Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Современный газетный репортаж

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Репортаж — один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом, — пишет Кройчик. — Стержнеобразующий жанровый элемент здесь — отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время… Читать ещё >

Современный газетный репортаж (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Определение жанра

Понятие репортаж образовалось от латинского слова «reportare» и буквально означало «передавать», «сообщать» (Тертычный А. А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. — СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 92). В начале XIX века, когда в Европе и в России развивается ежедневная периодическая печать, а жанровая палитра не отличалась многообразием форм, под репортажем подразумевались любые оперативные сообщения из залов суда, городских сборищ, заседаний парламента. М. Н. Ким в своей книге «Репортаж: технология жанра» пишет, что «по своей форме первоначальные репортажи больше походили на современные отчеты, в них преимущественно отражались основные моменты собрания и их итоги» (Ким М. Н. Репортаж: технология жанра.- СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2005, стр. 173).

Если говорить о собственно историческом становлении репортажа, то следует отметить, что данная жанровая форма прежде всего «отливалась» в лучших произведениях российских журналистов. Овсепян Р. Г. писал, что «именно в репортажах публицистов и журналистов XIX—XX вв., как В. Гиляровский, М. Кольцов, Л. Рейнснер, данный жанр приобретает свои индивидуальные признаки и черты, которые и дали основание для создания теории современного репортажа» (Овсепян Р. Г. История Отечественной журналистики.- М.: Моск. Университет, 1996, стр.187).

Так какое же можно дать определение репортажу? Теоретики журналистики отвечают на этот вопрос по-разному.

Например, А. А. Тертычный утверждает, что репортаж всё-таки склоняется к художественно-публицистическому жанру, так как при создании репортажа «используется метод наглядного изображения действительности, но как самоцель, а не средство обобщения или „оживления“ текста» (Тертычный А. А. Жанры периодической печати 3-е изд., испр. и доп. — СПб: Аспект-Пресс, 2006, стр. 91).

А вот С. М. Гуревич выделяет репортаж как один из информационных жанров, хоть и не отрицает его «родство с некоторыми другими жанрами (особенно художественно-публицистическими)» (Гуревич С. М. Газета: вчера, сегодня, завтра — М.: Аспект Пресс, 2004, стр. 111).

Автор статьи в сборнике «Основы творческой деятельности журналиста» доктор филологических наук, профессор Л. Е. Кройчик называет репортаж жанром публицистики «оперативно-исследовательскими текстами», где на первый план выступает истолкование информации. В этих жанрах «анализ — не самоцель, а естественно возникающий итог воспроизводимого события или его комментария». Дается следующее определение жанра:

«Репортаж — публицистический жанр, дающий наглядное представление о событии через непосредственное восприятие автора — очевидца или участника события» (Основы творческой деятельности журналиста; Корконосенко С. Г. — СПб: Знание, 2000 г., стр. 102).

Активная и субъективная роль журналиста состоит и в том, что он «волен отбирать наиболее значимые, с его точки зрения, эпизоды происходящего».

«Репортаж — один из самых эффективных жанров публицистики, поскольку соединяет в себе преимущества оперативной передачи информации с ее анализом, — пишет Кройчик. — Стержнеобразующий жанровый элемент здесь — отражение события в том виде, в каком оно происходило на самом деле. Как и любому публицистическому жанру, репортажу свойственно специфическое воспроизведение времени и пространства. Время в репортаже дискретно (прерывисто), условно, ибо не соответствует по продолжительности реальному времени описываемого события, но оно всегда движется в одну сторону — от начала описания события к его завершению. Это жанр фабульный (как и отчет): основу повествования составляет последовательное описание события. В сочетании с наглядностью последовательность описания создает эффект присутствия репортера на месте события».

А вот А. Кобяков даёт своё определение репортажа: «Репортаж — изложение актуального фактического материала, полученного с „места происшествия“. Рассказчик — непосредственный участник события или наблюдатель. Здесь допустимы эмоциональность, междометия, субъективные ощущения. Зачастую используется прямая речь, короткие диалоги. Объем газетного репортажа — от 100 строк». Также А. Кобяков считает, что «репортаж сочетает в себе элементы всех информационных жанров (повествование, прямая речь, красочное отступление, характеристика персонажей, историческое отступление и т. д.)».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой