Материалы и методы исследования
Цель данной работы заключалась в анализе и исследовании различных стилистических и фонетических приемов, используемых рассказчиком при устном представлении сказки слушателям.
Данная цель в свою очередь определяет ряд теоретических и практических задач:
- 1. Изучить особенности жанра английской сказки
- 2. Выявить роль просодических средств в создании характеров и образов героев английских сказок
- 3. Классифицировать фонетическое особенности английских сказок
- 4. Определить какие фонетические приемы способствуют лучшему восприятию сказки на слух
Материал настоящего исследования составили аудиозаписи и текстовые носители 7 английских сказок, которые были прочитаны британскими актерами и ведущими. Материал был взят из интернетисточников.
Был использован комплексный метод исследования, включающий фонетический (аудиторский) вид анализа. Исследование включало следующие этапы:
- 1. Подбор материала для дальнейшей работы (отрывки сказок, демонстрирующие различные фонетические особенности)
- 2. Составление классификации фонетических особенностей сказки и классификация сказочных образов
- 3. Аудиторский анализ фрагментов произведений, направленный на выявление интонационных средств, создающих конкретные сказочные образы
- 4. Оценивание результатов исследований, проводимых с фрагментами британских сказок
Также при выполнении работы был проведен перцептивный эксперимент с привлечением четырех групп информантов. Исследование включало следующие этапы:
- 1. Аудиторский анализ, направленный на выявление интонационных средств, создающих различные сказочные образы и типичные ситуации;
- 2. Составление анкет для проведения эксперимента. Важно отметить, что анкеты были составлены в соответствии с возрастными особенностями участников эксперимента;
- 3. Проведение перцептивного эксперимента с привлечением групп информантов;
- 4. Обработка результатов эксперимента и аудиторского анализа.
Важно отметить, что перцептивный эксперимент проводился с привлечением разных групп информаторов: студенты II курса факультета иностранных языков Московского государственного университета, изучающих английский язык в качестве иностранного, учащиеся начальной общеобразовательной школы № 2036, изучающие английский язык по углубленной программе и педагоги английского языка общеобразовательной школы № 2036. Число испытуемых в каждой группе составляло от 5 до 10 человек. Сеансы прослушивания осуществлялись в течение 3-х недель около 20 минут у студентов и учителей и около 10 минут и учеников.
Участникам тестирования предлагалось определить, какой сказочный образ пытался создать рассказчик. Также отметить в анкетах воспринимаемые на слух интонационные особенности: паузы, ритм и тон голоса. Для группы учеников начальной школы были созданы специальные анкеты, в которых ребятам, также предлагалось написать, какое впечатление произвел на них голос рассказчика и его манера преподнесения текста.