Введение.
Психологические особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду. Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Цель исследования — влияние научных… Читать ещё >
Введение. Психологические особенности сюжетно-ролевой игры дошкольников (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Актуальность поднятой проблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихся методах психолого-педагогического воздействия игровых методов на формирующуюся личность ребенка с целью развития интеллектуальных, творческих способностей, формирования нравственных качеств, положительных взаимоотношений детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития в детском саду.
В процессе сюжетно-ролевой игры развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра — это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью. Игра — явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом.
Игра является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир.
Все это обусловило выбор темы курсовой работы: «Психологические особенности сюжетно-ролевой игры современных дошкольников» .
Объектом исследования является сюжетно-ролевая игра.
Предмет исследования — влияние сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста, изучение нравственного воспитания и культуры поведения детей данного возраста.
Гипотеза исследования: анализ психолого-педагогической литературы позволил мне предположить, что сюжетно-ролевая игра способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Цель исследования — влияние научных основ воспитания дошкольников, способствующего позитивной социализации в дошкольных образовательных учреждениях.
Задачи исследования:
- 1. Охарактеризовать сюжетно-ролевую игру и ее воспитательное значение в формировании взаимоотношений старшего дошкольника;
- 2. Изучение теоретической и практической базы опыта работы;
- 3. Опытным путем проверить эффективность влияния сюжетно-ролевой игры на формирование положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста.
Методы исследования: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме, методы исследования коммуникативной и эмоциональной сферы старших дошкольников, индивидуальная беседа, наблюдение.
Научная новизна состоит в исследовании специфических особенностей игровой деятельности современных дошкольников, показании уровня развития сюжетно-ролевой игры, которая способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Теоретическая значимость результатов исследования заключается в установлении и педагогической демонстрации образовательно-обогащающего потенциала, доказано, что система сюжетно-ролевых игр способствует формированию положительных взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста со сверстниками при косвенном и прямом участии педагога.
Практическая значимость работы состоит в том, что предложенные педагогические условия, разработанная программа развития сюжетно-ролевых игр, способствующих формированию положительных взаимоотношений может быть реализована педагогами в воспитательно-образовательном процессе дошкольного образовательного учреждения.