Величие героического подвига народа, память о понесенных жертвах являются основной причиной, заставляющей многих писателей вновь и вновь обращаться к теме Великой Отечественной войны, попытаться понять и объяснить, почему именно русский народ одержал величайшую в истории человечества победу.
Другая причина обращения к этой теме — ее актуальность, ведь во многих произведениях о войне, раскрывающих нравственные проблемы того времени, содержатся ответы на вопросы дня сегодняшнего. Кроме того, «литература о человеке на войне, собирая. энергию памяти, голоса и лица тех, кто отстоял „жизнь против смерти“, сейчас., когда войны то и дело вспыхивают как болевые точки на планете, превращается в звучащий колокол всеобщей памяти, в сигнал тревоги» (257, 5), — пишет В.Чалмаев. Человечество должно помнить трагедию второй мировой и всеми силами предотвращать возможность новой войны, к которой в начале XXI века вполне может привести противостояние США и исламского мира и мировой терроризм.
С начала 1960 годов, отойдя от «панорамности» в изображении войны, «лакировки» событий, русская литература стремится говорить подлинную правду о войне. Писатели стали входить в микрокосм войны, в сферу размышлений и эмоций солдата, ведь только в этом случае была возможна полная достоверность. Психологизм, углубленное проникновение во внутренний мир отдельного человека, суровый драматизм и трагизм ситуаций — характерные черты этой прозы. Детали фронтового быта, «окопная правда» сосуществуют со значительными обобщениями минувших дней войны. А мысль о том, что с гибелью одного человека уходит в небытие целая вселенная, стала в этих произведениях основной. Именно тогда появляется понятие «лейтенантская проза» (К.Воробьев, В. Курочкин, Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков). В конце 60-х в литературу о войне входят и писатели-фронтовики, с именами которых прочно связано такое понятие, как «философия снизу» (В.Астафьев, Е. Носов, Б. Васильев, В. Кондратьев).
Однако, по мнению критика В. Чалмаева, гипертрофированное постижение подлинной правды прошедшей войны вылилось в начале 90-х годов в «непрерывную агрессию против прошлого» и привело к крайней политизации военной прозы, а вместе с ней к ощущению обесценивания подвига народа. Как отмечает В. Чалмаев, «под воздействием моды на глобальный разрыв с прошлым, на дискредитацию почти семи десятилетий советской истории они (писатели — Н.С.) стали измельчаться, политизироваться, открывать для себя новый фронт исследования: «присутствия коммунистического сатаны на русской земле, не знающего ни креста, ни Бога, ни совести» (257, 104), а сами солдаты превратились в люмпенизированную массу (особенно ярко это проявилось в повести В. Астафьева «Прокляты и убиты»). К счастью, многим писателям-фронтовикам удалось избежать подобного следования «веянию времени» и остаться верными своему внутреннему кодексу (В.Кондратьев, Ю. Бондарев). Одним из тех писателей, кому удалось сохранить яркую творческую индивидуальность, не идя навстречу «поверхностным политизированным ожиданиям читателя», стал Е. И. Носов.
В настоящем исследовании рассматривается проза о Великой Отечественной войне одного из больших русских писателей второй половины прошлого столетия Е. И. Носова. В сознании массового читателя имя Е. И. Носова связывается в первую очередь с деревенской прозой. Большинство исследователей рассматривали творчество писателя преимущественно в рамках эстетики деревенской прозы, военная же тема оттеснялась на второй план, а сам писатель говорил, что «вообще-то тема войны у меня не главная, как, например, у Василия Быкова или у Юрия Бондарева. Главной темой была и остается деревня, ее насущные проблемы. Но война жива в истории деревни. Ведь общество. не привело себя в порядок после войны. Я вглядываюсь в человека деревни, который прошел войну, знает ее суровую правду». (5, 3).
Сверстники Евгения Ивановича Носова — Ю. Бондарев, Г. Бакланов, В. Быков — начали свой путь в большую литературу с произведений о Великой Отечественной войне. В отличие от них Носов заявил о себе как о талантливом писателе с выходом сборника «На рыбачьей тропе"(1958), где изображены поэтические картины природы, окрашенные философскими размышлениями автора. В живописных зарисовках и картинах из крестьянского быта, незамысловатых на первый взгляд, звучит сильное жизнеутверждающее начало, огромный гуманистический смысл. А ведь именно этого: добра, красоты, милосердия и не хватало людям, только что перенесшим страшную трагедию. Писатель попытался вернуть читателю краски мира, стертые недавним военным ненастьем.
Однако, начиная с середины 60-х, память о войне в рассказах писателя начинает проявляться все более и более отчетливо, заняв в позднем его творчестве центральное место.
По глубокому убеждению Е. И. Носова, достоверно и глубоко писать о войне может только человек, побывавший в ее горниле. Придерживаясь требования предельной правдивости в изображении событий, писатель очень осторожно обходится с такими формами выразительности, как аллегория, фантастика, сатира, гротеск. В. Астафьев вспоминал о том, как трудно и мучительно писал страницы своей военной прозы Е. И. Носов, боясь «впасть в сочинительство» и тем самым оскорбить память павших.
Глубокие раздумья писателя «о времени и о себе», о горьком опыте своего поколения, о важности этого опыта для других поколений, о войне, о мире, о фронтовиках вне фронта являются достойным продолжением лучших традиций отечественной литературы.
Отправной точкой исследования послужило справедливое утверждение В. Чалмаева о творчестве Е. И. Носова в статье «Сквозь огонь скорбей»: «Весь негромкий эпос Евгения Носова — это поиск мгновений, когда путь.
Родины был не искривлен ложными целями, когда ее мощи не было задано (предпослано) фальшивое направление саморазрушения, самокромсания., праздник Победы — это одно из просветлений народного духа, вершинное место в истории, с которого видно во все концы света. Срезать его — срезать Россию. Замечательный писатель сделал его чуточку выше, светлее, рассеял многие туманы, вселил непреходящие надежды. Будем верить, что его события, равные вечности, его герои с их «мужичьим образом» помогут многим осознать уродливость временных навыков бытия, апокалипсической прострации, застылого недоумения". (257, 39).
Актуальность данной работы данной работы состоит в обращении к прозе Е. И. Носова о Великой Отечественной войне, которое позволит дополнить представление о развитии военной прозы второй половины XX века, определить место данного автора в литературном процессе 1960;2000;х гг., выявить оригинальное и типическое в его индивидуальной манере повествования.
Гуманистическая основа творчества писателя, чистота нравственного чувства, социальная и философская насыщенность, художественное мастерство писателя, бесспорно, представляют подлинный интерес для изучения. Обращает на себя внимание блестящее владение писателем русским литературным языком. В связи с этим актуальное значение приобретает попытка акцентировать внимание на идейном и стилевом своеобразии воплощения военной темы в прозе писателя. Являясь мастером короткого рассказа и небольшой повести, писатель внес неоценимый вклад в развитие малых литературных жанров русской прозы, а по оценке В. Васильева, «значение Е. Носова в разработке жанров рассказа и короткой повести для советской литературы можно сравнить с открытием новых возможностей в „малой прозе“ для XIX века И. Тургеневым». (72,139).
Научная новизна данного исследования обусловлена недостаточной изученностью военной прозы Е.Носова. В критических статьях, которые носят в основном оценочный характер, затрагиваются лишь отдельные вопросы. Наиболее полно освещены ранние военные произведения писателя — рассказы «Красное вино победы», «Шопен, соната номер два» и повесть «Усвятские шлемоносцы». К теме войны на страницах этих произведений писателя обращались и некоторые диссертанты: Л. Дудина («Эпическое и лирическое в прозе Е. Носова»), Т. Заглоба («История и современность в прозе Е. Носова и С. Залыгина»), Н. Хрящева «Поэтика Е. И. Носова (Принципы воссоздания национального бытия)», несколько расширен этот диапозон в главе «Некоторые аспекты освещения проблемы «Человек и война» в работе Ю. Филиппова («Художественное воплощение народной жизни в произведениях Е. И. Носова 50-х-60-х годов»). Однако на сегодняшний день диссертационных исследований, посвященных изучению именно военной прозы писателя, нет. В данной работе впервые предпринимается попытка сделать целостный литературоведческий анализ произведений Е. И. Носова 1960;2000 годов в контексте развития основных тенденций военной литературы, а также выявить единство и целостность творческой манеры писателя.
При анализе повести «Усвятские шлемоносцы», наиболее полно освещенной критикой, делается попытка установить ее связь с традицией древнерусской литературы и фольклором, а также выявить христианские мотивы в повести, о наличии которых неоднократно упоминалось многими исследователями (С.Брыкина, Л. Дудина, В. Васильев, Н. Подзорова, Н. Сегованцев, Ф. Чапчахов и др.). Б. Агеев обнаруживает библейские мотивы конца Света в повести, однако библейская символика числа в рассказе «Красное вино победы», также достаточно освещенном в критике, остается незамеченной. В данной работе делается попытка восполнить и этот пробел. При помощи рассмотрения символики числа в рассказе подчеркивается ореол мученичества и праведности, лежащий на крестьянах, попавших в кровавую мясорубку войны.
Прослеживая тему взаимоотношений власти и народа в тылу и на фронте, а также судьбы фронтовиков после войны, настоящая диссертация обращается к произведениям писателя разных лет. При этом предпринимается попытка сосредоточить внимание на произведениях 19 902 000 годов («Синее перо Ватолина», «Костер на ветру», «Яблочный Спас», «Памятная медаль», «Два сольди», «Фагот»), которые освещены критикой явно недостаточно.
Наконец, впервые делается попытка выявить стилевое своеобразие военной прозы писателя, при помощи рассмотрения некоторые художественных приемов, раскрывающих не только талант писателя, но и талант живописца (портрет, пейзаж, цветопись).
Предметом исследования является проза Е. И. Носова 1960;2000 годов, связанная с событиями Великой Отечественной войны, ярко раскрывающая природу подлинного подвига и героизма народа, вынесшего на своих плечах, в тылу и на фронте, все тяготы войны. Причем в большинстве произведений события военной поры преподносятся в ретроспективном ключе, в воспоминаниях участников войны, ее очевидцев, самого автора, что делает возможным философское их осмысление спустя десятилетия.
Целью данного исследования является выявление особенностей проблематики и поэтики прозы Е. И. Носова о Великой Отечественной войне, определение ее идейно-эстетической значимости и оценка вклада писателя в развитие русской военной литературы. Достижение данной цели предполагает решение следующих задач:
1) рассмотреть и проанализировать традиции и основные тенденции развития русской военной прозы и установить с ними связь произведений Е. И. Носова о Великой Отечественной войне, а также выявить влияние христианской морали на становление национального самосознания в прозе писателя;
2) определить социально-историческую (идейную) специфику авторского похода к изображению Великой Отечественной войны;
3) рассмотреть особенности изображения Е. И. Носовым жизни фронтовиков в послевоенный период и их внутреннего мира;
4) выявить стилевое своеобразие прозы Е. И. Носова о войне и фронтовиках.
В связи с этим на защиту выносятся следующие положения:
— на формирование творческой концепции писателя оказали влияние не только события собственной военной биографии, но и традиции всей русской военной литературы, от былинного эпоса Киевской Руси и древнерусской воинской повести до прозы о Великой Отечественной войне. Обращение к этим традициям, а также глубинное постижение писателем народного менталитета и использование библейского подтекста определили индивидуальность подхода писателя к художественному воплощению темы войны;
— идейно-тематическое своеобразие военного творчества Е. И. Носова обусловлено тем, что оценка событиям Великой Отечественной войны дается писателем спустя десятилетия после ее окончания, делая возможным философское осмысление проблемы «война и народ». Появляется возможность обратиться к теме послевоенных судеб фронтовиков. Для Е. И. Носова эта тема становится одной из важнейших, соединяя в себе прошлое и настоящее, историю и современность, она придает творчеству писателя особую актуальность;
— взгляд с высоты современности на события и людей войны, глубокие раздумья писателя «о времени и о себе», о горьком опыте своего поколения оказали воздействие на жанрово-стилевое своеобразие прозы Е. И. Носова. Отдав предпочтение малым жанрам лирической прозы, Е. И. Носов демонстрирует высокий уровень писательского мастерства при построении сюжета и композиции. Этому способствует широкое использование писателем символических деталей, образов и картин, портретных характеристик, пейзажных зарисовок, приемов цветописи, звукописи и др.;
— проза Е. И. Носова о Великой Отечественной войне занимает важное место среди произведений этой тематики в русской литературе второй половины XX — начала XXI вв. (повести и романы Ю. Бондарева, В. Кондратьева,.
В.Быкова, Г. Бакланова и др.).
Методология исследования. Проза Е. И. Носова о войне рассматривается в ее целостности и единстве. Впервые предпринята попытка анализа этих произведений писателя как единой художественной системы. Творчество писателя рассматривается с точки зрения выявления его идейных и стилевых особенностей. Диссертационное исследование базируется на историко-генетическом, сравнительно-сопоставительном и функциональном принципах анализа.
Степень теоретической разработанности проблемы. Интерес литературоведения к проблеме изображения эмоционального состояния человека на войне, поиска духовных основ стойкости и мужества русского народа проявился к началу 60-х годов, когда, наконец, в самой художественной литературе о войне была преодолена тенденция к «лакировке» событий и излишней восторженности. Новый виток военной литературы был связан с развитием «лейтенантской», «окопной» прозы, а также с возникновением понятия «философия снизу». Наиболее яркое освещение данная проблема получила в работах С. Журавлева, А. Бочарова,.
A.Эльяшевича, Д. Молдавского, И. Богатко, Л. Ивановой, Л. Лазарева, М. Ломуновой, А. Ланщикова, А. Кондратовича, Ю. Томашевского,.
B.Чалмаева. Данные исследования базировались как на освещении общих тенденций военной прозы этого периода, так и на анализе конкретных произведений писателей, вошедших в литературный процесс конца 50-хначала 60-х.
Первые рассказы Е. Носова появились в 1956;1957 гг., хотя тематически с войной они связаны не были. Тогда же появляются и первые критические работы, посвященные исследованию творчества Е. И. Носова. Однако авторы первой статьи А. Половников и Д. Старикова, опубликованной в «Литературной газете» (№ 142) от 28 ноября 1957 г., увидели в ранних рассказах писателя лишь талантливые натуралистические зарисовки, не отметив при этом главного — умения автора подмечать и беречь прекрасное в жизни, в природе, в человеческих душах. А ведь именно эти свойства придают прозе Носова неповторимый колорит и своеобразие, именно они позволяют отнести прозу писателя к лучшим произведениям русской литературы XX века.
Эти неточности и критичности оценок были устранены последующими исследователями, отмечавшими, кроме бесспорного дара писателя-пейзажиста, незаурядный и многогранный талант психолога, философа, гуманиста (В.Зарецкий, К. Васильченко, И. Тойбин, И. Баскевич, П. Бойко, В. Павленко и др.).
В 1972 году появилась монография В. Чалмаева «Храм Афродиты: Творческий путь и мастерство Евгения Носова», в которой автор наиболее глубоко проанализировал прозу (преимущественно деревенскую) Е. И. Носова. Однако к тому времени вышло только одно военное произведение писателя — рассказ «Красное вино победы», и поэтому Е. И. Носов не рассматривается в монографии как мастер военной прозы.
Первым рассказом писателя, в котором затронута тема Великой Отечественной войны, стал рассказ «На рассвете» (1961). Однако тема войны и ее последствий в жизни народа была пока намечена схематично, пунктирно. Впоследствии критика будет рассматривать его как эскиз, набросок к эпическому полотну — повести «Усвятские шлемоносцы».
Наконец, в конце 60-х — начале 70-х тема войны в творчестве писателя зазвучит все более отчетливо. Восторженный отклик литературной критики вызвали первые военные рассказы писателя «Красное вино победы» (1969) и «Шопен, соната номер два» (1973), поставившие его в один ряд с такими мастерами военной прозы, как Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Быков, В. Кондратьев и др. В 1977 году появился настоящий шедевр военной литературы — повесть «Усвятские шлемоносцы». Художественное мастерство писателя было отмечено писателями и критиками: В. Астафьевым, И. Ростовцевой, Н. Хайловым, Н. Подзоровой, Ф. Кузнецовым, В. Анпиловыод, В. Васильевым, Ф. Чапчаховым, И. Дедковым, М. Еськовым,.
М.Синельниковым, А. Кондратовичем, Л. Дудиной, Е. Джичоевой, В. Енишерловым, Ю. Томашевским, Ю. Селезневым, В. Чалмаевым, Б.Агеевым. И каждый из этих критиков выявлял новые и новые творческие высоты, взятые автором в повести. Некоторые исследователи рассматривали повесть «Усвятские шлемносцы» в ее целостности и единстве с предыдущими рассказами «Красное вино победы» и «Шопен, соната номер два», образовавшими триптих писателя о войне.
А. Кедровский отмечает: «Молчавший почти все восьмидесятые годы, в девяностые, уже на краю своей жизни, Евгений Ивановия Носов опубликовал целый цикл новых великолепных рассказов, вновь обращаясь к вечной своей теме — жизни русского крестьянства и его великой жертвенности». (121, 89).
Однако произведения писателя 1990;2000 о войне годов оказались освещены бегло. Наибольший интерес представляют работы исследователя А. Кедровского — статья «О прозе Е. И. Носова 1990 годов» и брошюра «Земляки: творчество К. Воробьева и Е. Носова», в которых он обращает внимание на своеобразие воплощения военной темы в прозе писателя. В частности, исследователь отмечает глубокое уважение Е. И. Носова к русскому народу, преклонение перед его великим подвигом — с одной стороны, но и отсутствие тенденции к какой бы то ни было идеализации народа — с другой. Также исследователь впервые обращается к теме халатного отношения властей к судьбам рядовых солдат и русского крестьянства, затронутой в прозе писателя.
Свою лепту в анализ и оценку произведений Е. И. Носова внесли кандидатские диссертации Т. Заглобы, Л. Дудиной, Н. Хрящевой, Ю.Филиппова. Автор настоящего исследования, учитывая опыт предшествующих исследователей, излагает собственное видение идейно-художественного своеобразия творчества писателя, связанного с темой Великой Отечественной войны, и стремится поставить свою работу в русло тенденции, ставшей характерной для современного подхода к пониманию и трактовке прозы писателя.
Практическая ценность диссертации определяется тем, что ее концептуальные положения могут быть использованы как в преподавательской (спецкурсы, спецсеминары, руководство курсовыми и дипломными работами), так и в научной деятельности (подготовка докладов, тезисов для научно-теоретических конференций, публикация статей, работа над диссертационными исследованиями). Содержащиеся в диссертации наблюдения и выводы могут найти применение при дальнейшем изучении творчества Е. И. Носова, а также в практике преподавания русской литературы XX века в высшей и средней школе.
Апробация работы. Материалы исследования, отражающие его основные направления и положения, докладывались и обсуждались на конференции аспирантов Калужского госпедуниверситета (Калуга, 2004), V Всероссийских чтениях «Оптина Пустынь и русская культура» (Калуга,.
2004), духовно-религиозном форуме «Православие и русская культура» (Калуга, 2005), литературных чтениях, посвященных 80-летию со дня рождения Е. И. Носова (Курск, 2005), межвузовской научно-практической конференции «Проблемы преподавания гуманитарных дисциплин» (Москва,.
2005), в выступлениях на открытых научно-практических конференциях Калужского государственного педагогического университета им. К. Э. Циолковского (Калуга, 2005, 2006), а также неоднократно обсуждались на заседаниях кафедры литературы КГПУ им. К. Э. Циолковского.
По теме диссертации опубликованы брошюра и четыре статьи.
Заключение
.
В заключении мы подводим итог наблюдений над своеобразием творческого подхода Е. И. Носова к художественному воплощению темы войны. Избегая в ранних произведениях батальных сцен, писатель концентрируется на психологическом изображении русского крестьянства в самый страшный в истории человечества момент. Этой творческой цели он остался верен на протяжении всей жизни. Воссоздание самих событий войны, окопного быта, страшных (преимущественно неравных) боев в поздних произведениях не только не затмевает, но и подчеркивает нравственную суть героев, которым пришлось сражаться на «трех фронтах» -с фашизмом, «всякой сволочью рядом» среди своих же карьеристов-командиров и с собственным естеством, которое патологически не воспринимало войну, которому не было чуждо ничто человеческое, в том числе и элементарный страх смерти.
Народная трагедия в произведениях Е. И. Носова продолжилась и после войны, если «первый фронт» перестал существовать, то два других остались, несколько трансформировавшись. Негласное противостояние солдат-окопников со штабным командованием, далеким от их нужд, после войны сменилось противостоянием бывших фронтовиков с местной и государственной властью, равнодушной к судьбе своего народа. Внутренние силы участников войны в новых условиях оказались мобилизованы на противоборство с окружающей их душевной черствостью, нравственным оцепенением, на то, чтобы сохранить внутренний кодекс, усвоенный на войне, которая научила их отличать зерна от плевел и помогла осознать истинную цену жизни. Авторскую боль вызывает унизительное положение, в котором оказалось русское крестьянство после войны и особенно в 90-ые годы. Герои Е. И. Носова заброшены собственной страной, которая вместо благодарности за ратный подвиг обрекла их на убогое существование в умирающих деревнях. Между тем эти старики и старухи, воевавшие или переживавшие тяготы войны в тылу, потерявшие близких, сами чудом выжившие, несмотря ни на что, все еще обладают великим богатством — высочайшим нравственным потенциалом, ведь именно война научила их самому главному — ценить жизнь, осознавать ее краткость. Потому-то осознанно или бессознательно они в своих поступками строго следуют основам христианской морали, стараясь противостоять невежественным внукам, пренебрегающим их наградами и священными датами.
Военная проза Е. И. Носова, пронизанная болью за судьбу народа-победителя, — проза авторского сочувствия, участия, но отнюдь не отчаяния и безысходности, об этом свидетельствует все творчество писателя с начала 60-х до последнего 2002 года. Поэтому нам представляется ошибочным мнение критика Ю. Дюжева, причисляющего Е. И. Носова к писателям, охваченным «этническим отчаянием», который в своей статье «Убиты и прокляты» пишет: «Евгения Носова, как и Виктора Астафьева, можно отнести к группе писателей, охваченных „этническим отчаянием“. Этот термин. расшифровывается, как постоянно насыщаемая новыми бесчисленными подтверждениями уверенность в том, что „народ уже не спасти“. Этническим отчаяньем охвачены не только писатели, но и герои их произведений. В ситуации, когда „прокляты и убиты“ оказываются все их прежние идеалы., они сталкиваются с трясиной бытия.». (101,156).
Безусловно, Е. Носов далек от восторженных, излишне оптимистичных прогнозов по поводу будущего России и русского этноса. Но причислять его к писателям, охваченным «этническим отчаяньем», потерявшим веру в народ, нельзя. Конечно, у Е. И. Носова есть персонажи, которые дали поводы Ю. Дюжеву для подобных выводов, например, — обезумевшая от безделья и бесцельности своего существования группа подростков, забивающих ногами безобидного Колыпу в светлое Христово Воскресенье («Алюминиевое солнце"(1999). Рассказ во многом перекликается с повестью Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей», созвучен с драматичным и тяжелым произведением Г. Бакланова «И тогда приходят мародеры». Однако яркие отрицательные персонажи встречаются у Е. И. Носова относительно редко. Мелким и недостойным своего высокого предназначения считает писатель растрачиваться на образы негодяев. У Е. И. Носова в литературе другая миссия: воспеть коренной русский народ, на котором испокон века держится и будет держаться Россия, во всем его былинном величии. Прав А. И. Солженицын отметивший, что «в каждом рассказе Носова сюжет просочен затопляющим настроением, теплой любовью к людям, их обстоятельному быту и неутихающей привязанностью к природе. Ощущение часто сравнимо с ощущением от рассказов чеховских, каждый малозначительный эпизод ласково высвечен, лучится от пропитанности теплотою». (214, 47). И пока существует народное «смиренномудрие» (Н.Кучеровский), искренняя любовь к родной земле, православная верадуховный стержень народа, его христианская любовь ко всему живому на земле, будет жива Россия, будет жив русский народ. Это глубокое убеждение, унаследованное от классиков русской литературы Л. Н. Толстого, Ф. М. Достоевского, И. С. Тургенева, Н. В. Гоголя, подтверждается и утверждается всей прозой Е. И. Носова.
Обратившись еще в повести «Усвятские шлемоносцы» к христианскому подтексту, библейским мотивам, писатель ярко и убедительно раскрыл истоки народого героизма, показал русский нациоанальный менталитет во всем его величии и красе. Духовные традиции русской деревни сыграли решающую роль в воспитании и становлении не только обитателей Усвят, но и всех героев писателей, представляющих великую русскую нацию — народ, победивший фашизм.
Война до последнего часа ни на минуту не отпускала писательскую память. Потому и его герои всю жизнь обречены жить ради памяти о прошлом, ради других, живущих рядом. Вмиг преображаются и озаряются лица стариков, когда речь заходит о войне — самом святом и великом, что было в жизни страны и в их жизни как ее части. А вместе с ними просветляются и окружающие их: вот и следа не остается от недавней внешней бравады у мальчишек-музыкантов из оркестра дяди Саши, когда соприкасаются они в сиротской избе с обжигающей памятью войны («Шопен, соната номер два») — затихают, с жадностью ловя каждое слово, деревенские ребятишки, вслушиваясь в горький рассказ Петрована («Памятная медаль»).
Иногда кажется, что «деревенская» проза писателя 60-х — 70-х годов была предварительной работой перед воплощением главной писательской цели — показать миру русский крестьянский характер, особенно ярко проявивший себя в годы Великой Отечественной войны. Вероятно, поэтому Е. Носову оказалась посильна сложнейшая творческая задача — объединить два мощных литературных течения второй половины XX века — о войне и о деревне. Соотносятся же эти темы на разных этапах творчества писателя по-разному, что сказывается в особенностях построения сюжета. В прозе 60-х -70-х на первом плане находится деревня, ее «насущные проблемы». Война обозначена схематично, как недавнее прошлое героев, как роковой рубеж в их судьбах («На рассвете», «Шумит луговая овсяница», «Во субботу день ненастный», «Холмы, холмы.»). В произведениях 90-х годов, напротив, в центре повествования — воспоминания о войне, а скупые упоминания о пустеющих деревнях лишь подчеркивают трагичность судеб фронтовиков («Костер на ветру», «Памятная медаль», «Яблочный Спас»). Наконец, последний, чисто военный, рассказ «Фагот» тематически с деревней вообще не связан. Разумеется, такое соотношение тем в прозе писателя объясняется отнюдь не вымиранием к началу XXI века русской деревни как таковой. Вероятно, с течением послевоенных лет все глубже приходило постижение всей истинной трагичности войны, всех тех роковых последствий, которые она за собой повлекла. Вот и приходят к концу жизни фронтовики к осознанию того, что война — это то главное, что было в их жизни и в жизни их страны, что стали они частицей мировой истории.
Занять достойное место в большой русской литературе Е. И. Носову позволяет и блестящее владение русским литературным языком. Знание народного, просторечного языка, курских диалектных слов, проистекающее из постижения глубинных основ крестьянской жизни, живого общения с обитателями русской деревни, во многом унаследовано писателем от бабушки — хранительницы старинных сказаний, преданий, легенд, обычаев, традиций. Именно ей Е. И. Носов во многом обязан своим становлением как большого русского писателя.
Литературными учителями писатели стали русские классики. Можно с уверенностью утверждать, что пейзаж писателя не уступает пейзажам И. Тургенева и И. Бунина, а по степени психологического проникновения в душу своего героя его можно сравнить с А. Чеховым и К.Паустовским. Выучка у русских классиков, в первую очередь у Л. Толстого, ощущается и в главном эстетическом принципе писателя — сделать литературу равной жизниона же позволила Е. И. Носову даже на страницах трагической военной прозы излучать добро, свет, надежду.
На основании всего вышеизложенного представляется возможным сделать следующие выводы:
Большая филологическая культура писателя, глубокое постижение основ национального крестьянского характера и собственный жизненный опыт, приобретенный на фронте и в послевоенные годы, позволили Е. И. Носову сформировать особый подход к художественному изображению Великой Отечественной войны. В древнерусской литературе главным защитником родной земли является крестьянин-пахарь, труженик, наделенный высокими духовными качествами, которые помогают ему победить, — эта традиция лежит в основе всего военного творчества Е. И. Носова. Писатель обращается и к некоторым поэтическим приемам героического эпоса и воинской повести. Использование им христианских мотивов и библейского подтекста подтверждает нравственную чистоту героев, святость и правоту их дела защиты слабых, спасения родины от врага. Незатейливая, но мудрая народная философия крестьянина-воина унаследована героями поздних произведений Е. И. Носова от персонажей русской батальной прозы XIX века В. Немировича-Данченко,.
В.Крестовского, В. Гаршина и Л.Толстого. Да и сам подход к изображению войны как огромного физического труда, борьбы за выживание в тяжелейших походных условиях в произведениях этих писателей оказался близок Е. И. Носову.
Творчески используя эти традиции, писатель привносит собственное видение народного подвига в Великой Отечественной войне с учетом конкретной исторической и социальной обстановки. В первую очередь, предельно расширяется проблематика, и на первый план выдвигаются сложные этические, философские, социально-исторические вопросы, при постановке которых в своих произведениях Е. И. Носов сохранил присущие ему достоиноство и интеллегентность, такт, уважение к памяти павших и к живым фронтовикам (что, к сожалению, удалось немногим писателям).
В отличие от многих своих сверстников — писателей-фронтовиковЕ.И.Носов обратился к теме войны в своих произведениях только в 60-х годах. Взгляд на события своей фронтовой юности спустя почти 20 лет после окончания войны, осмысление их с позиций зрелого опытного человека вносят философскую глубину в прозу Е. И. Носова, предоставляя возможность видеть отдельные факты и события в их исторической перспективе. Особое место в прозе писателя занимает тема послевоенных судеб фронтовиков. Потребность оглянуться на свою военную юность как на самое счастливое время своей жизни испытывали все писатели, прошедшие войну: и Г. Бакланов, и Ю. Бондарев, и В. Кондратьев, и многие другие. Однако в отличие от их героев — преимущественно представителей городской интеллигенции, страдающих от утраты жизненной цели, крестьяне Е. И. Носова, пережившие войну, далеки от пространных размышлений о смысле жизни. Но тем и ценны герои писателя, что скрывают свою боль от посторонних глаз, не ищут для ее выражения красивых слов. Они просто живут и работают на земле, просто говорят о войне. И оказывается, что именно эти самые крестьяне, живущие в ладу с собой и окружающим миром, обладают богатым нравственным потенциалом. До последнего своего дня они будут жить ради памяти о прошлом, ради других — живущих рядом, чтобы передать им хотя бы малую частицу того, что постигли и пережили сами.
Обращение Е. И. Носова к теме Великой Отечественной войны спустя годы, философское осмысление ее последствий, его размышления о судьбе своего поколения обусловили особенности стилевой организации военной прозы писателя. Писатель, не признающий многословия, в большинстве случаев граничащего с пустословием, отдает предпочтение малым жанрам лирической прозы, как правило, лишенной сюжетной напряженности и композиционной строгости. Авторское мастерство при выстраивании сюжета помогает подчеркнуть связь современной жизни и войны. Поэтика малых жанров определяет и композиционное своеобразие прозы Е. И. Носова. Обращение писателя к символическим образам и деталям, имеющим повышенную выразительность, открытым финалам предполагает активизацию творческой фантазии читателя. Деталь-подробность, часто используемая писателем при описании военных будней или окопного быта, помогает вплотную приблизиться к изображаемому. Особое место на страницах своих произведений писатель отводит роли пейзажа и различных видов портретных характеристик. Тонко подмечать те или иные черты внешности, движения природы помогает писателю талант живописца. Для достоверного воссоздания картины народной войны писатель использует такие приемы, как цветопись и звукопись, причем особую цветовую и звукописную организацию, а также свои запахи имеют и война, и мир. Созданию всеобъемлющего портрета народа-победителя способствует обращение писателя к музыке и народной песне, являющейся ярким отражением народной души, а также особая организация художественной речи.
Сложные социально-исторические и философские вопросы, связанные с событиями Великой Отечественной войны и последующей судьбой народапобедителя, поднятые в прозе Е. И. Носова, оказались воплощены в художественно совершенной форме. Поэтому, можно с уверенностью ^ утверждать, что проза Е. И. Носова о Великой Отечественной войне представляет собой значительное и яркое явление в литературном процессе второй половины XX века. Проблематика и оригинальная стилевая манера писателя не только значительно обогащают русскую военную прозу, но и вносят существенный вклад в развитие малых прозаических жанров, что позволяет Е. И. Носову занять достойное место в ряду больших русских писателей. Безусловно, творчество такого Мастера слова как Е. И. Носов дает большие возможности для дальнейшего изучениия. На наш взгляд, щ перпективными представляются разработка темы «Е.Носов и писателисовременники» и глубинное исследование очерковой прозы писателя. ч.