Двое приходят во дворец“.
- Сюэ Бао родственник Сюэ Гуана из пьесы „Третья мать наставляетсына“.
- Сюэ Ган ^ д третий сын Сюэ Дин-шаня, герой романа „Полное описание борьбы военачальников из семьи Сюэ против Тан“ и связанных с ним пьес. у
- Сюэ Гуан^г^ ученый, герой пьесы „Третья мать наставляет сына“. Сюэ Дин-шань 1 — сын Сюэ Жэнь-гуя, также полководец, воевавший с тибетским государством Силян. Герой романа „Полное описание военного похода на Запад“ и многих пьес.
- Сюэ Жэнь-гуй (614 — 683), знаменитый танский полководец, предводитель похода против Кореи, герой романа „Повествование о военном походе на Восток“ и многих пьес.
- Сянь-фэн рК Д- (1851 — 1861), девиз годов правления цинского императора Вэнь-цзуна (1831 — 1861).
- Сян Юй (Ба-ван)^й Щ (232 — 202 г. г. до н.э.), один из нисповергателей империи Цинь, главный соперник основателя империи Хань Лю Бана в борьбе за общекитайский престол. Герой многих пьес.1.^?ь
- Сяо Ту’л-шщЩ^- героиня пьесы „Рыбак убивает семью помещика“. М- предводитель войск киданьского государства Ляо, персонаж пьесы „Отмель Цзиныпатань“.
- Сяо Хэ (? — 193 до н.э.), советник Лю Бана, герой многих пьес.
- Сяо Энь ^ герой пьесы „Рыбак убивает семью помещика“.
- Сяоюэ ^ буддийский монах, персонаж романа „Зеленый пион“ и восходящих к нему пьес.
- Тай-цзу^т^- см. Чжао Куан-инь.л= ¿-я
- Тан Бо-ху (Тан Инь)#лЩ, % „(1470 — 1523), минский художник и литератор, уроженец Сучжоу- центр производства няньхуа Таохуау известен также как любимое место отдыха художника. Герой пьесы „Выбирает Цю-сян“.
- Тан Сянь-цзу ^ -(1550−1617), драматург.
- Тан Тун Жз^с танский полководец, герой пьесы „Три сомнения“.
- Тань-мэн дао-жэнь^^^/ч^- даос, публикатор сказа „Дела судьи Пэна“.
- Тао Сань-чунь^^^-- жена Чжэн Эня из пьесы „Казнь желтого халата“. Тао Юань-мин Щ (365 427), великий поэт, есть иллюстрация- нщэхуа кего поэме „Персиковый источник“, сам он является персонажем народной гравюры.
- Те Гун-цзи|^?|*||) герой одноименной пьесы по „Жизнеописанию Хун Сю-цюаня“.
- Тецзин ~ киданьская принцесса, жена Ян Янь-хуя, героиняпопулярной пьесы „Четвертый сын ищет мать“.
- Тун-чжи ^ ^ (1862 — 1874), девиз годов правления цинского императора Му-цзуна (1856 — 1874).
- Тянь, братья ^ три брата из пьесы „Наказание Цзао-вана“.
- У-ван (Чжоу)$ (1122 — 1116 г. г. до н.э.). Основатель государства Чжоу. Герой нескольких пьес.
- У Во-яоД^^- (1866 1910), писатель, автор романа „Море скорби“.
- У Да-лян^,'^^ карлик, персонаж картины, иллюстрирующей неясного происхождения историю о судье Бао.
- У Дао-цзы -т“ (УШ в.), великий художник.
- У-ди^/ у? (157, на троне 140 — 87 г. г. до н.э.), ханьский император, герой нескольких пьес.1. У СунЙ^один из главных героев романа „Речные заводи“ и связанных сним пьес. У Тянь-цю- разбойник из цикла о судье Ши.
- У Цзы-сюй (У ЮаньуЙ^ (? 484 г. до н.э.), известный полководец периода Чжаньго, герой цикла пьес.
- Учжу чжурчжэньский военачальник, герой пьесы „Восемьбольших молотов“ из цикла о Юэ Фэе.
- У Чэн-эньДДс^.- (ок.1500 1582), писатель, автор романа „Путешествие на Запад“.
- У Ю-жу ^ (? — 1893/97), известный жанровый художник, делалрисунки, в частности, и для народной гравюры.
- У Юань-тай Д ~ минский писатель, автор романа „Путешествие
- Восьми бессмертных на восток“.
- Фэй Дэ-гун разбойник из пьесы „Храм Бачамяо“ из цикла о судье1. Ши.
- Фэн Мэн-лун ^ (1575 — 1646), писатель и составитель сборников рассказов- сюжеты многих из них были переработаны для театра. у/
- Хань Синь (? — 196 г. до н.э.), советник Лю Бана, герой многихпьес.
- Хань Сю разбойник из пьесы „Озеро Ляньхуаньху“.
- Хань Сян-цзы один из Восьми даосских бессмертных.
- Хань Тянь-хуа Щ ^ ^ персонаж пьесы „Свадьба в столице“ из цикла о судье Бао. На картине, иллюстрирующей эту пьесу, назван Ван Тянь-лу (см.).
- Хань Фэй-цзы (пр.280 — 233 г. до н.э.), философ, основательшколы „легистов“.
- Хань Чан^^ ляоский генерал, персонаж пьесы „Разгром Хань Чана“ из цикла пьес о полководцах семьи Ян.
- Хо-син „Звезда огня“, дух огня, персонаж ритуальных пьес.
- Ху Ли хозяин постоялого двора, персонаж романа „Зеленый пион"и связанных с ним пьес.
- Ху Хэ-нянь (? — ?), медик и актер-любитель, драматург цзинцзюй.
- Ху Цзин-дэЙ^^- танский полководец, традиционно почитаемый как один из дверных духов — мэнь-шэней.1. Ху Янь-шоу Цполководцах семьи Ян. сунскии полководец, персонаж пьес из цикла о
- Хуа Дэ-лэй приятель разбойника Инь Ляна из пьесы „Сихуанчжуан“ из цикла о судье Пэне.1. А:
- Хуа Му-лань ^г^ дева-воительница, героиня многих легенд и пьесы „Му-лань идет на войну“.
- Хуа Юнь-лун разбойник, персонаж пьесы „Дом семьи Чжао“.1. Хуан Сань-тай- вначале разбойник, потом помощник Пэн Пэна из цикла пьес о судье Пэне.
- Хуан Тянь-ба^.^^- сын Хуан Сань-тая, помощник Ши Ши-луня из цикла пьес о судье Ши.
- Хуан мятежный военачальник, герой пьесы „Тай-цзюньпрощается со двором“, последней пьесы цикла о полководцах семьи Ян.
- Хуан Чао Цр (? — 884), предводитель восстания, персонаж пьесы „В государстве Шато“.1. Хун-нян- героиня одноименной пьесы переработки „Западного флигеля“ Ван Ши-фу.
- Хун Сю-цюань ¿-/Дф^ (1814 — 1864), руководитель восстания Тайпинов, герой немногочисленных пьес.1. Хэ Сянь-гу- единственная женщина из Восьми даосскихбессмертных.
- Хэ Тянь-бао ^ разбойник из цикла пьес о судье Ши.
- Хэ-хоу жена сунского императора Чжао Куан-иня, героиня пьесы
- Государыня бранится в тронном зале“.
- Хэ-Хэ (эрсянь)^^:^-/^ „Согласие и единение“, двойники — божества согласия. Часто изображались на народных картинах.
- Цай Тянь-хуа^^у^ маг, герой пьесы „Управа Хуайаньфу“ из цикла о судье Ши.
- Цай Цзи-цюань ^ ^^^ правитель округа, герой пьесы „Округ Цайцзячжуан“ из цикла о восстании в горах Ляншаньбо.
- Цай-шэнь бог богатства, часто изображался на народных картинах.5,
- Цао Го-цзю один из Восьми даосских бессмертных.
- Цао Сюэ-цин ^ (1724 — 1764), писатель, автор романа „Сон вкрасном тереме“.
- Цао Цао§-^£- (155 220), государственный деятель периода Троецарствия, основатель царства Вэй, полководец, поэт. Герой множества пьес, во всех -главный отрицательный персонаж.
- Цао Чжи % (192 — 232), сын Цао Цао, поэт, некоторые сюжетыкоторого переработаны для театра.
- Цао Чжуан Щ № чиновник, персонаж пьесы „Верность и сыновняя почтительность“.
- Цзан Мао-сюньг?/сЩ)|- (1550 1620), драматург, составитель „Изборника юаньской драмы“.
- Цзао-ван||рЕ бог очага, персонаж народных картин и пьесы „Наказание Цзао-вана“.
- Цзи Дянь монах, герой авантюрного романа „Жизнеописаниемонаха Цзи“ и связанных с ним пьес.
- Цзи Сяо-тан маг, герой пьесы „Пещера Черного Песка“.
- Цзинь-лянь'дру супруга карлика У Да-ляна (см.).
- Цзинь Сун ^^ чиновник, герой пьесы „Бьет палкой недостойного супруга“.
- Цзинь Тай-юэ ^^^ владелец книгопечатной мастерской в городе Цзяньане во времена Мин.
- Цзинь Юй-ну дочь Цзинь Суна, героиня пьесы „Бьет палкойнедостойного супруга“.1. Цзы-ду (Гунсунь Юй) — полководец чжэнского Чжуан-гуна, герой пьесы „Казнь Цзы-ду“.
- Цзюхуа-нян колдунья из пьесы „Очарованный кабачок“ из цикла осудье Пэне.
- Ци Цзи-гуансудья, персонаж чуанъци Ли Юя „Пригоршня снега“ и ее переработок в жанре пекинской музыкальной драмы.
- Ци Цзянь-лун художник и владелец одной из старейших в
- Янлюцине мастерских народной картины, по традиции носящей его имя.
- Цин Юй ^ оборотень, персонаж пьесы „Пещера Черного Песка“.
- Цинь Куай изменник, погубивший Юэ Фэя, персонаж романа
- Полное жизнеописание Юэ Фэя“ и связанных с ним пьес.1. Цинь Цюн см. Цинь Шу-бао.
- Цинь Ши-хуан^^Й^ (259 — 210 г. г. до н.э., на троне с 221 г. до н.э.), основатель империи Цинь, отрицательный театральный персонаж.
- Цинь Шу-бао (Цинь Цюн) I? if (? — 638), танский генерал, дверных духовпочитаемыйкакодинизтрадиционно мэнъ-шэней.
- Цинь Эрши-хуан^^^-^ (на троне 209 — 207 г. г. до н.э.сын и наследник Цинь Ши-хуана, отрицательный персонаж пьесы „Меч Вселенной“.
- Цуй Вэнь-жуй,|§? jb^w ученый, герой пьесы „Денежное дерево“.
- Цуй Чжу^/И' сановник цзиского Чжуан-гуна, герой пьесы „Морская жемчужина“.- 1908), императрица и регентша, страстная театралка.
- Цэнь Пэн<£ полководец, сподвижник Лю Сю, герой пьесы „Взятие Лояна“.
- Цю-лянь героиня пьесы „Женитьба Весны и Осени“.1. Цю-сян- героиня пьесы „Выбирает Цю-сян“.
- Цянь-лун (1736 — 1795), девиз годов правления цинскогоимператора Гао-цзуна (1711 1799), герой нескольких пьес.
- Цянь Cbi-TyH^|^ef см. А Ин.
- Цянь Цай цинский писатель писатель, автор романа „Полноежизнеописание Юэ Фэя“.
- Цянь Цзи-шэнь (Хуй-ань)^-^!: (1833 1911), профессиональныйшанхайский художник, создавший новый стиль народной гравюры.1. Цянь Юй-линь- продавец масла, герой пьесы „Историядобродетельной женщины“.
- Чан-э ЩШ супруга героя китайской мифологии Стрелка И, героиня пьесы „Чан-э возносится на луну“.г-ЧГ
- Чао Гай # первый предводитель восстания в горах Ляншаньбо, один из героев романа „Речные заводи“ и связанных с ним пьес.
- Чжан Го-лао ^ один из Восьми даосских бессмертных.
- Чжан Гуй-лань жена Хуан Тянь-ба, персонаж пьесы „Храм
- Бачамяо“ из цикла о судье Ши.
- Чжан Да-фу драматург начала Цин.
- Чжан Лянe-Ec. (? — 185 г. до н.э.), ханьский полководец, театральный персонаж.- персонаж пьесы „Те Гун-цзи“ по- главный маг и
- Чжан Опора Государства ^ ^ ^ „Жизнеописанию Хун Сю-цюаня“.
- Чжан Тянь-ши, „Небесный наставник Чжан“ повелитель бесов.
- Чжан (? — 221), полководец, побратим Лю Бэя, один из главныхперсонажей романа „Троецарствие“ и связанных с ним пьес.
- Чжан ХэнШсЩз (78 — 139), литератор, автор „Оды Западной столице“, важного источника информации о ранних театральных формах.
- Чжан-четвертая^^й дочь Владыки Ада Юй-ди, героиня пьесы „Денежное дерево“.
- Чжан Юань-сю%
- Чжао Гао & сановник, герой пьесы „Меч Вселенной“.
- Чжао Гуан-и (Тай-цзун)^^!^ ^^ (на троне 976 — 997), младший брат Чжао Куан-иня, второй сунский император. Герой нескольких пьес.
- Чжао Гун-мин j&fc даосский маг и волшебник, герой романа
- Возведение в ранг духов“ и связанных с ним пьес.
- Чжао Дэ-фан- племянник сунского Тай-цзу, имел титул Басянь-ван, персонаж пьесы „Дело честного чиновника“ из цикла о полководцах из рода Ян.
- Чжао Куан-инь (Тай-цзу)^ %% (927 976, на троне с 960 года), основатель государства Сун, герой многих пьес.2/ V
- Чжао Мэй-жун^>|?3|^ героиня пьесы „Почтовая станция Синьань“. Чжао-нюйш- дочь Чжао Гао, героиня пьесы „Меч Вселенной“.
- Чжао-пятая героиня пьесы „История лютни“ и ее позднейших-переработок.
- Чжао Цзинь-танй'^!^- супруга Чжу Чунь-дэна из пьесы „Пасут овец“.
- Чжоу ЖэньД) слуга Ду Вэнь-сюэ из пьесы „Слезы верных супругов“. '
- Чжоу И-бай Д) 3-„- (1900 — 1977), автор многочисленных трудов по истории китайского театра.
- Чжоу Ми ^ (1232 — 1308), южно-сунский литератор, автор „Старых историй из Улиня“, важного источника сведений о су иском театре.
- Чжоу Мин-тай ^Л^ (1896 — ?), историк театра.
- Чжоу-синь (Чжоу-ван)^ ^ (1154 — 1122 г. г. до н.э.), последнийправитель государства Инь-Шан, тиран и деспот, свергнутый чжоуским У-ваном.
- Чжоу Синь-фан (1895 — 1975), великий актер пекинскоймузыкальной драмы.
- Чжоу Фэн-ин- герой пьесы „Почтовая станция Синьань“.
- Чжоу Цун-лун^^^юноша, персонаж пьесы „Гора Циншишань“.
- Чжоу Чу) Щ герой пьесы „Искоренение трех зол“.
- Чжу Ба-цзе Щ ' 4 ^ Боров, персонаж романа „Путешествие на Запад“ и связанных с ним пьес.
- Чжу Чунь-дэн^^д- военный, герой пьесы „Пасут овец“. Чжу Ю-дунь — (1379 — 1439), драматург.
- Чжу Юань-чжан (1328 — 1398), основатель империи Мин, геройнескольких пьес.¿-at
- Чжуан-ван (Чу)$£2- ?g- князь, герой нескольких пьес о временах Восточного Чжоу (771 247 г. до н.э.).
- Чжуан-гун (Цзи)$?4а князь, герой нескольких пьес о временах
- Восточного Чжоу (771 247 г. до н.э.).1. Чжуан-гун (Чжэн) ^t^ щжкнязь, герой нескольких пьес о временах
- Восточного Чжоу (771 247 г. до н.э.). -„К
- Чжуан-цзы Зг (369 — 286 г. до н.э.), великий китайский философ, эпизоды из его жизни изображались на народной картине.
- Чжугэ Лян (181 234), мудрый советник Лю Бэя, один из главныхперсонажей романа „Троецарствие“ и связанных с ним пьес.1. Чжун Куй1.повелитель бесов, персонаж ритуального и светского театра, часто изображался на народной картине.
- Чжунли Цюань^^/^ один из Восьми даосских бессмертных.
- Чжун Цзы-ци тш персонаж новеллы из сборника „Слово простое, мир предостерегающее“ „Юй Бо-я, скорбя о друге, разбивает цитру“ и основанной на ней пьесы „Гора Маашань“.
- Чжэнь-цзун ^ (968 — 1022, на троне с 988 года), сунскийимператор, герой ряда пьес.
- Чжэн Энь полководец сунского императора Чжао Куан-иня, геройпьесы „Казнь желтого халата“.
- Чунь-фа^ герой пьесы „Женитьба Весны и Осени“.
- Чэн Цзин-сыя?' сановник танского императора Си-цзуна, герой пьесы „В государстве Шато“.
- Чэн Яо-цзинь^Д"^^ предводитель повстанческого отряда, ведущего борьбу против Суй, герой пьес из цикла о воцарении Тан.
- Чэнь Син-юань ^ % Дц героиня романа „Вторичное цветение слив“ и связанных с ним пьес“.
- Чэнь Сю-ин ^^ ^ героиня пьесы „Брак, заключенный с помощью железного лука“.
- Чэнь Сян у/Ь сунский юноша, сын феи с горы Хуашань Саныпэнму, герой „Баоцзюаня о Чэнь Сяне“ и связанных с ним пьес.
- Чэнь Хун-шоу ^ (1598 — 1653), известный художник, много работавший для гравюры.
- Чэнь Шоу (233 — 297), автор „Истории Трех царств“.
- Ши Вэнь У— герой пьесы „Брак, заключенный с помощью железного лука“.
- Ши Дэ-мин0^|$ 3- студент, персонаж пьесы „Город Сычжоу“. Ши Кэ-фа^^- (1601 1645). Военачальник конца Мин, оказавший сопротивление маньчжурам. Герой пьесы, носящей его имя.
- Ши (ХГУ в.), писатель, автор романа „Речные заводи“.1. Ши Сю^- персонаж романа „Речные заводи“ и связанных с ним пьес.
- Ши Чжун- певичка по прозвищу Нарумяненная Тигрица, героиняодноименной пьесы.
- Ши (1657 1722), судейский чиновник, главный геройцикла пьес.
- Ши Юй-кунь ^ Д. сказитель конца XIX века, автор романа „Троехрабрых, пятеро справедливых“.
- Шоу-син Щ божество долголетия, персонаж ритуального театра, часто изображался на народной картине.
- Шуйму нян-нян^^^^-водная богиня, персонаж пьесы „Город Сычжоу“.
- Шунь ^ один из трех мудрых правителей древнего Китая.
- Шэ Тай-цзюнь^^,^ супруга Ян Цзи-е, мать братьев Ян, героиня ряда пьес цикла о полководцах семьи Ян.1. Шэн Ин- охранник, герой пьесы „Озеро Ляньхуаху“. Шэнь Ко (1030 — 1094), сунский литератор.
- Шэнь Жун-пу^^^- цинский художник, автор портрета тринадцати актеров периода Тун-чжи.
- Шэнь-цзун (1048 — 1085, на троне с 1068 года), сунский император.1. Эннин- (794 864), японский монах, совершивший паломничество в1. Китай.
- Ю-ван 0 (781 — 770 г. г. до н.э.), последний правитель Западного
- Чжоу, тиран и деспот, герой нескольких пьес.
- Юй ^ семья печатников, издавшая „Пять пинхуа“.1. Юй Бо-ят я- персонаж новеллы из сборника „Слово простое, мир предостерегающее“ „Юй Бо-я, скорбя о друге, разбивает цитру“ и основанной на ней пьесы „Гора Маашань“.
- Юй Вань-чунь^ (1794 — 1849), писатель, автор романа „История усмирения бандитов“.
- Юй-ди Яшмовый император, верховное божество даосскогопантеона и народных культов, Владыка Ада.
- Юй У wS- (? — ?), актер-любитель и драматург цзинцзюй.
- Юй ЧжиД. (1809 — 1874), литератор и теоретик, драматург цзинцзюй.
- Юн-чжэн^дЕ (1723−1735) девиз годов правления цинского императора Ши-цзуна (1678−1735).
- Юэ Фэй ^ ^ (1103 — 1142), полководец, возглавивший войну с чжурчжэнями, герой романа „Полное жизнеописание Юэ Фэя“ и связанных с ним пьес.
- Юэ Юнь J? j^X -(1120 1142), сын Юэ Фэя, также полководец и театральный персонаж.
- Ян Бо сановник регентши Ли Янь-фэй, персонаж пьесы „Двоеприходят во дворец“.
- Ян-гуйфэй-^И!!^ (719 — 756), любимая наложница танского императора Сюань-цзуна, героиня ряда пьес.
- Ян-ди (Ян Гуан)/!^?- 618), последний суйский император (605 618), тиран и деспот, герой многих пьес из цикла о воцарении Тан.
- Ян Пай-фэн дева-воительница из семьи полководцев Ян, героинямногих пьес.
- Ян Цзай-син отдаленный потомок полководцев семьи Ян. Геройпьесы „Усмирение мятежа под Тяньчжоу“.
- Ян Цзи-е 986), сунский полководец, прославившийся борьбой скиданьским государством Ляо. Герой романа „Северо-сунские полководцы из семьи Ян“ и многочисленных пьес.
- Ян Цзун-баО/Щ^.- сын Ян Янь-чжао, герой ряда пьес о полководцах семьи Ян.
- Ян Янь-пин старший сын Ян Цзи-е, герой многих пьес цикла ополководцах рода Ян.
- Ян Янь-хуй четвертый сын Ян Цзи-е, герой популярнейшей пьесы1. Четвертый сын ищет мать“.
- Ян Янь-чжао Щ>ф flg. шестой сын Ян Цзи-е, герой пьес из цикла о полководцах семьи Ян.
- Янь Нянь f' родственник министра Янь Суна из пьесы „Слезыверных супругов“.
- Янь Сун f министр, персонаж пьесы „Слезы верных супругов“.
- Янь Шн-фань % сановник, персонаж чуаньци Ли Юя „Пригоршня снега“ и ее переделок в жанре пекинской музыкальной драмы.
- Яо (24 — 23 в.в. до н.э.), легендарный правитель Китая.
- Яо-ван ^ „Князь лекарств“, часто под этим именем подразумевали реального врача Сунь Сы-мяо, героя пьесы „Свиток Яо-вана“.названий произведении:
- Айчжу-чжай» («Кабинет любителя бамбука») ^ «Альбом рисунков о театре» ^ «Аромат весны мешает учебе» ^ ^ Щ^г «Ба-ван прощается с наложницей»
- Банановый веер" «Еаоцзюань о Мэн Цзян-нюй' „Баоцзюанъ о Чэнь Сяне“ „Бацзячжай“
- Башня желтого металла» «Бездонная пещера» «Белый заяц» «Бованпо"1тй'Ш
- Брак, заключенный с помощью железного лука» «Братание в персиковом саду» «Бьет в барабан, ругает Цао» Ц
- Бьет кнутом халат тросникового пуха" /^Л^л
- Бьет палкой недостойного супруга" ^ ^ Щ
- В горах Цзяньфэныпань задерживают Барышню Девяти Цветов" & %? ^
- В зале суда приговаривают к смертной казни" 1 -V
- В персиковом саду спрашивает брод"ш ® ?Л Л
- В^ пе^ер е^Ъгги цветов с трудом различают подлинных и мнимых"? ^ «В саду^видит удивительный сон» Ш7
- В царстве Шато" $ Щ «В чайной» ?
- Ван Чжао-цзюнь едет к варварам" «Верность и сыновняя почтительность» ^ ^ «Верный долгу, храбрый Уаньский князь» («Гуань Юй»)^ Щ «Взятие Лояна» ^ ^6
- Вновь вырезанная картина, изображающая /поиски бокала/ в доме
- Вновь вырезанная картина о том, как молодцы Зеленых лесов разг Позицию Золотого Блеска" ШЩ^
- Вода затопляет монастырь Цзиньшаньсы" ^1. Возведение в ранг духов"1. Возвращение в Цзинчжоу"
- Воздвигнув треножник, созерцает картину" ^
- Восемнадцать вращений жернова" + Л
- Восемь бессмертных желают долголетия Сиванму'
- Восемь бессмертных пьют вино"1. Восемь больших молотов"1. Восемь триграмм" / ч
- Вторичное цветение слив" ц ^ ^
- Входит в присутствие с ребенком за спиной"1. Выбирает Цю-сян" ^^1. Выбор циня"
- Высшая истина о человеческой природе" ^^1. Вэнь Тянь-сян" ^•А*
- Голубь возвращается в клетку" Щ. щ «Гонится через горные заставы» ^ щ «Гонится через три горные заставы» ^ «Гора Линьтуншань» $
- Гора Мааныпань" 'Гора Нютоушань" 'Гора Циншишань" 'Гора Цуйбиншань" 'Гора Шуансошань' 'Город Сычжоу" 'Государыня бранится в тронном зале' То цэ" @ Цкго ЮЙ" %%ъъ*1. А- и*
- Грушевый сад" ^ -'Даминфу" ^ % Д
- Двадцать четыре примера сыновней почтительности" «Двое приходят во дворец» ^ З^/хЬ «Девять укреплений излучин на Желтой реке"-К щ
- Дела судьи Драконова Печать» '¿-л ^
- Дела судьи Пэна" -'Дела судьи Ши" 'Дело с яшмовым браслетом' 'Дело честного чиновника" 'Денежное дерево" 'Деревня Злобного Тигра" 'Деревня четырех героев" 'Десять красавиц"
- Ди Цин вступает в бой один на один и своей секирой поражает Ван Тянь-Дом семьи Чжао"лу