Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Помехи слушания. 
Культура речи и деловое общение

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Избирательность внимания. Мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя равноправного внимания равным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, позы, интонация). Как показывает практика, для многих является непосильным занятием внимательно слушать, наблюдать за языком тела и одновременно воспринимать суть сказанного. Поэтому в порядке самозащиты люди осуществляют избирательность в плане… Читать ещё >

Помехи слушания. Культура речи и деловое общение (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По мнению специалистов в сфере общения, трудности эффективного слушания связаны не только с ошибочными суждениями, о которых написано выше, но и со следующими помехами.

1. Неразвитое умение слушать, трудности концентрации внимания, зависимость от групповых норм, недостаточная психологическая и эмоциональная культура человека.

Поток информации, который обрушивается на нас ежедневно, не позволяет одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения.

По некоторым данным, до одной трети времени нашего бодрствования, т. е. 5 часов каждый день, а то и больше, мы слушаем руководителей, друзей, коллег, сообщения по радио и телевидению, членов семьи. При такой нагрузке трудно постоянно быть сосредоточенным и некогда развивать умение слушать.

Считается, что неустойчивое внимание слушающего может быть связано с психофизическими особенностями, а именно:

  • • бывает трудно сосредоточиться на чем-то одном;
  • • возможна антипатия к чужим мыслям;
  • • вызывает неприязнь сам партнер, а следовательно, и информация, излагаемая им.

Однако практика свидетельствует, что невнимательное слушание чаще всего связано как раз с неумением слушать другого человека.

2. Высокая скорость умственной деятельности. Как уже было отмечено, мы думаем в четыре раза быстрее, чем говорим.

Учеными подсчитано, что средний темн русскоязычной речи — приблизительно 200—250 слов в минуту, а скорость обработки информации слушателем — 300—500 слов в минуту. Уже заметно расхождение, предоставляющее возможность отдохнуть, отвлечься, задуматься о чем-нибудь своем. Именно поэтому, когда кто-то говорит, наш мозг большую часть времени свободен, поэтому отвлекается от речи говорящего.[1]

  • 4. Избирательность внимания. Мы привыкли слушать одновременно многое, не уделяя равноправного внимания равным объектам восприятия (слова, мимика, жесты, позы, интонация). Как показывает практика, для многих является непосильным занятием внимательно слушать, наблюдать за языком тела и одновременно воспринимать суть сказанного. Поэтому в порядке самозащиты люди осуществляют избирательность в плане отбора информации, т. е. стараются попеременно выбирать то, что в определенный отрезок времени представляет для них наибольший интерес. Психологами описан так называемый синдром акулы, при котором люди слышат, как правило, лишь то, что хотят услышать.
  • 5. Низкая мотивация к слушанию. Большинство людей пропускают информацию, которую слушают, через «фильтры», связанные с установками, прошлым опытом, жизненными целями и ценностями, убеждениями и интересами, предрассудками. Если некоторые люди считают, что для достижения будущих целей данная информация им не пригодится, они ее перестают слушать, хотя такая установка на самом деле может оказаться ошибочной.
  • 6. Потребность реплики. Чья-то речь может вызвать у слушателя неотвратимое желание перебить и (или) ответить (здесь и сейчас), и тогда он перестает слушать. В этот момент слушающий думает лишь о том, что он противопоставит собеседнику и как опровергнет его аргументы.
  • 7. Отключение внимания. Отвлечь внимание собеседника может все, что действует необычно и раздражает (ваш собеседник безнадежно махнул рукой, отвел взгляд в сторону, и вы понимаете, что он вам не очень-то верит).

Кроме реакции собеседника, зачастую отключают внимание внутренние и внешние помехи.

К внутренним помехам слушания относятся, прежде всего, наши мысли, размышления о чем-то еще и наши эмоциональные состояния на момент слушания (тревога, нездоровье, страх).

Внешними помехами слушания являются неблагоприятная окружающая обстановка, включающая: цвет стен в помещении (неудачные цвета стен в аудитории: красный — раздражает, темно-серый — угнетает); плохую, неудобную мебель, слишком холодную или жаркую температуру, духоту, плохую акустику, полумрак, неприятные запахи (сырости, гнилости, краски). Серьезной помехой может также стать разнообразный шум (шум транспорта, чей-то разговор, ремонтные работы, открывание дверей посторонними).

Кроме перечисленного, эффективному слушанию могут мешать также: отвлекающая внешность собеседника или интерьер помещения; звонки мобильных телефонов; привычка участников общения держать и крутить в руках посторонние вещи; плохая погода, магнитные бури; чрезмерные перегрузки, ограниченность во времени и непоседливость человека; а также медленный или быстрый темп речи говорящего, его излишне громкий или порой излишне тихий голос.

Во всех перечисленных случаях участник взаимодействия слышит, но не слушает. Он выстраивает барьеры восприятия, не понимая, что они мешают получить в процессе общения значимые результаты. Такие помехи необходимо контролировать, а для этого, прежде всего, принимать позы позитивного слушания, совершенствовать навыки концентрации внимания, эмоционального управления собой.

Нс слушать — это нс только отсутствие вежливости, но и признак пренебрежения… Ничто так не окупается в общении с людьми, как милостыня внимания (О. Бальзак).

  • [1] Антипатия к чужим мыслям. Каждый человек, как правило, своимысли ценит больше, чем чужие. Поэтому во время слушания многиене хотят заставлять себя следить за ходом рассуждений собеседника.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой