Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Феномен либерализма в формировании гражданского общества в России: Социально-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Степень разработанности проблемы. Принципиальные положения классического либерализма получили обоснование в трудах западноевропейских ученых XVII—XVIII вв. (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Кон-стан, А. Токвиль, А. Смит, К. Манхейм и др.), в отечественных и зарубежных исследованиях философов, правоведов и политических деятелей XIX — начала XX в. о либерально-демократических идеях, свободе… Читать ещё >

Содержание

  • Глава.
  • Либерально-демократические идеи в истории общественной мысли
    • 1. 1. Свобода как философское основание либерализма. И
    • 1. 2. Теоретические концепции западного классического либерализма. ф
    • 1. 3. Философские позиции российского либерализма XIX начала XX в
    • I. Глава
  • Специфика развития либерализма в России конца XX в
    • 2. 1. Основные черты российского либерализма в период становления гражданского общества в России
    • 2. 1. Либеральные основы государственного устройства России конца XX в

Феномен либерализма в формировании гражданского общества в России: Социально-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Актуальность темы

диссертационного исследования обусловлена теоретической и практической значимостью вопросов, связанных с определением ориентиров развития российского гражданского общества.

Перемены, происходившие в нашей стране в конце XX в. (провозглашение России правовым государством, объявление о приверженности общедемократическим гуманистическим ценностям, закрепление паритетных принципов в сфере взаимодействия частного и государственного секторов экономики и т. д.), сопровождались явлениями деструктивного характера (ослабление социальной роли государства, криминализация общества, углубление межэтнических противоречий и т. д.). В подобной ситуации возрастает необходимость обращения к либерально-демократическим идеям в истории общественной мысли и потребность в серьезном научном, беспристрастном анализе феномена отечественного либерализма, для того чтобы экстраполировать полученные результаты на современные процессы, происходящие в российском обществе.

Сегодня многие связывают низкую эффективность реформ с их либеральной составляющей. Если в начале 90-х гг. XX в. в либерализме видели панацею от всех социальных бед, то сейчас отношение к либеральной идее можно обозначить как глубокое разочарование. При этом, как правило, либерализм отождествляется с рыночной экономикой (прежде всего, с периодом «первоначального накопления капитала»), при этом не учитываются его ценностные основы.

Необходимо подчеркнуть, что в качестве подлинного либерализма, как правило, признается исключительно его западный образец. При этом игнорируется факт существования в России либерализма как оригинального феномена.

Формирование новых социально-философских и политико-правовых ценностных категорий, создание современных моделей построения гражданского общества, обеспечение эффективного правового регулирования общественных отношений невозможно без основополагающих либеральных ценностей (свобода, равенство, справедливость и др.) и фундаментальных юридических понятий (правовое государство, федерализм как форма государственного устройства, механизмы правового ограничения государственной власти, правовой статус личности, гарантии обеспечения индивидуальной свободы и т. д.).

В основу концепции либерализма положена идейная презумпция о наличии у индивида свобод и комплекса изначально принадлежащих ему естественных прав. Эти права, наличие которых предопределяет свободу личности, ограничивают государство в его стремлении к абсолютизации властных полномочий, детерминируют взаимную ответственность государства и личности, позволяют индивиду воспринимать себя в качестве относительно обособленного составного элемента политико-правовой системы общества. Подобная оценка концепции либерализма позволяет говорить о ее актуальности для современной науки.

Степень разработанности проблемы. Принципиальные положения классического либерализма получили обоснование в трудах западноевропейских ученых XVII—XVIII вв. (Ж.-Ж. Руссо, Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Кон-стан, А. Токвиль, А. Смит, К. Манхейм и др.), в отечественных и зарубежных исследованиях философов, правоведов и политических деятелей XIX — начала XX в. о либерально-демократических идеях, свободе и справедливости, политической власти, моделях государственного устройства (И. Кант, Г. В. Ф. Гегель, В. фон Гумбольдт, М. М. Сперанский, B.C. Соловьев, C.JI. Франк, С. Н. Булгаков, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. Б. Струве, П. И. Новгородцев, E.H. Трубецкой, М. М. Ковалевский, Н. И. Кареев и др.).

Наиболее сложные проблемы, связанные с описанием и анализом развития отечественной либеральной мысли, представлены в работах таких исследователей, как А. Т. Бердин, B. JL Иноземцев, E.H. Казбан, П. Ф. Казначеев, В. В. Леонтович, А. Н. Медушевский, И. Д. Осипов, A.C. Федотов, В. И. Шамшурин, В. В. Шелохаев и др.

В исследованиях A.C. Ахиезера, К. С. Гаджиева, Р. И. Капелюшникова, И. М. Клямкина, Ю. И. Левитиной, М. М. Федоровой анализируется творчество либеральных теоретиков, рассматривается история развития либеральных идей, разрабатываются авторские подходы к анализу феномена либерализма и т. д. Работы Т. А. Алексеевой, B.C. Барулина, Б. Г. Капустина, С. Кара-Мурзы, В. В. Козловского, H.A. Косолапова, И. И. Кравченко, П. Е. Матвеева, М. Е. Муравьевой, Л. К. Нагорной, A.C. Панарина, Э. А. Позднякова, Л. Л. Румянцева, А. И. Уткина, Е. В. Ушаковой, В. Г. Федоровой, Р. К. Шамилевой посвящены анализу закономерностей социальной эволюции и исторического процесса, представлений о социальной справедливости во взаимосвязи с другими либеральными ценностями (свободой, равенством, ответственностью). В трудах отечественных ученых С. С. Алексеева, И. В. Андроновой, А. Н. Аринина, В. В. Афанасьева, С. Н. Бабурина, Т. Х. Бербековой, В. В. Васильева, Г. А. Гаджиева, С. И. Григорьева, К. А. Гусева, И. В. Дергачева, Э. Э. Карпинского, Д. А. Керимова, В. П. Колесовой, B.C. Нерсесянца, А. И. Парежного, И. М. Рабиновича, В. В. Сорокина, И. Л. Честнова, В. Е. Чиркина, Л. С. Явича и других затрагиваются проблемы, связанные с политико-правовыми и социокультурными условиями становления гражданского общества, естественными правами индивида, их реализацией и защитой.

В западных исследованиях Э. Арбластера, И. Берлина, Р. Вулффа, Дж. Грея, Г. Дж. Ласки, Д. Мэннинга, Р. Смита, Дж. Роулса, Г. де Руджеро, Ю. Хабермаса, Ф. Хайека либерализм представлен в рамках общего анализа его сущностных основ, особое внимание уделено поиску компромисса между идеалами свободы и справедливости, а также разработке способов конструирования справедливого социально-политического порядка в рамках проекта либерализма.

Следует, однако, отметить, что исследования проблем либерализма имеют в основном историко-философский или политологический характер. Но в силу масштабности и сложности предмета исследования некоторые вопросы остаются практически неизученными. В частности, научный интерес представляет специальный социально-философский анализ либерализма и его роли в формировании гражданского общества в России.

Объектом исследования является либерализм как социальный феномен.

Предметом исследования выступают особенности формирования российского либерализма и его роль в построении гражданского общества в России.

Цель и задачи исследования

Целью является социально-философское исследование российского либерализма, его структуры, содержания и роли в формировании гражданского общества в России.

В соответствии с целью исследования решаются следующие задачи:

— выявить теоретико-методологические подходы к определению либерализма и его основных ценностей;

— исследовать основные черты, сущность и исторические традиции российского либерализма как оригинального направления отечественной социальной философии;

— проанализировать методологические основы в интерпретации либеральных идей в трудах отечественных и зарубежных мыслителей и осуществить на этой базе классификацию имеющихся концепций;

— выявить связи социально-философской концепции либерализма с осуществлением идеалов свободы, с пониманием характера взаимоотношений личности и государства, с принципами организации гражданского общества;

— определить место социально-философской концепции российского либерализма в современной социальной философии и общественном сознании, ее связь с основными течениями российской научной и общественной мысли и оценить возможности синтеза с некоторыми из них;

— исследовать характерный для российского либерализма подход к глобальным духовным, социальным, философским и правовым проблемам современности.

Теоретическую основу исследования составляют следующие теории и концепции:

— выработанная философией западноевропейского Просвещения теория классического либерализма (Дж. Локк, Ш. Монтескье, Б. Констан, Ж.-Ж. Руссо, А. Токвиль и др.);

— либеральные идеи российских философов и правоведов XIX—XX вв. (М.М. Сперанский, B.C. Соловьев, C.JI. Франк, Б. Н. Чичерин, К. Д. Кавелин, П. Б. Струве, А. Д. Градовский и др.);

— концепция локальных цивилизаций (Н.Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби);

— неолиберальные теории И. Берлина, Дж. Роулса, Р. Дворкина;

— исследования отечественных ученых А. Т. Бердина, А.Н. Медушев-ского, В. И. Шамшурина, A.A. Улюкаевой и других о развитии либерализма в России.

Методология исследования:

— цивилизационный, синергетический, системный, феноменологический и структурно-функциональный подходы;

— принципы диалектики;

— принцип социальной эволюции;

— принцип глобального (универсального) эволюционизма.

Методы исследования: метод восхождения от абстрактного к конкретному, исторический, системный, структурно-функциональный, феноменологический, сравнительного анализа и концептуального синтеза.

Источниковедческую базу исследования составляют работы отечественных и зарубежных ученых, философов, правоведов XVIII — начала XXI вв., международные и российские нормативно-правовые акты, материалы периодической печати.

Научная новизна исследования состоит в следующем:

1. Выделены основные этапы генезиса либерализма как социально-философского учения, проведен сравнительный анализ философских позиций западного и российского либерализма Х1Х-ХХ вв.

2. Установлено, что российская либеральная мысль, формируясь под влиянием западных идей, имеет исторические и концептуальные особенности, обусловленные социокультурной спецификой России.

3. Выявлено, что отечественный либерализм возрождается в условиях острых кризисов государства при частичной или полной утрате легитимаци-онных и других социально-политических опор прежнего режима.

4. Систематизированы либеральные принципы эффективной организации общества при обеспечении институционально-правовых условий, необходимых для развития демократии, соблюдения гарантий прав и свобод личности.

5. Установлено, что одним из условий формирования гражданского общества в России является федеративное государственное устройство, основанное на либеральных принципах.

6. Выявлена внутренняя взаимосвязь идей российского либерализма с философией гуманистического права, принципами плюрализма, толерантности и исторической преемственности.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. В основе либерализма как социально-философской доктрины лежит концепция свободы человека, интересов личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве.

2. Важнейшие учения просветителей в области справедливого общественного устройства — теория естественных прав человека, концепция общественного договора, принцип разделения властей — логически взаимосвязаны с либерализмом и не теряют актуальности с течением времени.

3. Российская либеральная мысль формировалась под влиянием идей, получивших развитие на Западе, однако, с учетом российского социокультурного контекста, имеет исторические и концептуальные особенности, что позволяет оценивать российский либерализм как оригинальное социально-философское учение.

4. Специфика развития российской государственности заключается в исторически обусловленном сосуществовании либерального и социального подходов к формированию гражданского общества.

5. Обеспечению прав и свобод человека, утверждению народовластия и национального самоопределения в России способствует федеративная форма государственного устройства, основанная на либеральных принципах, сформулированных в отечественных концепциях либерализма.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты позволяют последовательно определять истоки, суть, специфику российского либерализма, его цели и место в современной социальной философии, политологии и правоведении.

Выводы диссертационного исследования могут быть использованы в разработке социально-философских, политических и правовых концепций, в практической деятельности органов государственной власти, в научно-исследовательской деятельности при анализе современного состояния как самой концепции либерализма, так и отдельных составляющих ее институтов и принципов, а также в процессе подготовки лекционных курсов, проведения семинарских и практических занятий по социальной философии, философии права, истории политических и правовых учений.

Апробация диссертационного исследования. Теоретические положения и выводы диссертационного исследования автора апробированы в выступлениях:

— на межвузовских научных конференциях «Социально-политические и экономико-правовые проблемы общества: история и современность (Барнаул, 1999;2005 гг.), «Проблемы духовного развития в России: история и современность» (Барнаул, 2005 г.);

— на региональной научно-практической конференции «МолодежьБарнаулу» (Барнаул, 2004;2005 гг.);

— на межвузовском научно-практическом семинаре «Государственная власть и местное самоуправление: проблемы правовой институализации и реформирования» (Барнаул, 2005 г.);

— на Всероссийской научной конференции «Правовое реформирование российского общества» (Барнаул, 2001 г.);

— на международном молодежном политологическом форуме «Форос — Сибирь. 2005: Власть и общество в России: реалии и перспективы развития» (Новосибирск, 2005 г.).

Заключение

.

Феномен либерализма, безусловно, является сложным и многогранным по своему составу. Либеральная концепция построения гражданского общества включает в себя элементы различных самостоятельных социально-философских, политических и правовых теорий, складывавшихся в течение длительного времени. Но при этом либерализм не превращается в аморфную, эклектическую конструкцию. Наоборот, вбирая в себя достижения различных, даже конфликтующих социально-политических направлений концепция либерализма продолжает оставаться важнейшей частью современных представлений о справедливом общественном устройстве.

В диссертационной работе представлены результаты исследования либерализма и его роли в формировании гражданского общества в России конца XX в.

Либеральная мысль имеет глубокие исторические корни, уходящие в античность. В работе выделены основные этапы генезиса либерализма как социально-философского учения, определены теоретико-методологические подходы к определению либерализма и его основных ценностей, проанализировано его становление и развитие на Западе и в России, выявлены влияющие на него основные факторы.

В результате исследования установлено, что в основе либерализма как социально-философской доктрины лежит концепция свободы человека, интересы личности, ее статуса в общественном и государственном устройстве. Либерализм в классическом варианте является продуктом эпохи Просвещения. Важнейшие учения просветителей в области справедливого общественного устройства — теория естественных прав человека, концепция общественного договора, принцип разделения властей — логически взаимосвязаны с либерализмом и не теряют актуальности с течением времени.

Изучение основных черт, сущности и исторических традиций либерализма показало, что российская либеральная мысль формировалась под влиянием идей, получивших развитие на Западе, однако, с учетом российского социокультурного контекста, имеет исторические, сущностные и концептуальные особенности, что позволяет говорить о российском либерализме как оригинальном социально-философском учении.

Так, в дореволюционной России не только существовал опыт проведения либеральных реформ (Екатерина II, Александр I, М. М. Сперанский, H.H. Новосельцев), но и были собственные либеральные школы. Оригинальные либеральные концепции начали формироваться в 30−50-е гг. XIX в. среди русской интеллигенции. Представители дворянского либерализма ратовали за свободу совести, слова, книгопечатания, преподавания, публичность и гласность судопроизводства и отмену крепостного права. Яркими представителями этого направления являлись Б. Н. Чичерин и К. Д. Кавелин. Либеральные концепции формировались и в регионах Российской империи. Это позволяет говорить о существовании «земского» либерализма, идеологом кото-poro был А. Д. Градовский. Главными постулатами его концепции были расширение полномочий органов местного самоуправления (земств) и становление конституционной монархии. Представителем буржуазного либерализма выступал П. Б. Струве. Характерными чертами его доктрины являются ярко выраженная религиозность, национализм, враждебность по отношению к социализму, стремление к соединению либеральных ценностей с монархическим началом.

В работе проанализированы методологические основы в интерпретации либеральных идей в трудах отечественных и зарубежных мыслителей и осуществлена на этой базе классификация имеющихся концепций, представлен сравнительный анализ философских позиций западного и российского либерализма XIX—XX вв. Выявлено, что отечественный либерализм возрождается в условиях острых кризисов государства при частичной или полной утрате легитимационных и других социально-политических опор прежнего режима.

Несмотря на тесную взаимосвязь российской либеральной тенденции и европейской, для российского либерализма свойственно иное понимание свободы, не характерное для западной мысли: если классики европейского либерализма обосновывали свободу в социуме натуралистически, с внешней стороны (на основе теории «общественного договора»), то российская либеральная мысль акцентирует внимание на религиозно-духовной исключительной ценности каждой личности. Разница в подходах к либерализму во многом объясняется различием духовных установок, воспитанных православием в России, католичеством и протестантизмом — на Западе.

Говоря о либеральных идеях и ценностях, многие ученые считают, что свое наиболее полное практическое значение они приобретают в условиях социально-экономического порядка, присущего прежде всего западной политико-правовой культуре. И, как правило, в качестве подлинного либерализма признается исключительно его западный образец. При этом упускается из виду наличие в России собственной либеральной традиции, в рамках которой был выработан целый комплекс принципов и идей, не только не утративших своей значимости, но приобретших особую актуальность в свете современных поисков национальной идеи.

Естественно, социокультурная и политико-правовая жизнь любого общества протекает в конкретном культурно-историческом контексте, но сами по себе понятия «гражданское общество» и «правовое государство» обладают признаками, которые имеют общечеловеческий характер.

Рассмотренная в диссертации концепция либерализма национальна в том смысле, что ее появление обусловлено соответствующей исторической ситуацией, в которой особенности социально-политических отношений проявились наиболее выпукло.

Результаты анализа специфики развития либерализма в России конца XX в. свидетельствуют о том, что для России характерна ведущая роль государства в общественной жизни при минимальной инициативности народных масс и наличии сильного консервативного элемента. Либерализм как социальная доктрина внедрялся в общественно-политическую жизнь путем государственных реформ, целью которых является, прежде всего, изменение государственного строя. Традиционно мощная вовлеченность российского государства в социально-политическую жизнь обусловлена, в первую очередь, геополитическими условиями и евразийской природой России. В связи с этим отечественные либералы твердо убеждены в том, что для России сильная государственная власть не только не препятствует либерализации социальной сферы, но и является необходимым условием ее развития. Однако было бы неверно слепо копировать чью-либо схему построения гражданского общества, имея самобытное представление о свободе личности, сильном правовом государстве, охраняющем эту личность и обеспечивающем единство самого государства.

Неудачи реформ в постперестроечной России были во многом обусловлены отсутствием у российского либерализма прочной социальной основы, которая традиционно представлена «средним» классом. В конце XX в. этот класс только начал формироваться и имел небольшое количество представителей. Не следует забывать, что становление «среднего» класса (как и любого другого) представляет собой объективный процесс, требует наличия социально-экономических предпосылок и достаточного количества времени.

По результатам данного исследования, развитию демократии, прав и свобод человека и гражданина, утверждению народовластия, национального самоопределения, способствуют либеральные принципы эффективной организации общества при обеспечении институционально-правовых условий, в частности, федеративная форма государственного устройства. Особое внимание в работе уделено исследованию государствоведческого аспекта федерализма, рассмотрению и оценке его положительных сторон, а также преимуществ федеративного государства в сравнении с унитарным.

Проблема построения гражданского общества со всей остротой ставит вопрос о децентрализации государственной власти, о недопустимости монополизма в функционировании государственных органовэто непосредственно связано с реализацией принципа разделения властей и ориентировано на идею реализации прав и свобод гражданина. Разделение властей — один из основных принципов политической организации общества, закрепленных в конституционном законодательстве всех современных государств либеральной демократии. Наиболее полное воплощение он получает в реализации федеративной формы государственного устройства, обеспечивающей принцип народного суверенитета и право народов на самоопределение.

Поиск парадигмы решения национально-территориальных проблем государственности в многонациональной и поликонфессиональной России проявляется сегодня в широком обсуждении вопроса об актуальности формирования национальной концепции государственности России. Суть такой концепции видится в создании модели федерации, которая бы обеспечила постепенное формирование единой российской нации при сохранении культурно-религиозной самобытности населяющих Россию этносов.

Проведенное исследование не исчерпывает всей полноты решения данной сложной и актуальной проблемы. Выводы, которые сделаны в диссертации, вводят в новый круг нерешенных проблем, изучение которых обусловлено неоднозначностью процессов, происходящих в современном российском обществе. Поэтому следует продолжить работу по изучению социально-политических явлений, в основе которых лежат либеральные ценности. С решением этих и других проблем связаны перспективы дальнейшего исследования данной темы.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Р., Михайлов В., Чичановский А. Национальная политика Российской Федерации: от концепции к реализации. М., 1997.
  2. H.H. О гарантийном государстве. М., 1998.
  3. С.С. Философия права. М., 1997.
  4. П.В. Социальная философия. М., 2003.
  5. Т.А. Справедливость. Морально-политическая теория: Монография. М., 1990.
  6. X. Истоки тоталитаризма. М., 1996.
  7. А.Н. Подлинный федерализм, гражданское общество и свобода личности // Личность и политическая культура. М., 1999.
  8. В.В. Политическая философия Освальда Шпенглера: Монография. М., 2003.
  9. A.C. Россиийская модернизация: проблемы, перспективы // Вопросы философии. 1993. № 7.
  10. С.Н. Территория государства: правовые и геополитические проблемы: Монография. М., 1997.
  11. М.В. Дорога к свободе. М., 1994.
  12. М.А. Государственность и анархия. М., 1993.
  13. A.B. Вечное возвращение. Духовный поиск: Монография. Ростов н/Д, 2004.
  14. И. Введение в основания нравственности и законодательства- Основные начала гражданского кодекса- Основные начала уголовного кодекса//Избранные сочинения Иеремии Бентама. СПб., 1867. Т. 1.
  15. И. Принципы законодательства. М., 1896.
  16. И. О судебных доказательствах. Киев, 1876.
  17. Т.Х. Теория государства в политической мысли России XIX начала XX века: Монография. М., 2003.
  18. Т.Х. Теория государства в «золотой век» отечественной культуры: Монография. М., 2001.
  19. А.Т. Социально-философская концепция либерального консерватизма и ее роль в духовном возрождении России: Автореф. дис.. канд. филос. наук. Уфа, 2004.
  20. Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. Париж, 1955.
  21. Н. А. Судьба России. М., 1990.
  22. Н. А. Философия неравенства. М., 1990.
  23. Н. А. Царство духа и царство кесаря. М., 1995.
  24. Э. Возможен ли научный социализм // Философское общество СССР. М., 1991.
  25. Э. Проблемы социализма и задачи социал-демократии. М., 1901.
  26. М.Я., Григорьев С. И., Ушакова Е. В. Экосистемология как теретико-философская концепция и база социоприродных преобразований // Труды философов Алтая. Барнаул, 2002.
  27. В.П. Современная Германия и немецкая историческая наука XIX столетия. К происхождению современной германской идеологии. СПб., 1915.
  28. Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. СПб., 1997.
  29. С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994.
  30. Буржуазные конституции в период общего кризиса капитализма. М., 1966.
  31. В.В. Философия права русского неолиберализма конца XIX начала XX века: Монография. Воронеж, 2004.
  32. М. О буржуазной демократии в России // Социологические исследования. 1992. № 3.
  33. М. Политика как призвание и профессия // Избранные произведения. М, 1990.
  34. М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения. М., 1990.
  35. В.Г. К вопросу о понятиях «территория», «территориальная целостность», «самоопределение народов» в Конституции РФ // Представительная власть. 1997. № 1.
  36. Волоков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм (социологические аспекты). Челябинск, 1995.
  37. A.B., Китаев В. В. Власть и человек. Свердловск, 1991.
  38. Е.Т. Государство и эволюция. М., 1995.
  39. Г. Свобода и право: Политическая философия Канта и современность: Пер. с нем. Нижневартовск, 2003.
  40. А. Суперэтнизм как глобальная проблема // Свободная мысль. 1994. № 5.
  41. Л.Б. Современные проблемы взаимодействия социального государства и гражданского общества: Монография. Екатеринбург, 2004.
  42. Гегель Г. В. Ф. Философия духа (Энциклопедия философских наук). М., 1977. Т. 3.
  43. Гегель Г. В. Ф. Сочинения. Т. XI. М., 1935.
  44. Гегель Г. В. Ф. Философия права. М., 1990.
  45. Э. Нации и национализм. М., 1991.
  46. Э. Условия свободы: гражданское общество и его исторические соперники. М., 2004.
  47. S. Либерализм. Опыт изложения принципов и программы современного либерализма в Англии. М., 1905.
  48. A.A. Проблема законности и правосудия во французских политических учениях XVII1 века. М., 1962.
  49. С.И. Проблема правового идеала в русском либерализме. М., 2003.
  50. Е.В. Философский проект правового государства в культуре предреволюционной России: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2002.
  51. Т. Левиафан // Сочинения: В 2 т. Т. 2. М., 1989.
  52. Т. О гражданине // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1989.
  53. А.Д. Начала русского государственного права. СПб., 1883.
  54. А.Д. Система местного управления на западе Европы и в России. СПб., 1878.
  55. .Л. Современная философия культуры. М., 2005.
  56. В. Язык и философия культуры. М., 1985.
  57. В.И. Черты и силуэты прошлого. Правительство и общественность в царствование Николая II в изображении современников: Монография. М., 2000.
  58. Д.А., Рябов П. В. Великие философы. М., 2005.
  59. Н. Я. Россия и Европа. М., 1991.
  60. Декларация прав и свобод человека и гражданина. М., 1991.
  61. А.В. Социально-философская мысль России XIX века (консерватизм и либерализм). М., 2002.
  62. .М. Знаменитые философы: Страницы биографии, мысли, изречения, афоризмы. М., 2004.
  63. Евразийство. Опыт систематического изложения // Пути Евразии. Русская интеллигенция и судьбы России. М., 1992.
  64. В.А., Мельников А. Н. О национальных особенностях исторического сознания: методологический анализ // Сознание и история. Барнаул, 1993.
  65. А.Ф. Юридическая философия. СПб., 2003.
  66. В.М. Социологическое прочтение философских идей России ХУШ века: контент-анализ. СПб., 1998.
  67. М. Самоопределение народов в контексте обострения межнациональных отношений // Социально-политический журнал. 1992. № 9.
  68. В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.
  69. В.М. Толерантность как проблема философской антропологии: Автореф. дис.. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2004.
  70. М.В. Федерация в России: проблемы и перспективы: Монография. М., 1999.
  71. И.А. В поисках идеала государственного устройства России. Ростов н/Д, 1995.
  72. Идейное наследие А. Токвиля и современная политическая традиции Запада: Научно-аналитический обзор. М., 1983.
  73. И.А. О монархии и республике // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4. М., 1994.
  74. И. А. О сопротивлении злу силою // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 5. М., 1995.
  75. И.А. О сущности правосознания // Собрание сочинений: В 10 т. Т. 4. М., 1994.
  76. И.А. О грядущей России. М., 1993.
  77. С.А. Алексис Токвиль и Америка его времени (О трактате «О демократии в Америке»). СПб., 1993.
  78. Истолкование Английских законов Г. Блэкстона, переведенное по высочайшему появлению великой законодательницы всероссийской с подлинника английского. Кн. 1−3. М., 1780−1782 .Т. 1.
  79. История либерализма в России. М., 1995.
  80. История политических и правовых учений / Под ред. В.С. Нерсе-сянца. М., 1995.
  81. К.Д. Наш умственный строй. М., 1989.
  82. К.Д. Политические призраки. СПб., 1898.
  83. Е.П. Либерализм как политическое течение и альтернатива радикализму: тенденции развития в современной России: Дис.. канд. полит. наук. М., 1996.
  84. П.Ф. Философия неопрагматизма и теория свободы в современном либерализме: Автореф. дис.. канд. филос. наук. М., 2002.
  85. И. Сочинения. М., 1964.
  86. И. Метафизика нравов. Ч. 2: Метафизические начала учения о праве // Сочинения. Т. 4. М., 1965.
  87. И. Сочинения на немецком и русском языках. Т. 1. М., 1994.
  88. К.И. Три функциональных потенции // Вопросы философии. 2002. № 12.
  89. .Г. Начало российского либерализма как проблема политической философии // Политические исследования. 1994. № 5.
  90. JI.M. Грани суверенитета и самоопределения народов // Государство и право. 1993. № 1.
  91. Н.И. Французские политические писатели XVIII века. Ростов н/Д., 1999.
  92. . А. Философия и социология права. СПб., 1998. Козловский В. В., Федорова В. Г., Уткин А. И. Модернизация от равенства к свободе: Монография. СПб., 1995.
  93. И.Ю. Идея правового государства. История и современность: Монография. СПб., 1993.
  94. В.В., Федорова В. Г., Уткин А. И. Модернизация от равенства к свободе: Монография. СПб., 1995.
  95. A.C. Чичерин как социальный мыслитель: Монография. Тамбов, 2004. -
  96. В.П. Некоторые результаты административной реформы в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2005. Вып. 9.
  97. Конституция Российской Федерации. Историко-правовой комментарий. М., 1996.
  98. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII—XIX вв. М., 1957.
  99. ЮО.Кочеров С. Н. Русская идея: сущность и смысл: Монография. Н. Новгород, 2003.
  100. A.B. Нравственные аспекты либеральной концепции справедливого общества и морально-политическая философия Дж. Роулса. М., 1998.
  101. C.B. Охранители истинно русских начал. Идеалы, идеи и политика русских консерваторов второй половины XIX века: Монография. СПб., 2004.
  102. Ю.И. Правовое и гражданское общество в концепциях российских либералов: Автореф. дис.. канд. полит, наук. М., 2000.
  103. В.И. Полн. собр. соч. Т. 12.
  104. В.В. История либерализма в России. 1762−1914. М., 1995.
  105. Дж. Сочинения. Т. 3. М., 1988.
  106. Дж. Избранные философские произведения: В 2 т. Т. 2. М., 1980.
  107. И.П. Философия права (от метафизики к герменевтике). Екатеринбург, 1996.
  108. С.Н. История русской социально-философской мысли. М., 2003.
  109. К. Диагноз нашего времени. М., 1994.
  110. П.Е. Социальная философия. М., 2003.
  111. А.Н. Либерализм как проблема западной современной историографии // Вопросы истории. 1992. № 8−9.
  112. НЗ.Меняева М. П. Социокультурная реальность на рубеже ХХ-ХХ1 веков в контексте концепции конвергенции П. А. Сорокина: Монография. Челябинск, 2004.
  113. Дж.Ст. Представительное правление. СПб., 1907.
  114. Дж.Ст. Утилитарианизм. О свободе. СПб., 1900.
  115. Л. Идея государства. Критический очерк истории социологических и политических теорий во Франции со времен революции. СПб., 1903.
  116. А. Федерализм и национальное государство (к истории вопроса)//Полис. 1992. № 4.
  117. Ш. Л. О духе законов // Избранные произведения. М., 1956.
  118. Л.К. Философско-правовая концепция Вл. Соловьева // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2005. Вып. 9.
  119. B.C. История идей правовой государственности. М., 1993.
  120. П.И. О праве на существование. СПб.- М., 1911.
  121. П.И. История новой философии права. М., 1990.
  122. П.И. Введение в философию права. Кризис современного правосознания. М., 1996.
  123. П.И. О задачах современной философии права // Сочинения. М., 1995.
  124. Н.И. Смеющийся Демокрит. М., 1985.
  125. О Свободе. Антология западноевропейской классической либеральной мысли. М., 1995.1270 свободе совести и о религиозных объединениях // СПС «Консультант-Плюс».
  126. И.Д. Философские основания русского либерализма (XIX начало XX в.): Автореф. дис.. д-ра филос. наук. СПб., 1999.
  127. A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2000.
  128. А.И. Либерализм в России: история, политика, опыт (XIX начала XX века): Монография. Ростов н/Д., 1996.
  129. Партии. Общественно-политические движения, идейные течения: история, современность, проблемы. М., 1993.
  130. В.Б. Становление российской государственности и конституционный процесс: политологический аспект // Государство и право. 1993. № 2.
  131. Н.М. Социальная философия М.А. Бакунина. М., 1990.
  132. Платон. Государство // Сочинения. В 3 т. Т. 3. Ч. 1. М., 1971.
  133. К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
  134. Э.А. Философия свободы. М., 2004.
  135. Политические партии России. Конец XIX первая треть XX века: Энциклопедия. М., 1996.
  136. Е.В. Либерально-консервативные партии в России: место и роль в политическом процессе: Монография. Краснодар, 2004.
  137. К. Р. Открытое общество и его враги. Т. 1−2. М., 1992.
  138. В.И. Опыт исследования мировоззрения ранних русских либералов. М., 1996.
  139. С.М. Проблемы защиты прав меньшинств в международном праве // Государство и право. 1992. № 8.
  140. C.B. Национальная идея как форма национального самосознания: Монография. Улан-Удэ, 2004.
  141. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб., 2004.
  142. Ю.А. Право на самоопределение и отделение // Московский журнал международного права. 1991. № 1.
  143. Российская газета. 1994. 25 февр.
  144. Российская цивилизация: история и современность: Материалы заседания философского клуба. М., 2003.
  145. Дж. Теория справедливости. Новосибирск, 1995.
  146. Л.Л. Свобода: социально-философский анализ: Монография. Архангельск, 2004.
  147. Русская философия в контексте отечественной культуры и мировой цивилизации: Сб. статей. Владивосток, 2004.
  148. Руссо Ж.-Ж. Рассуждения о происхождении и основаниях неравенства между людьми- Общественный договор или принципы политического права // Трактаты. М., 1990.
  149. Ю.М. Политическое учение Гаррингтона. Из истории идейно-политической борьбы в годы английской буржуазной революции XVII в. М., 1975.
  150. Л.И. Цивилизации в истории человечества. М., 1994.
  151. Сен А. Развитие как свобода: Пер. с англ. М., 2004.
  152. Д. Федералистское будущее Европы. От Европейского Сообщества до Европейского Союза. М., 1998.
  153. П.И. Философия права. XIX век: Монография. М., 2003.
  154. A.B. Общественный идеал в русской философии: Монография. СПб., 2003.
  155. В.В. Идейные течения в Американской революции XVIII в. М., 1980.
  156. В.В., Патрушев А. И., Токарева К. С., Фадеева Т. М. Либерализм Запада XVII—XX вв.ека. М., 1995.
  157. С.М. Философия русского зарубежья: евразийство: Монография. Улан-Удэ, 2003.
  158. В.С. История и будущность теократии (о церковной власти) // О христианском единстве. М., 1994.
  159. В.С. Оправдание добра // Сочинения: В 2 т. Т. 1. М., 1990.
  160. В.С. Русская идея // О христианском единстве. М., 1994.
  161. И.А. Белая империя. Статьи 1936−1940 гг. М., 1997.
  162. И.А. Народная монархия. М., 2003.
  163. П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
  164. П.А. О русской нации: Россия и Америка. Теория национального вопроса. М., 1994.
  165. М.М. Проекты и записки. М.- Л., 1961.
  166. А.С. Философия и культура в русской мысли XIX начала XX вв.: интегральный анализ: Монография. М., 2003.
  167. Струве П.Б. Patriotica: политика, культура, религия, социализм. М., 1997.
  168. П.Б. Интеллигенция и революция // Вехи. Из глубины. М., 1991.
  169. Г. С. Либеральная идеология в России: проблемы становления и эволюции: Монография. СПб., 2001.
  170. С.В. Русская философия права о взаимоотношениях морали и политики. М., 2003.
  171. Технология политической власти: зарубежный опыт. Киев, 1994.
  172. И.В., Ушакова E.B. Менталитет и право: философский анализ взаимодействия // Вестник алтайской науки. Юриспруденция. 2004. Вып. 1.
  173. JI.A. Монархическая государственность. М., 1995.
  174. В.А. О стратегии и механизмах национальной политики в Российской Федерации // Национальная политика в Российской Федерации: Материалы междунар. науч.-практ. конф. М., 1993. С. 11.
  175. В.А. Что есть Россия? (Перспективы нацие-строительства) // Вопросы философии. 1995. № 2.
  176. А. Демократия в Америке. М., 1994.
  177. А. Старый порядок и революция. М., 1911.
  178. .Г. Патриотизм и демократия. М., 1995.
  179. М.М. Французский либерализм до и после революции. Руссо Констан // Политические исследования. 1993. № 6.
  180. A.C. Либерально-консервативный феномен современной России: Монография. Саратов, 2003.
  181. A.C. Гражданское общество: проблемы развития и современные формы: Монография. Саратов, 2004.
  182. В.Г. Неклассические модернизации и альтернативы мо-дернизационной теории //Вопросы философии. 2002. № 12.
  183. Философия. Культура. Философия культуры: Сб. статей. Вып. 1. М., 2004.
  184. Философия свободомыслия: К 200-летию со дня рождения Людвига Фейербаха. М., 2004.
  185. С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.
  186. С.Л. Философские предпосылки деспотизма // Русская мысль. 1907. № 3.
  187. Французская республика. Конституция и законодательные акты. М., 1989.
  188. Э. Бегство от свободы. М., 1990.
  189. Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М., 1988.
  190. Ф.А. Дорога к рабству. М., 1992.
  191. Ф.А. Пагубная самонадеянность: ошибки социализма? М., 1992.
  192. Ф.Л. Общество свободных. London, 1990.
  193. Г. Д. История философской мысли: традиции и новации.1. М., 2003. I
  194. З.М. Гражданское общество: опыт исследования // Государство и право. 1992. № 6.
  195. И.Л. Общество и юриспруденция на исходе второго тысячелетия. СПб., 1999.
  196. .Н. Философия права. СПб., 1998.
  197. .Н. Курс государственной науки. М., 1894.
  198. И.Б. Россия в поисках себя. М., 1998.
  199. И.Г. Концепция демократии в политической философии А. де Токвиля. М., 1989.
  200. И.Г. Пределы власти: борьба за российскую конституционную реформу (1989−1995). М., 1997.
  201. B.C. Государство и революция (История России: современный взгляд). М., 2002.
  202. P.K. Модели справедливости в современной либеральной теории Запада: Монография. М., 2004.
  203. И. Введение в типологию либерализма // Политические исследования. 1994. № 3.
  204. Шапошников Л.Е. A.C. Хомяков: человек и мыслитель: Монография. Н. Новгород, 2004.
  205. К.Ф. Российский либерализм накануне революции 19 051 907 гг. в России: Монография. М., 1995.
  206. В.В. Численность и состав кадетской партии // Политические партии России в период революции 1905−1907 гг.: Количественный анализ: Сб. статей. М., 1987.
  207. В.В. Идеология и политическая организация российского либерализма: Монография. М., 1991.
  208. В.В. Либеральная модель переустройства России: Монография. М., 1996.
  209. Шершеневич Г, Ф. Общая теория права: В 2 т. М., 1995.
  210. О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. М&bdquo- 1993.
  211. А.И. Проблема исторического будущего России. Социальные идеи П. Л. Лаврова и Н. К. Михайловского: Монография. Тамбов, 2004. 372 с.
  212. Г. Л. Я выбираю свободу. М., 1996.
  213. И.Г. Российское государство: национальные интересы, границы, перспективы: Монография. Новосибирск, 1999.
  214. Arblaster A. The Rise and Decline of Western Liberalism. Oxford, 1984.
  215. Gray J. Liberalism. Milton Keynes, 1986.
  216. Laski H.G. The Rise of European Liberalism. NY., 1936. P. 15.
  217. Manning D.J. Liberalism. London, 1976.
  218. Ruggero G. de. The History of European Liberalism. London, 1987.
  219. Smith R.M. Liberalism and American Constitutional Law. Cambridge, Massachusetts. London, 1985. P. 18−36.
  220. The New Encyclopedia Britannica. 1988. Vol. 27. P. 471.
  221. The Encyclopedia Americana. 1987. Vol. 17. P. 294.
  222. Wollf R.P. The Poverry of Liberalism. Boston, 1968.
Заполнить форму текущей работой