Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Понятие художественного образа

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Образ — картина мира, преломленная через мироощущение, мировоззрение и прочие жизненные взгляды и установки автора художественного произведения. Другими словами, образом будет считаться все то, что окружает персонажа и те условия, в которые он помещен. Будь то пейзаж, предметный мир или окружающая обстановка. Но все эти образы, имеют прямое отношение к персонажу. Они помогают раскрыть… Читать ещё >

Понятие художественного образа (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Термин «образ» фигурирует во многих областях и науках, таких как психология, литература, лингвистика, философия, эстетика и так далее. Вместе с тем, единого представления образа не существует. Это вызвано тем, что образная система при познании художественного текста читателем, преломляется через его собственный угол восприятия.

Существует ошибочное понимание образа как непосредственного образа персонажа. В. П. Мещеряков писал, что «с полным основанием понятие „художественный образ“ могут быть включены лишь изображения персонажей людей» (Мещеряков В.П., Козлов А. С., Кубарева Н. П., Сербул М. Н.

Литература

и литературоведение. М.: Дрофа, 2003.416 с.). Однако такое понимания художественного образа будет не только ошибочно, но и узко.

Л.И. Тимофеев считал, что «образ — это конкретная и в тоже время обобщённая картина человеческой жизни, созданная при помощи вымысла, и имеющая эстетическое значение» (Тимофеева Л. И. Основы теории литературы. М.: Просвещение, 1976.464 с.).

Лингвистика рассматривает понятие «образ» шире, чем литературоведение, поскольку понятие «образ» и «образность» рассматриваются неразрывно друг от друга. И в центре исследования лингвистов находятся изобразительно-языковые средства воплощения образа, такие как метафора, сравнение, синекдоха, гипербола, эпитет и так далее.

В.К. Тарасова писала, что образ может представляться в виде одного слова, словосочетания, сверхфразового единства или занимать целую главу. Но стоит принимать во внимание тот факт, что «образность — это весь лексический строй литературного произведения… содержание заключено в слове и постигается в нем, а не иллюстрируется лишь словом, как чаще всего бывает при литературоведческом анализе образа автора и образов персонажей» (Виноградов В.В. О языке художественной литературы. М.: Гослитиздат, 1959.657 с.).

Образ, в широком смысле, является отражением реальной действительности в сознании. Отличительная черта образа заключается в том, что он передает не только отражение реальной действительности, но и также авторское отношение к той самой действительности. Между тем, выделяются общие и частные функции образности в художественном произведении. К четырем основным функциям образа, предложенным А. А. Потебней, относятся — «познавательная, коммуникативная, эстетическая и воспитательная» (Арнольд И. В. Стилистика. Современный английский язык. М.: Флинта, 2002.384 с.).

Частные функции образа были рассмотрены С. Ульманом и выделены:

  • 1. Акцентировка главных тем и лейтмотивов произведений;
  • 2. Передача эмоционального, оценочного и экспрессивного отношения к тому, о чем говорится в литературно-художественном произведении;
  • 3. Для воплощения глубоких идей, имеющих философское содержание в литературе. Формируется имплицитно и имеет образное выражение;
  • 4. Для воплощения эмоций, которые выражены словами (Ullman St. Style in the French Novel. Cambridge, 1957. Р 170.).

Самой важной функцией, воздействующей на чувственное сознание читателя является эстетическая функция.

С. Ульманом была также рассмотрена структура образа, которая состоит:

  • 1. Обозначаемое — то, о чем идет речь;
  • 2. Обозначающее — то, с чем сравнивается обозначаемое;
  • 3. Основание сравнения — общая черта сравниваемых понятий;
  • 4. Отношение между первым и вторым;
  • 5. Техника сравнения как тип тропа;
  • 6. Грамматические и лексические особенности сравнения (Ulman St. Language and style. N. Y., 1962. Р.90).

Невозможно, изучая один подход, избегать того факта, что художественный образ представляет собой целостность, поскольку элементы и формы выражения художественного образа непосредственно находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.

Образ — картина мира, преломленная через мироощущение, мировоззрение и прочие жизненные взгляды и установки автора художественного произведения. Другими словами, образом будет считаться все то, что окружает персонажа и те условия, в которые он помещен. Будь то пейзаж, предметный мир или окружающая обстановка. Но все эти образы, имеют прямое отношение к персонажу. Они помогают раскрыть и рассмотреть тот быт, в который погружен персонаж. Кроме всего, такая картина мира должна быть реальной, понятной и близкой для понимания читателя. Только тогда, кроме понимания, у читателя будут возникать чувства, эмоции по отношению к создаваемому образу, персонажу и тексту в целом.

Таким образом, мы видим важность существования предметного мира в художественном произведении. Иногда вещи предметного мира появляются вскользь, иногда в нескольких сегментах текста, а иногда являются центром повествования. Самая малая единица мира вещей называется художественной деталью. Присутствие художественных деталей в тексте не просто важно, а необходимо, поскольку в этом и заключается суть образа.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой