Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Аттракция установки на ложь

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Такова суровая социально-психологическая и этическая реальность бизнеса всех времен и народов: хочешь добыть средства к существованию (для одного — кусок хлеба, для другого — новая яхта), сбереги коммерческую тайну своей компании, если надо, обманув конкурента; не хочешь, если надо, обманывать конкурента, сохраняя коммерческую тайну своей компании, останешься без средств к существованию. Что… Читать ещё >

Аттракция установки на ложь (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Установки на ложь в бизнес-общении весьма противоречиво связаны с аттракцией, т. е. привлекательностью лжи вообще. Проблема привлекательности лжи тесно связана с проблемой привлекательности лжеца, так как привлекательной может стать ложь отталкивающей личности, и, напротив, привлекательность лжеца может создать и усилить привлекательность его лжи.

Так, установку «ложь всегда отвратительна» разделяют приблизительно половина участников наших исследований. Однако в группе специалистов торговой российской компании данную установку разделяют 74% респондентов, а в молодежной выборке (15—20 лет) — лишь 28%. Различие достаточно существенное, позволяющее сделать вывод о несомненной привлекательности для респондентов возрастной группы 15—20 лет ложной информации как средства общения. Вместе с тем в молодежной группе рефлексия (самоосознание) своей лжи более интенсивна, чем в целом по генеральной выборке и других группах: 58% молодежи признают, что заслуживают строгого наказания за свои нечестные слова и поступки (в других группах этот показатель колеблется от 26 до 43%).

Другая общая установка в общении, что «большинство людей говорят правду», отмечается у 76% респондентов, а в группе специалистов-бухгалтеров — у 90% (молодежь — 63%, продавцы — 87%). В том же, что «люди всегда лгут друг другу», убеждены только 16% всех респондентов (28% молодежной выборки). Удивительный результат — 0% — был получен в группе специалистов-бухгалтеров, не согласных с тем, что «люди всегда лгут друг другу». Конечно, дополнительные исследования, возможно, дадут другие результаты, но очевидно, что профессиональный и жизненный опыт определил установку специалистов бухгалтерии в том, что не всегда люди лгут друг другу, иначе были бы невозможны конкретные внутрикорпоративные коммуникации и финансово-расчетные операции с внешними организациями.

Следовательно, профессионально-возрастные детерминанты общих установок на ложь в общении имеют тенденцию к снижению аттракции (привлекательности) установки па ложь и усилению инструментализации установки на честность. Иначе говоря, с увеличением возраста ложь становится менее привлекательной для данной группы профессионалов, а честность все более становится инструментом, средством достижения конкретных производственно-технологических целей. Это и понятно, если принять прямоту выражения за честность, которая не искажает внутрифирменную информацию и приносит конкретную пользу всем участникам коммуникативного процесса.

Другой вопрос, что личная установка «ложь всегда отвратительна» подавляется установками на соблюдение корпоративных требований по соблюдению коммерческой тайны и проявлению лояльности к организации. В той же группе бухгалтерии 60% респондентов полагают, что ложь всегда отвратительна, вызывает конфликты и затрудняет общение, однако 30% считают, что ложь бывает привлекательнее правды. Но даже тс, кто уверен, что ложь всегда отвратительна, не колеблясь, соглашаются с тем, что можно солгать для сохранения коммерческой и служебной тайны или для сохранения чьей-то личной тайны.

Альтернатива — честность или благополучие?

Это одна из центральных проблем психологии лжи вообще и в бизнесе в частности. Конвенциальность, т. е. социальная желательность, лжи в деловых отношениях в форме, например, коммерческой и служебной тайны противоречит личностным диспозициям большинства специалистов российских компаний; поэтому сотрудник, отвергающий ложь как средство общения, оказывается в ситуации когнитивного диссонанса, сложного выбора — подчиняясь комплексу объективных и субъективных факторов, такой сотрудник либо принуждается к модели поведения, допускающей ложь в деловых отношениях в форме коммерческой тайны, либо отторгается данной организацией.

Такова суровая социально-психологическая и этическая реальность бизнеса всех времен и народов: хочешь добыть средства к существованию (для одного — кусок хлеба, для другого — новая яхта), сбереги коммерческую тайну своей компании, если надо, обманув конкурента; не хочешь, если надо, обманывать конкурента, сохраняя коммерческую тайну своей компании, останешься без средств к существованию. Что выбрать — честность или кусок хлеба (вариант — новую яхту)?

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой