Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Комедия «Ревизор». Русская литература XIX века (I половина)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Символическая многозначность проявляется в финале — отсюда его различное понимание. Немая сцена (окаменение) начинается в ситуации завязки пьесы: и там, и тут причина одна — приезд ревизора. Таким образом, присутствие ревизора в жизни — жизненная особенность, главное условие. Спорный (или необъяснимый) факт: жандарм, извещающий о приезде ревизора, не назван среди действующих лиц пьесы. Может… Читать ещё >

Комедия «Ревизор». Русская литература XIX века (I половина) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Идея «Ревизора» начинается с философско-исторических размышлений Гоголя — автора «Арабесок». В статье «Шлецер, Миллер и Гердер» он пишет о способности (в данном случае Гердера) видеть одного человека как представителя человечества, а позже всю задачу комедии определил он как и решился описать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех местах и в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем".

Новаторское понимание комического в «Ревизоре» выразилось I) через определение сути комедии (правит пьесой идея, мысль); 2) в выборе единственного положительного героя — это смех (в «Театральном разъезде» Гоголь скажет, что его никто не заметил); 3) в способе создания характеров (они не карикатура, не комедийные типы, в основе каждого — несоответствие своей сути представлениям о себе); 4) в создании типа Хлестакова и «родившемся» от него понятии хлестаковщины. Гоголь никого в комедии не собирался конкретно уничтожать, сатирически разоблачать и т. п. Гоголь через одного человека изображает всех. С «Ревизора» начинается осуществление его нравоучительных тенденций и проявляется притчевость его творческого почерка. В этом причина бессмертия комедии, ее жизни на вечные времена. С этим же связано понимание Бахтиным смеха Гоголя как светлого, положительного. Неслучайно распространено сравнение гоголевского смеха с позицией Сервантеса. Конечно, в комедии есть и чисто комедийные ситуации. Из комедии положений — многочисленные примеры: Бобчинский и Добчинский в каждом своем шаге, письмо губернатора жене на трактирном счете, «соперничество» матери с дочерью и т. п. Гоголь, как и в других, будущих произведениях, блестяще использует ономастику. Но все это было и до Гоголя. Не было гоголевского принципа «общечеловеческого выражения роли», О чем он писал в «Предуведомлении для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора».

Символическая многозначность проявляется в финале — отсюда его различное понимание. Немая сцена (окаменение) начинается в ситуации завязки пьесы: и там, и тут причина одна — приезд ревизора. Таким образом, присутствие ревизора в жизни — жизненная особенность, главное условие. Спорный (или необъяснимый) факт: жандарм, извещающий о приезде ревизора, не назван среди действующих лиц пьесы. Может быть, он начинает новую пьесу, с новыми действующими героями, теми, кто читает пьесу, или зрителями, которые ее смотрят?

Главный герой комедии — Хлестаков, из фитюльки, «с легкостью мыслей необыкновенной» преобразившийся в того, кем его хотят видеть городничий, чиновники, Анна Андреевна, купцы и прочие персонажи. Он, конечно, не несет в себе никакого трагического элемента. Но понятие «хлестаковщина» свидетельствует о глубочайшем осмыслении Гоголем и своего времени, и жизненных законов.

Хлестаковщина — это стихия абсолютной безответственности, это культ видимости, дух псевдокультуры, начало безличия, способного приладиться к любым обстоятельствам (В.Маркович). Хлестаков смешон, хлестаковщина — страшна.

С комедией Гоголь связывал светлые надежды, они не могли осуществиться. После премьеры пьесы (весна 1836 г.) считающий себя из понятым писатель уезжает из России в «прекрасное далеко». Вот что писал по этому поводу в 1993 г. в своей последней статье «О реализме» Гоголя" Ю. М. Лотман: «Гоголь фактически был не писателем, а деятелем. Он ждал от своих сочинений отнюдь не только литературного успеха, но в первую очередь преображения жизни. Здесь мы подходим к одной существенной черте русской литературы вообще. От раннего средневековья и до совсем еще недавних времен писатель молчаливо подразумевал, что единственным оправданием всей его деятельности является преображение жизни. Сейчас, когда эта вера начинает расшатываться, литература оказывается на трагическом распутье: сохранить ли свою вековую национальную традицию или же превратиться в развлекательное чтение».

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой