Организация управленческого учета на предприятии не предполагает «постановку с нуля». Отказываться от положительного опыта планово-экономической и учетной работы, который уже существует в организации просто неразумно. Поэтому корректнее говорить не о постановке, а о реорганизации системы управленческого учета. Чтобы реорганизация была проведена максимально эффективно, необходимо начать с анализа системы управленческого учета в ее существующем виде.
К конкретным мероприятиям данной «инвентаризации» можно отнести анализ:
ѕ существующих в компании подсистем финансового, производственного учета;
ѕ учетной политики предприятия и адекватности избранных способов учета для получения информации в целях принятия управленческих решений;
ѕ сложившейся практики составления и оценки управленческих отчетов;
ѕ структуры и методов работы финансово-экономических служб организации;
ѕ роли и месса этих служб в общей системе управления;
ѕ системы планирования (бюджетирования);
ѕ стратегии развития предприятия.
На основе результатов проведенного анализа создается организационно-методологическая модель управленческого учета. Данная модель включает три составляющие:
ѕ методологическая составляющая определяет, чем (т.е. какими объектами) и как (т.е. на основании каких принципов) предполагается управлять;
ѕ организационная составляющая определяет, кто будет управлять, т. е. формирует перечень субъектов управления и определяет их роль в системе управленческого учета;
ѕ техническая составляющая призвана ответить на вопрос, с использованием каких технических средств будет функционировать система управленческого учета.
Среди мероприятий по формированию организационно-методологической модели выделяют:
- 1) формирование системы показателей для управления предприятием;
- 2) переход к финансовой структуре предприятия и выделение центров финансового учета (отчетности);
- 3) разработку «учетной политики» управленческого учета, выделение объектов учета, разработку учетных регистров управленческого учета, составление перечня хозяйственных операций, критериев их признания и оценки, разработку и утверждение регламента учета каждой операции;
- 4) формирование механизма взаимодействия финансового и управленческого учета;
- 5) выделение объектов калькулирования, выбор варианта калькулирования;
- 6) разработку базовых форм управленческой отчетности;
- 7) разработку концепции и выбор программы для автоматизации управленческого учета;
- 8) разработку процедур анализа, контроля и принятия решений на основе информации управленческого учета;
- 9) выработку регламентов действий всех служб в рамках системы управленческого учета и закрепление их в соответствующих корпоративных стандартах.