Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Деконструкция как способ философствования: историко-философский анализ

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Опираясь на материалы, предложенные Фрейдом, мы замечаем, что восполнительность относится к сущностным человеческим основаниям и определяет ход процессов в его психике, таким образом процесс означения мира оказывается подвластным логике восполнения. А сам человек существует восполняя. При такой формулировке вопроса мы, основываясь на языке онтофеноменологии Хайдеггера, считаем правомочным… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Аналитика деконструкции
  • S1. Лики деконструкции в критической литературе
    • 2. Основные понятия деконструкции и их взаимодействие. Система, след, восполнение
  • Глава 2. Деконструкция в историческом процессе
    • 1. Истоки деконструкции. Платон как образцовый объект деконструкции
    • 2. Деконструкция в философии XX в. Фрейд и Хайдеггер: аналитика восполнения и следа как способов организации человеческого «я»

Деконструкция как способ философствования: историко-философский анализ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования.

Современное философское мировоззрение отмечено особым вниманием к вопросам, связанным с определением статуса и места текста в существующем мире. Особую остроту этот вопрос приобретает в таком течении философской мысли как постмодернизм. Будучи генетически связанным с онто-феноменологией Мартина Хайдеггера, психоанализом Фрейда, философией жизни Ницше и семиологией марксизма, постмодернизм формулирует свое понимание текста, трактуя его как глобальную систему означения и, фактически, приравнивая по статусу Текст и Мир. Подобное понимание позволяет по-новому сформулировать основные вопросы онтологии и гносеологии, что влечет за собой изменение взгляда на картину мира. Таким образом, речь идет о формулировании новой парадигмы научности, изменении существующих моделей порождения знания.

Характерным представителем философии постмодернизма является Жак Деррида, основатель и идеолог движения деконструкции. В этом направлении осуществляется попытка выхода за пределы метафизики и предлагается новая концепция порождения знания вообще и научного знания в частности. Такой подход ставит деконструкцию на передний план современной философской мысли. Расширяя понятие письма, деконструкция приходит к трактовке Мира как текста, что позволяет применять новые, специфически ориентированные методы анализа и трансформировать уже имеющиеся традиционные. Таким образом по новому может быть осмыслен как мир социального, так и само понятие «человек». Актуальность I подобного переосмысления не вызывает сомнений. В мире, где меняется сам способ бытия человека, где существует информационное общество, крайне необходимыми становятся попытки осознания места человека в изменившемся мире.

Весьма актуальной представляется и сама методология анализа, используемая Деррида, в силу того, что она позволяет добиваться более глубокого уровня понимания философских текстов, открывая новые горизонты смысла. Вместе с тем, деконструкция оказывается не только анализом, — она позволяет сделать видимыми механизмы, обеспечивающие единство текста и его взаимосвязь с другими, иногда совершенно отличными, системами знаков, образующими единую ткань реальности как Текста.

Это подтверждает актуальность деконструкции для современной философии, утверждая ее не только в качестве инструмента анализа, но и иного способа философствования, основанного на новом подходе к Миру и? взаимосвязи между его элементами.

В связи с этим актуальным представляется историко-философское исследование деконструкции в качестве способа философствования и метода (или стратегии) анализа. Крайне важным нам видится опыт переосмысления глобальных нарраций, накопленный деконструкцией, который может быть применен на почве отечественной философии. В ходе исследования ставятся вопросы о статусе человека в эпоху глобального текста, о целесообразности и возможности использования деконструкции в качестве системы мировоззрения.

Вместе с тем определение характера вопросов деконструкции может быть полезным и для переосмысления опытов отечественной философии. Опыт деконструкции как критики и критики самой деконструкции может послужить переформулированию основных вопросов философии, но, вместе с тем, мы осознаем, что уникальный опыт отечественной философии есть залог нового, принципиально отличного от западного подхода метода анализа.

Степень научной разработанности проблемы.

Актуальность поставленных деконструкцией проблем приводит к тому, что многие ученые, — как в нашей стране, так и за рубежом, уделяют большое внимание этому вопросу. Однако, анализируя деконструкцию как методологию, многие исследователи оказываются неспособны охватить ее как систему в целом, так как многие элементы деконструкции могут быть схвачены только в момент производимого ими изменения, в работе. Это зачастую приводит к фрагментарности в понимании характера деконструктивистского движения. Тем не менее, можно отметить, что такой подход начинает уступать место попыткам целостного осмысления, к которым можно отнести и данную работу. В целом, нужно отметить, что четкое формулирование принципов деконструкции оказывается первоочередной задачей, в разрешении которой представляется возможным ** выделить следующие направления: 1. Историко-философский подход. Деконструкция рассматривается представителями этого направления в ракурсе преемственности. Когорта исследователей, использующих именно этот подход, наиболее велика. К ним можно отнести: М. Абрамса1, В. Визгина2, А. Гараджу3, Е. Золотухину4, И.П. Ильина5, В. Куренного6, JI. Лоулора1, Д. Силичева2, М. Субботина3, Ю. Хабермаса4.

1 Abrams М.Н. The deconstructive angel. / Modern Criticism and Theory. -Pearson Education, Inc., 2000, p. 244.

2 Визгин В. Эстетический материализм Ж. Деррида // Философские науки 2003, № 10, с. 65−70.

3 Гараджа А. В. Вавилонское столпотворение // Ad Marginem'93. Ежегодник.? М.: Ad Marginem, 1994. — С. 384−393. Гараджа А. В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). -М.: ИНИОН, 1989. — 50 е.- Гараджа А. В. Норрис К. Деррида // РЖ ИНИОН. Общественные науки за рубежом. Философия и социология. — 1989. № 6. — С. 9−16. см. Золотухина Е. В. Н Вестник РФО — 2005. № 2. — С. 92−92.

5 Ильин И. П. Английский постструктурализм и традиция социального историзма // Диапазон. — 1992. № 2. — С. 32−38. Ильин И. П. Восточный интуитивизм и западный иррационализм: «Поэтическое мышление» как доминантная модель «постмодернистского сознания» // Восток — Запад: Литературные взаимосвязи в зарубежных исследованиях. — М., 1989. — С. 170−190. Ильин И. П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. — М.: Интрада, 1998. — 256 е.- Ильин И. П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. — М.: Интрада, 1996. — 256 е.- Ильин И. П. Теория знака Ж. Дерриды и ее воздействие на современную критику США и Западной Европы // Семиотика. Коммуникация. Стиль. -M.: ИНИОН, 1983.-С. 108−125.

6 Куренной, В. О трансцендентно-полиграфической невозможности Деррида в России //Логос, 1999, № 4, с. 168−175.

2. Герменевтический подход. Основываясь на работах М. Хайдеггера и Э. Гуссерля, исследователи видят в деконструкции интерпретативную стратегию. Такое понимание характерно в первую очередь для американской школы литературной критики, но и в Европе оно имеет довольно широкое распространение. К его представителям можно отнести следующих исследователей: Ю. Давыдов5, В.А. Конев6,.

В.Л. Лехциер7, Ж.-Л. Нанси8, Некрасова С.Н.9, В. Россман10, Р. Трофимова11, В. Штегмайер12, Пол де Ман13.

3. Эпистемологический подход. Используя модель, предложенную Жаком Деррида в работе «О Грамматологии», исследователи делают акцент на трансформативном по отношению к способам порождения знания.

1 Lawlor L. Thinking through French philosophy: the being of the Question. -Indiana University Press, 2003, -212 p.- Lawlor L. Derrida and Husserl: the basic problem of Phenomenology. Indiana University Press, 2002,286 p. **.

Силичев Д. Ж. Деррида: деконструкция, или философия в стиле постмодерн // Философские науки 1992, № 3, с. 103−117.

3 Субботин М. М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида II Вопросы философии. — 1993. № 3. — С. 36−45.

4 Хабермас, Ю. Философский дискурс о модерне, М., 2003, 416 с.

5 Давыдов Ю. Патологичность «состояния постмодерна» // СоцИс 2001, № 11, с. 3−12.

6 Конев В. А. Деконструкция Ж. Деррида гуссерлевского анализа Выражения и смысла// Конев В. А., Лехциер В. Л. Знак: игра и сущность: Самарские семинары. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. С. 59−70- Конев В. А. Знак и различАние в концепции Жака Деррида// Там же. С. 72−81- Конев В. А. Грамматология: как возможен смысл? // Там же. С. 161−171.

7 Лехциер B.JI. Понимание знака и деконструкция метафизики (Деррида — антиГуссерль) // Конев В. А., Лехциер В. Л. Знак: игра и сущность: Самарские семинары. Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. С. 41−59- Лехциер В. Л. Эпоха, схваченная в букве, или Жизнь философии после ее смерти // Та же. С. 82−90- Лехциер В. Л. Зачеркнутое слово: парадоксы выражения // Там же. С. 172−179. Ж.-Л. Нанси Corpus. — М.: Ad Marginem, 1999. -256 с.

9 Некрасов С. Принцип деконструкции и эволюция постструктурализма// Философские науки 1989, № 2, с.55−63.

10 Россман, В. Деконструкция деконструкции: метафизика присутствия в лучах звезды Давида II Вопросы философии, 1999, № 10, с. 57−72 Трофимова Р. Французский структурализм сегодня // Вопросы философии 1981, № 7, с. 144−151.

12 Штегмайер В. Деконструкция и герменевтика. К дискуссии о разграничении // Герменевтика и деконструкция. / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999. С. 4−9.

13 Ман П. де. Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 368 с. Ман П. де. Слепота и прозрение. — СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. -256 с. Man P. de. Sign and Symbol in Hegel’s Aesthetics // Critical Inquiry. — Summer 1982. — P. 761−775. Man P. de. Reply to Raymond Geuss // Critical Inquiry. — December 1983. — P. 383−390. Man P. de. The Epistemology of Metaphor//Critical Inquiry. — Autumn 1978.-P. 13−30. характере деконструкции. К ним могут быть отнесены: Е. Гурко1 и А. Шеманов2.

4. Системный подход. Совмещая в себе достоинства первых двух подходов, этот метод так же учитывает историко-философский аспект. В рамках этого подхода работают следующие исследователи: Н. Автономова3, В. Декомб4, Дж. Каллер5, В. Соколов6, В. Филлипов7 Столь пристальное внимание к деконструкции и кругу вопросов, ею затрагиваемых, представляется нам знаковым. Наше понимание деконструктивистского движения претерпевает постоянную трансформацию в зависимости от методик исследования, к нему применяемых. Однако вопрос о деконструкции рассмотрен далеко не до конца. Многие аспекты существующих методологий требуют внимательного переосмысления. На наш взгляд, характер анализируемой проблемы требует конструирования особого исследовательского аппарата, создаваемого с учетом существующих особенностей деконструкции. Такого рода проекты существуют, но на наш взгляд недостаточно разработаны, что вызывает к жизни необходимость, в рамках данного исследования, конструирования подобного метода.

1 Гурко Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), как избежать разговора: денегации. — Минск: Экономпресс, 2001. — 320 е.- Гурко Е. Тексты деконструкции. -Томск: «Водолей», 1999. 158 с.

2 Шеманов А. Ряд аллюзий как связь времен?: (К вопросу о культурологическом аспекте мысли Ж. Деррида) // Философские науки 2003, № 10, с. 73−80- 63−72.

3 Автономова Н. С. Концепция сознания в структурализме // Проблема сознания в современной западной философии. — М.: Наука, 1989. — С. 213−226. Автономова Н. С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. — М.: Наука, 1977. — 271 е.- Автономова Н. С. Язык и эпистемология в концепции Деррида // Критический анализ методов исследований в современной западной философии. — М.: ИФАН, 1986.-С. 63−82.

4 Декомб В. Современная французская философия: [Сборник]. — М.: Издательство «Весь Мир», 2000. -344 с.

5 Culler J. On deconstruction: Theory and Criticism after Structuralism. — Ithaca, New York: Cornell University Press, 1982.-307 p.

1. 6 Соколов Б. Г. «Поверхность» смысла (сдвиг понятия «смысл» в XX веке) // Современная философия Запада и Востока на пороге XXI века. — СПб, 1994. Соколов Б. Г. Деконструкция Деррида и психоанализ Фрейда И Современная философская компаративистика: мировоззренческие и методологические вопросы. — СПб., 1993. Соколов Б. Г. Диалог, монолог, полилог и Деррида // Диалог в философии: традиции и современность. — СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1995. — С. 114−120. Соколов Б. Г. Маргинальный дискурс Деррида. — СПб.: СПГУ, 1996. — 121 с.

7 Филиппов Л. И. Грамматология Ж. Деррида // Вопросы философии. — 1978. № 1. — С. 157−164. Филиппов Л. И. Структурализм и фрейдизм // Вопросы философии. — 1976. № 3. — С. 155−163.

Вместе с тем, подобная работа не может быть осуществлена без учета уже достигнутых результатов и наработок других исследователей. Таким образом, автор данной работы, сохраняя достоинства существующих методов, предлагает свой метод, включающий элементы деконструктивистского мышления и нацеленный на работу с концептами Ж. Деррида собственно в сам момент деконструирования. Методологическая основа диссертации.

Мы уверены, что существующий комплекс подходов к проблеме деконструкции не исчерпывает до конца возможностей этой концепции. В качестве возможного варианта выхода из этого положения нам видится творческий синтез существующих подходов. Вместе с тем они оказываются не в состоянии зафиксировать некоторые концепты деконструкции вне их движения в тексте. Это приводит нас к необходимости использования некоторых практик, применяемых Жаком Деррида при анализе текстов и приспособленных для фиксации движения понятия.

Таким образом данная работа использует целостную совокупность методик, направленных на всестороннее освещение поставленной проблемы. Объект исследования.

Объектом исследования является деконструкция, выступающая как способ философствования. Предмет исследования.

Предметом исследования является историко-философский анализ деконструктивистских практик.

Цель и задачи исследования

.

Целью данной работы является анализ деконструкции как способа философствования на основании работ ее создателя и идеолога Жака Деррида. В соответствии с целью ставятся следующие задачи: 1. Установить характер вовлеченности Ж. Деррида в традицию философской мысли.

2. Проанализировать генезис основных методик анализа текстов в деконструкции. Отследить движение концептов (след, восполнение, различание) в теле классического текста.

3. Уточнить функцию восполнения как общего принципа организациивыявить восполнение в качестве одного из экзистенциалов.

4. Выяснить статус автора текста в деконструкции и уточнить статус человека в рамках Текста.

5. Проанализировать перспективы развития деконструкции как способа философствования.

Научная новизна диссертации.

1. Научная новизна диссертации определяется тем, что в ней впервые используется комплексный подход к проблеме. Мы предпринимаем попытку создания собственной комплексной методологии с целью раскрытия специфических аспектов деконструкции.

2. Существенно расширяются рамки применения концепта «восполнение». Данный концепт постулируется в качестве одного из основных принципов организации Текста.

3. Выявлен антропологический аспект деконструкции. На его основании подвергается ревизии традиционное понимание понятия «я» человека.

4. В рамках разговора о «восполнении» анализируется проблема соотношения философа и его жестов, в качестве одного из которых может выступать текст.

5. Деконструкция артикулируется в качестве философской системы. Положения, выносимые на защиту.

1. Концепты, используемые деконструкцией, могут быть схвачены только в движении. Это означает принципиальную необходимость I деконструирования классического текста с целью фиксации работы концептов в нем. Т. о, являясь динамической системой, деконструкция может быть обнаружена в тексте, но никак не эксплицирована или рассмотрена в отрыве от процесса деконструирования.

2. В ходе историко-философского рассмотрения классических философских текстов обнаруживаются результаты работы концептов деконструкции. То есть положение деконструкции относительно философской традиции носит двоякий характер: преемственность (генетическое заимствование методов анализа, понятий) и вписанность (концепты деконструкции имманентно присутствуют в тексте) в общую историю философии как историю европейского фонологоцентризма.

3. В рамках проведенного анализа доступной становится антропологическая проблематика деконструкции. Подвергая критическому переосмыслению понятие «человек», мы приходим к мысли, что восполнительность выступает как принцип организации человеческого сознания, детерминирующий все стороны общественной деятельности.

4. Анализируя базовое для постмодернизма (на материале деконструкции Жака Деррида) отношение Текст — Мир, мы приходим к вопросу о статусе человека относительно Текста. Предполагая, что человек включен в общую знаковую экономику Текста, мы видим деконструктивистское понимание мира как способ философствования, предлагающий целостную картину мира и обладающий достаточными ресурсами для построения онтологической, гносеологической и антропологической концепций, основанных на других, нежели прежде принципах организации.

Теоретическая и методологическая значимость диссертации.

Данная работа представляет собой одну из первых попыток комплексного анализа деконструкции. Исследуя историко-философские аспекты деконструкции, она открывает широкое проблемное поле для исследований в области онтологии, гносеологии и антропологии. Она инициирует поиск новых подходов в осмыслении традиционных вопросов философии и создает возможность переосмысления понимания движения деконструкции.

Результаты исследования имеют высокое теоретическое и практическое значение для понимания принципов деконструкции и могут быть использованы в качестве материалов в дальнейшей исследовательской и преподавательской деятельности. Апробация диссертационного исследования.

Основные положения и выводы диссертации были представлены и обсуждались на следующих научных конференциях: «Философия и жизненный мир человека» (декабрь 2002 г.), «Человек в глобальном мире» (декабрь 2003 г.) — на кафедре теоретической и социальной философии СГУ им. Н. Г. Чернышевского (январь 2004 г.) — на семинаре аспирантов, докторантов и соискателей философских специальностей (май 2004 г.). Материалы исследования нашли свое отражение в научных публикациях. Структура работы.

Структура диссертации определяется логикой решения поставленных задач и состоит из введения, двух глав (в каждой главе по два параграфа), заключения и списка использованной литературы.

Заключение

.

Говоря о деконструкции, сложно утверждать что-то определенное. Во многом это есть последствие маргинальное&tradeсамого характера рассматриваемой концепции. Вместе с тем, невозможно не признать методологической необходимости такого шага. Располагая свой дискурс в областях текста, что более свободны от контроля Логоса, Деррида вместе с тем обрекает себя на некоторую двусмысленность и фрагментарность. Таким образом, избранная им стратегия ускользания делает работу историка философии еще более трудной, поскольку возникает необходимость в постоянной перепроверке полученных результатов и уточнению методов. Тем более, что не существует «общего принципа» деконструкции, а выстраивается она исходя из локальных задач и тактик. Таким образом, и исследователю творчества Деррида приходится создавать гибкую, контекстно зависимую методологию.

Мы же, в свою очередь, на основании опытов предыдущих исследователей приходим к пониманию того, что необходима верная формулировка вопроса, обращенного к деконструкции. Только в этом случае появляется возможность для формулирования адекватного метода исследования. На наш взгляд вопрос должен быть сформулирован в духе Хайдеггеровского вопрошания и звучит как: «Каким образом вообще возможна деконструкция?». Подобная постановка позволяет не только рассмотреть деконструкцию в контексте мировой философии, но и через обращение к онтологическим и гносеологическим аспектам сформулировать глубинные, общетеоретические основания для дальнейшего вопрошания. Такой подход позволяет одновременно, и избежать метафизичности интерпретации и оградить себя от пустой игры с понятиями. Тем более что такой характер вопроса дает шанс обратиться и к сущностным основаниям человеческого «я».

В ходе нашего исследования мы приходим к мысли о том, что концепты деконструкции не могут быть схвачены или зафиксированы в языке традиционной философии. И даже более: являясь процессом, а не принципом или понятием, концепты деконструкции ускользают от процессов формализации. Таким образом, анализировать их представляется возможным только в ходе деконструирования текста. Таким образом, анализ деконструкции возможен только в форме деконструкции деконструкции. В ходе нашего анализа мы обращаем особое внимание на понятие Хора, которое не только является внесистемным элементом в логике Платона, но также служит точкой сосредоточения логики восполнения и difference. Анализируя расположение Хоры в пространстве текста, мы приходим к заключению о ее центральной роли в процессе порождения и означения мира. Представая как особого рода пространство, Хора делает проницаемой границу между миром идеального и реального для Платона. Деррида же, радикализируя этот аспект философии Платона, позволяет перенести эту границу на отношения между субъектом и объектом.

Опираясь на материалы, предложенные Фрейдом, мы замечаем, что восполнительность относится к сущностным человеческим основаниям и определяет ход процессов в его психике, таким образом процесс означения мира оказывается подвластным логике восполнения. А сам человек существует восполняя. При такой формулировке вопроса мы, основываясь на языке онтофеноменологии Хайдеггера, считаем правомочным приписать восполнительность как свойство человеческой психики к классу фундаментальных экзистенциалов, стоящих наравне с расположенностью. Фундировав, таким образом, восполнение, мы приходим к следующей трактовке деконструкции: деконструкция есть философия. Причем, философия феноменологического толка. Представая перед нами как продолжение и развитие применительно к новому пониманию характера реальности (Мир как Текст) феноменологических штудий Хайдеггера, деконструкция видится нам как набросок философской системы, где, кроме аналитического аппарата, присутствуют элементы онтологии, гносеологии, антропологии. То есть деконструкция предстает в результате как целостное видение мира. Вместе с тем, большинство положений в ней (особенно в области онтологии и антропологии) находятся в латентном состоянии и требуют колоссального труда по их разработке и экспликации. В таком аспекте особенно важными будут исследования, посвященные разработке латентно присутствующих положений деконструкции и восполнению недостающих элементов. Наша трактовка характера деконструкции не только позволяет получить новые результаты относительно работ Ж. Деррида, но и по-новому осмыслить многие положения современной гуманитарной науки. Поскольку элементы деконструктивистской методологии уже давно прочно заняли свое место в инструментарии многих наук, — начиная с литературной критики и заканчивая социологией и политологией, то необходимость переосмысления опытов деконструкции имеет самое серьезное значение для современного информационного общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Н.С. Концепция сознания в структурализме // Проблема сознания в современной западной философии. — М.: Наука, 1989. С. 213−226.
  2. Н.С. Философские проблемы структурного анализа в гуманитарных науках. М.: Наука, 1977. — 271 с.
  3. Н.С. Язык и эпистемология в концепции Деррида // Критический анализ методов исследований в современной западной философии. М.: ИФАН, 1986. — С. 63−82.
  4. Барт P. S/Z. М.: РИК «Культура», «Ad Marginem», 1994. -303 с.
  5. Р. Ответственность Европы. «Деконструктивная этика» на примере Жака Деррида // Герменевтика и деконструкция. / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999. -С. 136−266.
  6. Гадамер Г.-Г. Актуальность прекрасного. М.: Искусство, 1991. — 367 с.
  7. Гадамер Г.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики. -М.: Прогресс, 1988. 704 с.
  8. Гадамер Х.-Г. Деконструкция и герменевтика // Герменевтика и деконструкция. / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. -СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999. С. 243−254.
  9. Гадамер Х:-Г. Текст и интерпретация // Герменевтика и деконструкция. / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999.-С. 202−242.
  10. А.В. Вавилонское столпотворение // Ad Marginem'93. Ежегодник. М.: Ad Marginem, 1994. — С. 384−393.
  11. А.В. Критика метафизики в неоструктурализме (по работам Ж. Дерриды 80-х годов). М.: ИНИОН, 1989. — 50 с.
  12. А. В. Норрис К. Деррида // РЖ ИНИОН. Общественные науки за рубежом. Философия и социология. 1989. № 6. — С. 9−16.
  13. Герменевтика и деконструкция. / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999.
  14. А.А. Структурализм в эстетике: критический анализ. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1989. — 176 с.
  15. Е. Деконструкция: тексты и интерпретация. Деррида Ж. Оставь это имя (Постскриптум), как избежать разговора: денегации. — Минск: Экономпресс, 2001. 320 с.
  16. Е. Тексты деконструкции. Томск: «Водолей», 1999. — 158 с.
  17. Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М.: Ad Marginem, 1996. — 272 с.
  18. Р. Фрейд. М.: «Х.Г.С.», 1994. -521 с.
  19. В. Современная французская философия: Сборник. -М.: Издательство «Весь Мир», 2000. -344 с.
  20. . Вокруг Вавилонских башен. СПб.: Академический проект, 2002. — 111 с.
  21. . Голос и феномен. СПб.: Алетейа, 1999. — 208 с. I
  22. . Два слова для Джойса // Ad Marginem'93. Ежегодник. М.: Ad Marginem, 1994. — С. 354−383.
  23. . Золы угасшъй прах // Искусство кино. 1992. № 8. — С. 8093.
  24. . О Грамматологии. М.: Ad Marginem, 2000. — 512 с.
  25. . О почтовой открытке от Сократа до Фрейда и не только. -Мн.: Современный литератор, 1999. 832 с.
  26. . Отобиографии // Ad Marginem'93. Ежегодник. М.: Ad * Marginem, 1994.-С. 174−183.
  27. . Письмо и различие. М.: Академический Проект, 2000. -495 с.
  28. . Письмо японскому другу // Вопросы философии. 1992. № 4.-С. 53−37.
  29. . Позиции. Киев: «Д.Л.», 1996. — 192 с.
  30. . Шпоры: стили Ницше // Философские науки. 1991. № 2. ^ -С. 116−142,№ 3-С. 114−129.
  31. . Эссе об имени. М.: Институт экспериментальной социологии- СПб.: Алетейа, 1998. — 192 с.
  32. Жак Деррида в Москве: деконструкция одного путешествия. М.: РИК «Культура», 1993. — 208 с.
  33. И.П. Английский постструктурализм и традиция социального историзма // Диапазон. 1992. № 2. — С. 32−38.
  34. И.П. Восточный интуитивизм и западный иррационализм: «Поэтическое мышление» как доминантная модель
  35. И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюцияIнаучного мифа. М.: Интрада, 1998. — 256 с.
  36. И.П. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. -М.: Интрада, 1996. 256 с.
  37. И.П. Теория знака Ж. Дерриды и ее воздействие на современную критику США и Западной Европы // Семиотика.
  38. Щ Коммуникация. Стиль. М.: ИНИОН, 1983. — С. 108−125.
  39. Интенциональность и интертекстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Издательство «Водолей», 1998. — 320 с.
  40. В.В. Трансцендентализм и герменевтика // Проблема языка в современной западной философии. М.: ИФАН, 1984.
  41. Р.Д. Феноменология и деконструкция // Контексты современности: Хрестоматия. Ч. 2. Казань, 1998. — С. 139−143.
  42. В.А., Лехциер В. Л. Знак: игра и сущность: Самарские семинары.- Самара: Изд-во «Самарский университет», 2002. 184 с.
  43. Г. К. От структурализма к постструктурализму: (Проблемы методологии). М.: Рудомино, 1998. — 188 с.
  44. Г. К. «Структура» и/или «текст» (стратегии современной семиотики) // Французская семиотика: От структурализма к — • постструктурализму. — М.: ИГ «Прогресс», 2000. — С. 3−48.
  45. В.М. Фрейд, психоанализ и современная западная философия.- М.: Политиздат, 1990. 397 с.
  46. Лиотар Ж.-Ф. Состояние постмодерна. СПб.: «Институт экспериментальной социологии», Москва: Издательство «Алетейя», 1998.- 160 с.
  47. Ман П. де.'Аллегории чтения: Фигуральный язык Руссо, Ницше, Рильке и Пруста. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999. — 368 с.
  48. Ман П. де. Слепота и прозрение. СПб.: ИЦ «Гуманитарная Академия», 2002. — 256 с.
  49. .В. Герменевтика Dasein и деструкция онтологии у Мартина Хайдеггера // Герменевтика и деконструкция. / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999. -С. 10−33.
  50. Мерло-Понти М. Пространство // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Издательство «Водолей», 1998. — С. 27−95.
  51. Е.А. «Сцена письма» и «метаморфоза истины»: Ж. Деррида -Ж. Делез // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Издательство «Водолей», 1998. — С. 205 217.
  52. Е.А., Суровцев В. А. От осмысления к чтению и письму // Интенциональность и текстуальность. Философская мысль Франции XX века. Томск: Издательство «Водолей», 1998. — С. 6−12.
  53. С.Н. Принцип деконструкции и эволюция -постструктурализма // Философские науки. 1989. № 2. — С. 55−63.
  54. Ф. Сочинения в 2 т. М.: «Мысль», 1990. Т. 1. — 829 с. Т. 2. -829 с.
  55. В.А. Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX—XX вв.ека. М.: Наука, 1993. — 317 с.
  56. И.Г. Французский постфрейдизм. М., 1986.
  57. В. Деконструкция деконструкции: метафизика присутствия в лучах звезды Давида // Вопросы философии. 2001. № 3. — С. 57−72.
  58. Руссо Жан-Жак Избранные сочинения. В Зх. т. М.: Гослитиздат, 1961.
  59. М. Деконструкция и деструкция. Беседы с философами. М.: Издательство «Логос», 2002. — 270 с.
  60. Дж. Перевернутое слово // Вопросы философии. 1992. № 4. -С. 58−69.
  61. Д.А. Ж. Деррида: деконструкция или философия в стиле постмодерн // Философские науки. 1992. № 3. — С. 103−117.
  62. .Г. «Поверхность» смысла (сдвиг понятия «смысл» в XX веке) // Современная философия Запада и Востока на пороге XXI века. -СПб, 1994.
  63. .Г. Деконструкция Деррида и психоанализ Фрейда // Современная философская компаративистика: мировоззренческие и методологические вопросы. СПб., 1993.
  64. .Г. Диалог, монолог, полилог и Деррида // Диалог в философии: традиции и современность. СПб.: Изд-во С.-Петербург, ун-та, 1995.-С. 114−120.
  65. .Г. Маргинальный дискурс Деррида. СПб.: СПГУ, 1996. -121 с.
  66. Ф. де. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. — 695 с.
  67. М.М. Теория и практика нелинейного письма (взгляд сквозь призму «грамматологии» Ж. Деррида) // Вопросы философии. 1993. № 3. — С. 36−45.
  68. Ц. Как читать? // Вестник МГУ. Серия 9: Филология. 1998. № 6.-С. 114−128.
  69. Ц. Поэтика//Структурализм: «за» и «против». Сборник статей. М.: Прогресс, 1975. — С. 37−113.
  70. Л. И. Грамматология Ж. Деррида // Вопросы философии. — 1978. № 1.-С. 157−164.
  71. Л.И. Структурализм и фрейдизм // Вопросы философии. -1976. № 3.- С. 155−163.
  72. Философия Мартина Хайдеггера и современность. М.: Наука, 1991. -253 с.
  73. C.JI. Батай и Бланшо: собеседники Бытия // Ступени. СПб., 1994. № 2(9).-С. 146−152.
  74. Французская семиотика: От структурализма к постструктурализму. — М.: «Прогресс», 2000. 536 с.
  75. Э.Г. «Письмо» и онтология в воззрениях Ж. Деррида // Проблемы онтологии в современной буржуазной философии. Рига, 1988.-С. 268−281.
  76. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. — М.: «Наука», 1989. 456 с.
  77. Фрейд 3. Избранное. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998. — 352 с.
  78. Фрейд 3. Избранное. М.: «Московский рабочий», 1990. — 160 с.
  79. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой: аналитическое повествование. М.: «Московский рабочий», 1990. — 176 с.
  80. Фрейд 3. Психология бессознательного: Сб. произведений М.: «Просвещение», 1990, -448 с.
  81. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения.? М.: 1991.-228 с.
  82. Фрейд 3. Толкование сновидений. Мн.: ООО «Попурри», 1997. -576 с.
  83. Фрейд 3. Я и Оно. Труды разных лет Тбилиси: «Мерани», 1991. Т.1. -397 с. Т.2. -426 с.
  84. Фуко М Надзирать и наказывать: Рождение тюрьмы. М.: Ad Marginem, 1999
  85. М. Порядок дискурса // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: «Касталь», 1996. — С. 47−96.
  86. М. Что такое автор? // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет. М.: «Касталь», 1996. — С. 7−46.
  87. , Ю. Философский дискурс о модерне, М., 2003, 416 с.
  88. М. Бытие и время. М.: Ad Marginem, 1997. — 452 с.
  89. М. Время и бытие: Статьи и выступления. -М.: Республика, 1993.-447 с.
  90. М. Мой путь в феноменологию // Логос. М., 1994. № 6. -С. 311−314.
  91. М. Основные проблемы феноменологии. СПб.: Высшая религиозно-философская школа, 2001. — 448 с.
  92. М. Положение об основании. СПб.: Алетейя, 2000. — 289 с.
  93. М. Пролегомены к истории понятия времени. — Томск: Водолей, 1998.-384 с.
  94. М. Работы и размышления разных лет. М.: Изд-во * «Гнозис», 1993. — 464 с.
  95. М. Разговор на проселочной дороге. Избранные статьи позднего период творчества. — М.: Высшая школа, 1991. 192 с.
  96. М. Разъяснения к поэзии Гельдерлина. СПб.: Академический Проект, 2003. — 320 с.
  97. М. Слова Ницше «Бог мертв» // Вопросы философии. -1990. № 7. -С. 143−176.
  98. М. Что это такое философия? // Вопросы философии. -1993. № 8.-С. 113−123.
  99. М.- Босс М. Из бесед // Логос. М., 1994. № 5. — С. 108 113.
  100. Дж., Деррида Ж., Изер В. Деконструкция: трилог в Иерусалиме // «Зеркало». Тель-Авив, 1996. № 3−4.
  101. Херманн Ф.-В. Понятие феноменологии у Хайдеггера и Гуссерля. -Томск: Водолей, 1997. 96 с.
  102. Шерток JL, Соссюр Р. де Рождение психоаналитика. От Месмера до Фрейда М.: «Прогресс», 1991. -228 с.
  103. В. Деконструкция и герменевтика. К дискуссии о разграничении // Герменевтика и деконструкция. СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999.-С. 4−9.
  104. В. Жак Деррида: деконструкция европейского мышления. Баланс. // Герменевтика и деконструкция. / Под ред. Штегмайера В., Франка X., Маркова Б. В. СПб.: Изд-во Б.С.К., 1999. — С. 68−91.
  105. Abrams М.Н. The deconstructive angel. / Modern Criticism and Theory. -Pearson Education, Inc., 2000, p. 241−254
  106. Culler J. On deconstruction: Theory and Criticism after Structuralism. -Ithaca, New York: Cornell University Press, 1982. 307 p.
  107. Derrida J. Limited Inc. // Glyph. Baltimore, 1977. № 2−3. — P. 162−254.
  108. Derrida J., Living On: Border Lines // Deconstruction and Criticism. Ed. Geoffrey Hartman. — London: Routledge and Kegan Paul, 1979. P. 75 176.
  109. Derrida J. Margins of Philosophy. Chicago: The Univ. of Chicago Press, 1982.-330 p.
  110. Derrida J. Memoires: for Paul de Man. N.Y.: Columbia U.P., 1986. -153 p.
  111. Derrida J. Of spirit: Heidegger and the question. Chicago and London: The Univ. of Chicago Press, 1989. — 139 p.
  112. Derrida J.Parages. -P.: Galilee, 1986.-289 p.
  113. Derrida J. Psyche: Inventions de l’autre. P.: Galilee, 1987. — 651 p.
  114. Derrida J. Structure, sigh and play in the discourse of the human sciences // The structuralist controversy. Baltimore, 1972. — P. 247−271.
  115. Derrida J. The ends of man // After philosophy: end or transformation? -The MIT Press, Cambridge, Massachusetts, and London, England. 1996. -P. 125−158.
  116. Lawlor L. Derrida and Husserl: the basic problem of Phenomenology. Indiana University Press, 2002, 286 p.
  117. Lawlor L. Thinking through French philosophy: the being of the Question. -Indiana University Press, 2003, -212 p.
  118. Norris Ch. Deconstruction: Theory and Practice. Revised edition. -London & New York. Routledge, 1996. 160 p.
  119. Raj an T. Deconstruction and the remainders of phenomenology. -Stanford, California. Stanford University Press, 2002. -363 p.
  120. Revenge of the Aesthetics: the place of Literature in Theory Today, /ed. By Michael P. -University of California Press, 2000, 251 p.
Заполнить форму текущей работой