Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Стоики (III – I вв. до н. э.)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Взгляды о человеке были ориентированы на Платона и Аристотеля: учение о душе, о практических и теоретических добродетелях, о нравственности. В целом человек должен быть добродетельным, обладать внутренней духовной свободой. Конечная цель человека — счастье, определяется как жизнь согласно природе, Логосу. Только такая жизнь добродетельна. Суть стоицизма — в этических воззрениях античной… Читать ещё >

Стоики (III – I вв. до н. э.) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Суть стоицизма — в этических воззрениях античной философии, требовавшей господства человека над страстями.

Взгляды о человеке были ориентированы на Платона и Аристотеля: учение о душе, о практических и теоретических добродетелях, о нравственности. В целом человек должен быть добродетельным, обладать внутренней духовной свободой.

Стоицизм — школа древнегреческой философии, основанная Зеноном из Китиона ок. 300 г. до н.э. В научном мире принята периодизация стоицизма: а) древняя Стоя — 111−11 вв. до н.э.: Зенон, Клеанф, Хрисипп и их ученики; б) средняя Стоя — 11−1 вв. до н.э.: Панетий, Посидоний; в) поздняя Стоя — римский период: Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий и др. От первых двух периодов не дошло ни одного целого сочинения, так что система стоицизма реконструируется на основе фрагментов. Этика занимает в ней ведущее место, опираясь на физику (натурфилософию) и логику. Стоики так определяли место и роль наук: логика — это ограда, физика — плодоносная почва, этика — её плоды.

Зенон из Китиона (ок. 333−262 гг. до н.э.). Родился в Китионе на о. Кипр в семье торговца и пошёл по стопам отца. В 315 г. до н.э. его торговые корабли пришли в Афины, но затонули при шторме и Зенон остался в Афинах. В городе он прочитал «Воспоминания о Сократе» Ксенофона и «Апологию Сократа» Платона и был поражен силой характера этого мыслителя. Познакомившись с киником Кратетом, Зенон увидел в нём черты Сократа и стал его учеником. Позднее примкнул к Мегарской школе Стильпона и Диодора и далее учился у главы платоновской Академии Пол ем она. Около 300 г. до н.э. он основал свою собственную школу, получившую название Стоя —. (стоа расписная, стоа — крытая колоннада), где он читал лекции. Из его сочинений до нас дошли только фрагменты. По некоторым данным Зенон покончил жизнь самоубийством. Преемником его на посту руководителя школы стал Клеанф из Асса (330−232/231 гг. до н.э.), а ему наследовал Хрисипп из Сол в Кили кии (281 или 278−2 081 205 гг. до н.э.), которого называют вторым основателем школы, поскольку он подверг систематизации теоретические положения стоиков. Считается, что он написал более 700 книг и прославился своей диалектикой, хотя стиль его писаний был сложен.

Чтобы понять суть воззрений стоиков относительно человека, необходимо разобраться с их отношением к миру (космосу). Мир представляется в стоицизме находящимся в бесконечной пустоте одушевлённым сферическим телом, разумным существом, организующим все свои части в целесообразно устроенное целое. Реально существуют только тела, они появляются из Логоса. Саморазвитие мира происходит циклически: каждый цикл заканчивается воспламенением и превращением всего в огонь. В начале нового цикла Логос порождает из себя четыре первоосновы — огонь, воду, воздух и землю, а из них все тела в мире. Логос, пронизывающий весь мир, является природой всеобъемлющего тела-мира, его самопорождающей внутренней силой и природным законом, управляющим мировым развитием. В едином мире различались два начала — пассивное и активное: субстанция и Логос (он же Бог-Логос).

Своим появлением в мире человек тоже обязан Логосу. У человека существует душа, она — часть мировой разумной души, дыхания, телесна и пронизывает всё тело, а со смертью отделяется от тела, переставая быть носителем личностных свойств. Познание возникает на основе ощущений и представлений. Благодаря причастности всех людей Логосу они являются гражданами единого мирового государства — Космополиса. При этом им следует участвовать в общественной жизни реального государства, если только это не вынуждает к безнравственным поступкам. При невозможности жить и действовать разумно и морально стоики считали оправданным самоубийство.

Конечная цель человека — счастье, определяется как жизнь согласно природе, Логосу. Только такая жизнь добродетельна.

Этический идеал стоиков — мудрец, достигший добродетели, то есть знания о добре и зле, не зависящей от внешних обстоятельств. Он действует в согласии с природными законами, то есть добровольно следует судьбе; все его поступки правильны, так как исходят из постоянного добродетельного склада души, внутренней невозможности поступить иначе. В этих поступках важно не достижение внешней цели, часто неподвластное человеку, а только этический характер действия и отношения человека к миру и к другим людям, всецело зависящий от самого человека. Другие люди, в том числе и стремящиеся к добродетели, совершают либо проступки, либо «ненадлежащие поступки» — этически оправданные и обязательные, но не предполагающие, однако, постоянного душевного склада, как у мудреца.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой