ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

Норма ΠΈ отклонСния Π² психичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. 
Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ отставания Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Вопрос ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости контроля Π·Π° Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ» психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π±Π΅Ρ€Π΅Ρ‚ свою ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ с Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° 1930;Ρ… Π³Π³. Когда Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π·Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΎΠ± ΠΎΡ‚клонСниях Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, прСдполагаСтся Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ понятия «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°» развития. Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС этой Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ Π±ΡƒΠ΄Π΅ΠΌ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡƒ ΠΈ ΠΎΡ‚клонСния ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΡƒ развития. ΠžΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Π² Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ развития Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ клиничСская… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

Норма ΠΈ отклонСния Π² психичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ. Π‘ΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-психологичСскиС ΠΏΡ€ΠΈΡ‡ΠΈΠ½Ρ‹ отставания Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠŸΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡ ΠΎ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ процСсс, Ρ€Π°Π·Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии всСй ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΡƒΡŽ структуру ΠΈ Π²ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°Π΅Ρ‚ Π² ΡΠ΅Π±Ρ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏ развития, Π΅Π³ΠΎ Π΄Π»ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π—Π½Π°Π½ΠΈΠ΅ структуры Π²Π°ΠΆΠ½ΠΎ для понимания ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… возмоТностСй развития, выявлСния Ρ‚ΠΈΠΏΠΈΡ‡Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ…ΠΎΠ΄Π° ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития, составлСния прСдставлСния ΠΎ ΡΡ€Π΅Π΄Π½Π΅ΠΉ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ΅ возрастной Π΄ΠΈΠ½Π°ΠΌΠΈΠΊΠΈ. На ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ этого ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΡƒΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΎ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΡΡ… возрастной ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΈ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ².

Вопрос ΠΎ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…одимости контроля Π·Π° Ρ…ΠΎΠ΄ΠΎΠΌ «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ» психичСского развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° Π±Π΅Ρ€Π΅Ρ‚ свою ΠΈΡΡ‚ΠΎΡ€ΠΈΡŽ с Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° 1930;Ρ… Π³Π³. Когда Ρ€Π΅Ρ‡ΡŒ Π·Π°Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΎΠ± ΠΎΡ‚клонСниях Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, прСдполагаСтся Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ понятия «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°» развития. Π’ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚СкстС этой Ρ‚Π΅ΠΌΡ‹ Π±ΡƒΠ΄Π΅ΠΌ Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡƒ ΠΈ ΠΎΡ‚клонСния ΠΏΠΎ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΡƒ развития. ΠžΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ Π² Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ развития Π·Π°Π½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‚ΡΡ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π½Π°ΡƒΠΊΠΈ, Ρ‚Π°ΠΊΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ клиничСская психология, психология аномального развития, дСфСктология ΠΈ Π΄Ρ€.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°» условно, каТдая Π½Π°ΡƒΠΊΠ° опрСдСляСт свои ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ развития. НапримСр, Π² Ρ‚Сстологии «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°» опрСдСляСтся Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΡΡ‚Π°Π½Π΄Π°Ρ€Ρ‚ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ тСста ΠΏΡƒΡ‚Π΅ΠΌ прСдлоТСния Π΅Π³ΠΎ большой Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅ Π»ΠΈΡ† ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ возраста. ВычисляСтся срСднСС ΠΏΠΎ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ возрастной Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ΅, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°Π΅Ρ‚ся Π·Π° Π½ΠΎΡ€ΠΌΡƒ. ΠžΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ срСднСй Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΡ€Π΅Ρ‚ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°: находится Π»ΠΈ ΠΎΠ½ Π½ΠΈΠΆΠ΅ ΠΈΠ»ΠΈ Π²Ρ‹ΡˆΠ΅, насколько? Π’ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ развития понятиС «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°» связано с ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ «ΠΏΡΠΈΡ…ологичСский возраст». ΠšΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ развития Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΉ возрастной ступСни ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Ρ‹ «ΠΈΠ΄Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ» ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ΠΌ развития Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ возрастного новообразования возраста. Π­Ρ‚ΠΎ идСальная Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°, Π½Π° ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΡƒΡŽ ориСнтируСтся систСма контроля Π·Π° Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π­Ρ‚Ρƒ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Π·Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ психолог («Π― Π·Π½Π°ΡŽ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ здСсь Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ»), Π° ΠΏΠ΅Π΄Π°Π³ΠΎΠ³ Ρ‡Π΅Ρ€Π΅Π· ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΡŽ обучСния ΠΈ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ания создаСт условия для достиТСния ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠΎΠΌ Π·Π°Π΄Π°Π½Π½ΠΎΠΉ Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ личностного развития («Π― Π·Π½Π°ΡŽ, ΠΊΠ°ΠΊ это ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ») (Π‘Π»ΠΎΠ±ΠΎΠ΄Ρ‡ΠΈΠΊΠΎΠ², 2001).

ΠŸΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Π·Π½Π°Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ понятиС «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°» ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ для пСдагогичСской психологии ΠΈ, Π² Ρ†Π΅Π»ΠΎΠΌ, для всСй систСмы образования. БоврСмСнная психология развития ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ ΠΈΠ· Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌ Π²ΠΈΠ΄ΠΈΡ‚ Ρ€Π°Π·Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΊΡƒ возрастных Π½ΠΎΡ€ΠΌ развития, ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ½ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒΡΡ содСрТаниС образования Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… уровнях.

Напомним, Ρ‡Ρ‚ΠΎ понятиС «Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°» условно, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ зависит ΠΎΡ‚ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ развития, которая Π·Π°Π΄Π°Π΅Ρ‚ Π΅Π³ΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠΈ. ΠžΠ±Ρ‹Ρ‡Π½ΠΎ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ «Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ» Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹ Ρ€Π°Π·ΠΌΡ‹Ρ‚Ρ‹, поэтому цСлСсообразнСС Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°Ρ‚ΡŒ закономСрности ΠΈ вариативности развития Π² Π΄Π΅Ρ‚ском возрастС.

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ