Ведущая идея курса «Русский язык» авторов Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой — языковое, духовно-нравственное, эмоциональное и интеллектуальное развитие младшего школьника.
Цель курса — открыть детям родной язык как предмет изучения, воспитать чувство сопричастности к сохранению чистоты, выразительности, уникальности родного слова, пробудить интерес к его исследованию.
Программа курса решает следующие задачи:
- · изучение системы грамматических понятий;
- · формирование приемов языкового анализа (рассуждение и сравнение);
- · формирование грамотного письма на основе развития фонематического слуха;
- · формирование и развитие познавательной активности учащихся.
Психолого-педагогическая модель построения курса обеспечивается системой проблемного типа и самостоятельной формулировкой понятия (правило, приводимое в учебнике, служит лишь корректировкой самостоятельной работы учащихся). В результате дети последовательно и осознанно подходят к пониманию правил и понятий.
У учащихся формируются следующие навыки:
- · способность понимать смысл поставленной задачи для ее успешного выполнения;
- · умение планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, словарями и т. д.);
- · способность к самооценке и самоконтролю (умение младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу, дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания).
Отличительной чертой учебников является возможность организации диалога ученика и учителя. Это реализуется в работе с учащимися по аналитическим планам, которые даны к каждому заданию. Обсуждение, детальное обговаривайте последовательности выполнения заданий по этим планам, способствуют формированию у детей самооценки и самоконтроля.
Актуальной на сегодняшний день является решение задачи речевого развития учащихся. Она успешно реализуется в данных учебниках на каждом уроке: у детей формируется речевой слух, умение слышать и слушать себя и других, самостоятельно строить небольшие по объему высказывания, и, конечно же, произносительная, словообразовательная и орфографическая грамотность учащихся.
Методическую систему курса отличает:
- · соответствие психофизиологическим особенностям учащихся (это обеспечивается определенной дозировкой материала, подбором текстов для работы, созданием на уроке атмосферы открытия и удивления, желанием задуматься над языковыми ситуациями, которые не подчиняется закономерностям языка);
- · поэтапность (усложнение) организации обучения от 1 к 4 классу;
- · формируемые языковые понятия соответствуют научным представлениям и в дальнейшем не требуют переучивания, а нуждаются лишь в углублении и более широкой конкретизации.
Методический аппарат включен в учебник, что не нарушает его целостности, поскольку одновременно образует систему вопросов и заданий для учащихся.