Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Знакомство первоклассников с понятием «орфограмма»

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что за капельки воды можно увидеть ранним летним утром на траве? (Это роса.) Составим звуковые схемы этих слов. Проведем звуковой анализ слов. Учитель выбирает карточку с условным обозначением этих звуков выносит на доску для составления будущей обобщающей схемы. А теперь прочитайте второе слово (роса). Какой буквой обозначен безударный гласный звук в этом слове? (Буквой О.). Какими же буквами… Читать ещё >

Знакомство первоклассников с понятием «орфограмма» (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Если детям «открыть», что при письме на месте одного и того же безударного гласного звука (или парного, но глухости (звонкости) согласного, например на конце слова) бывают разные буквы (О или А, Е или И, Б или П и т. д.), но для конкретного слова правильна только одна из них, и ее надо выбрать, а потом зафиксировать в их сознании названные опознавательные признаки таких «опасных» при письме мест, то база для осознанного усвоения школьникам орфографической системы русского языка будет обеспечена.

Первое знакомство с понятием «орфограмма» может состояться уже в первом классе в период обучения грамоте. В это время важно привлечь учеников к возможной ситуации выбора написания в слове, а не к термину, поэтому слово «орфограмма» целесообразно заменить на более доступное первоклассникам «опасное при письме место» или «ошибкоопасное место» (термин Г. Г. Граник).

Приведем описание знакомства первоклассников с таким «опасным местом» .

— Что за капельки воды можно увидеть ранним летним утром на траве? (Это роса.) Составим звуковые схемы этих слов. Проведем звуковой анализ слов.

По ходу анализа слов составляются звуковые модели: !] и С _.•.

— Что вы можете сказать о первом гласном звуке в слове трава? (Это безударный гласный звук [а].) А какой первый гласный звук в слове роса'? (Тоже безударный гласный звук [а].) Какие это звуки? (Одинаковые.).

Учитель выбирает карточку с условным обозначением этих звуков выносит на доску для составления будущей обобщающей схемы.

— А теперь посмотрим, как эти слова записаны.

На доске появляется запись слова, которое дети читают: трава.

  • — Какой буквой обозначен здесь звук |а|? (Буквой А.) В схему добавляется:
  • — А теперь прочитайте второе слово (роса). Какой буквой обозначен безударный гласный звук [а] в этом слове? (Буквой О.)

В схему добавляется соответствующее обозначение.

  • — Какими же буквами может быть обозначен безударный гласный звук [а] при письме? (Буквами, А и О.)
  • — Как вы считаете, можно ли при письме такому звуку доверять и писать так, как слышишь? (Нет, можно не ту букву написать.) Сделаем вывод: на месте безударного гласного звука есть опасность допустить ошибку — выбрать не ту букву для его обозначения. Вот почему безударный гласный звук представляет на письме «опасное место*.

С этого урока первоклассникам доступно важное для дальнейшей орфографической работы обобщение: есть безударный гласный звук — будь внимателен, это опасное место! Так постепенно начинает складываться орфографическая зоркость — способность обнаруживать орфограммы на основе известных опознавательных признаков.

Вторая по распространенности в языке орфограмма — правописание парных звонких и глухих согласных на конце и в середине слова перед другим парным согласным — будет введена позже. Используется та же логика работы: для выделения одинаковых парных согласных потребуется два слова (например, нос п мороз), затем буквенные записи слов покажут, что эти звуки обозначены разными буквами, а значит, — это ошибкоопасное место.

Обратим внимание еще и на то, что в это время не стоит задача обучить первоклассников осознанному выбору буквы: эта работа будет осуществлена позже как способ решения орфографической задачи. Па этом этапе важно сформировать у маленьких школьников общее представление об орфограмме как ошибкоопасном месте.

Возможность введения понятия «орфограмма» в период обучения грамоте на уровне подобного обобщения обусловлена, во-первых, сформированностью у первоклассников прочных навыков фонетического анализа, в том числе и в части определения гласных звуков с точки зрения ударности-безударности; во-вторых, знанием большей части букв.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой