Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Методы и средства формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется нравственная позиция. А это в свою очередь и является нравственными качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста. Капрова И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвящение, 2013… Читать ещё >

Методы и средства формирования нравственных качеств детей на уроках литературного чтения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

По словам К. Д. Уминского, «чтение — это упражнение в нравственном чувстве», поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения — нравственное развитие, становление личности ребенка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства.

Раскрыть замысел автора, т. е. выявить главную мысль произведения, сделать идейный вывод — над этими вопросами следует работать в большей мере на уроках чтения. Ведь писатели, «художники слова», — это великие мудрецы, которые учат нас жить. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников — М: Просвящение, 2009.

В течение всего курса обучения ребенок получает возможность «наблюдать» проявление нравственных качеств в разных ситуациях, описанных в художественных произведениях или взятых из жизни. Анализ предлагаемых моделей поведения дает богатый материал для накопления этических знаний и формирования представлений и понятий о нравственном поведении.

Структура урока определяется поставленной целью и отобранным материалом, однако выделяются обязательные этапы:

введение

в тему урока (вступительное слово учителя или вопросы учителя к детям с последующим обобщением ответов; работа с материалом, подготовленным детьми дома);

основная часть урока (с беседой по произведению);

итог урока.

Итог предлагается подвести самим учащимся, отвечая на вопрос учителя. Это позволяет педагогу избежать излишней назидательности, а младшим школьникам — проявить самостоятельность в оценке и определении позиции по данному вопросу. Итог может быть сформирован и в виде задания, выполнение которого требует использования полученных на уроке знаний.

Обязательным элементом урока считаем обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно, на наш взгляд, всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение. Улодов А. К. Нравственное воспитание:2013.

В педагогической практике используются такие этические ситуации:

  • — проблемная — когда идет поток новых знаний для решения проблемы;
  • — конструктивная — предполагает проектирование поведения в заданных условиях;
  • — прогностическая — направлена на развитие умений предвиденья последствий поступка (своего или чужого);
  • — оценочная — направлена на формирование и развития навыков оценки;
  • — аналитическая — для анализа верных и ошибочных действий участников;
  • — репродуктивная — предполагает возможность словесно или практически продемонстрировать опыт поведения.

Мы считаем, что благодаря созданию этических ситуаций учащиеся изучают действительность, которая окружает их посредственно, ежедневно, а так же ту, что предстает перед ними посредственно — в книгах, картинах, видеозаписях.

В результате использования этих ситуаций у учащихся развивается нравственное мышление, закрепляются этические знания и умения, формируется нравственная позиция. А это в свою очередь и является нравственными качествами, которые должны быть сформированы у учащихся младшего школьного возраста. Капрова И. А. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания.- М: Просвящение, 2013.

Таким образом, мы подошли к выводу, что для выявления уровня сформированности нравственных качеств школьников необходимо использовать произведения разных видов искусства, а в качестве основной формы работы проводить беседы, экскурсии, демонстрации.

Воспитание у детей нравственных чувств — сложный процесс. Он предполагает, прежде всего, формирование у них эстетических представлений, обобщенных и дифференцируемых (что значит, быть хорошим, добрым, справедливым, честным, чутким и т. д.) Методика формирования этих представлений должна основываться на конкретных, образных примерах из жизни, художественных произведений устного народного творчества, способствующих развитию нравственного сознания детей, самостоятельности их суждений.

Выводы по Главе 2.

Изучив, проанализировав учебные планы и программы, а также педагогический опыт по проблеме: «Педагогические условия формирования нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения» мы сделали следующие выводы:

содержание уроков литературного чтения воздействует на мысли, чувства, воображения детей; оказывают действенное влияние на их поведение; дает возможность «наблюдать» искусственно созданные модели поведения в любой жизненной ситуации; учит понимать многие человеческие чувства, вызывать определенное настроение и менять его.

формированию нравственных качеств способствуют различные методы: беседы; соревнования, при этом могут применяться все возможные средства для достижения поставленной цели: рисунки картины и т. д.

школьник нравственный воспитание чтение.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой