Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Коммуникативный акт, речевой акт и схема четырех полей К. Бюлера

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

К. Бюлер выделяет «речевое действие» (H — Sprechhandlung), «языковое произведение» (W — Sprachwerk), «речевой акт» (A — Sprechakt), «языковую структуру, языковое образование» (G — Sprachgebilde) как четыре элемента, которые позволяют утверждать: «Все языковые феномены являются знаковыми» (К. Бюлер, 1993, с.38), а также, что наука о языке, теория языка не должна ограничиваться дихотомией В… Читать ещё >

Коммуникативный акт, речевой акт и схема четырех полей К. Бюлера (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Рассматривая соотношение терминов, включающих понятие акт, а именно: коммуникативный акт, речевой акт, иллокутивный акт, пропозициональный акт, референциальный акт и другие, становится возможным установить их соотношение с учетом общности и различий, поскольку все они так или иначе охватывают сферу коммуникации.

Безусловно, коммуникативный акт в данном ряду оказывается общей базой для выявления связей между всеми прочими актами. Это обусловлено его социальной значимостью прежде всего для участников общения, которые «порождают высказывания и интерпретируют их» (ЛЭС, с. 223) в ходе коммуникативного акта. Заметим, что коммуникативный акт может осуществляться и без языка, т. е. быть невербальным, хотя бы при использовании жестов, мимики, различных звуковых и визуальных знаков-сигналов, которые также интерпретируются участниками коммуникации.

Являясь разновидностью коммуникативного акта, речевой акт всегда включает в себя высказывание, которое, собственно, его и оформляет, и означивает, но прежде всего речевой акт трактуется как «целена-правленное речевое действие, совершаемое в соответствии с принципами и правилами речевого поведения, рассматриваемое в рамках прагматической ситуации» (там же, с. 412). Приведенная характеристика заставляет обратиться к схеме четырех элементов, или четырех полей К. Бюлера, которая, на наш взгляд, разъясняет взаимодействие речевого акта и ситуации, с одной стороны, и речевого акта как действия и языка, — с другой.

К. Бюлер выделяет «речевое действие» (H — Sprechhandlung), «языковое произведение» (W — Sprachwerk), «речевой акт» (A — Sprechakt), «языковую структуру, языковое образование» (G — Sprachgebilde) как четыре элемента, которые позволяют утверждать: «Все языковые феномены являются знаковыми» (К. Бюлер, 1993, с.38), а также, что наука о языке, теория языка не должна ограничиваться дихотомией В. Гумбольдта energeia — ergon или оппозицией Ф. де Соссюра la langue — la parole, а опираться на четыре элемента и исследовать четыре поля, в которых взаимодействие названых четырех элементов реализуется двумя схемами:

В обеих схемах обнаруживаются две перекрещивающиеся дихотомии. При этом «речевое действие H» и «речевые акты А» принадлежат полю I, поскольку они соотнесены с субъектом, а «языковое произведение W» и «языковое образование, или структура G», будучи отвлеченными от субъекта, т. е. межъсубъектными, принадлежат полю II. Учитывая «ступени формализации», «речевое действие Н» группируется с «языковым произведением W», а «речевой акт А» — с «языковым образованием, или структурой G» (К. Бюлер, 1993, с. 51).

Данные рассуждения показывают, что речевой акт обнаруживается только с помощью высказывания, т. е. только в вербальной форме. Само же высказывание «обладает полевой структурой» (М.Ю. Федосюк, 1997, с. 146), будучи включенным, хотя и различными сторонами, во все четыре поля К. Бюлера.

Внутреннее строение, собственно структура речевого акта имеет три уровня: локуцию, иллокуцию, перлокуцию (Дж. Остин, Дж. Серль и др.). Каждый уровень принято также характеризовать как акт, что связано с реализацией одной из основных семантических функций языка (к. Бюлер), и с некоторым результатом каждого из актов. Так, в результате локутивного акта, включающего и говорение-произнесение, возникает имя или номинативная основа речевого произведения. Иллокутивный акт будучи реализацией интенции и речевым действием говорящего субъекта я, прежде всего стремится выразить некоторое содержание и направить его адресату, слушателю ты, а содержание в свою очередь оформляется в перформативное высказывание.Перлокутивный акт, обусловленный апелляцией к адресату, в целом как бы выходит за пределы речевого акта, в силу чего он часто осторожно именуется перлокутивным эффектом, тем не менее его следы можно обнаружить и в пределах речевого акта, а именно: в предикате перформативного высказывания, в глаголе-перформативе.

Итак, речевой акт можно охарактеризовать как особую разновидность коммуникативного акта: это иллокутивный коммуникативный акт, который может включать локутивный и перлокутивный акты.

Пропозициональный и референциальный акты принадлежать уровню высказывания, в частности перформативного высказывания, оформляющего речевой акт. Они инициируются говорящими субъектами.

Характеристики речевого акта либо его составляющих как речеповеденческого акта, речемыслительного акта, ментального акта (ментального состояния) целиком и полностью обусловлены сферами говорящего субъекта я и адресата ты, их социоречевым поведением и социальными нормами общения: «Язык является самым эксплицитным из известных нам видов коммуникативного поведения. (…) Язык — это преимущественно коммуникативный процесс во всех известных нам обществах» (Э. Сэпир, 1993, с. 211).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой