Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Церковь и государство в XVII в

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Соборное Уложение изъяло из церковной юрисдикции гражданские и уголовные дела духовных лиц. Гражданские дела священников и монахов стал разбирать специально созданный Монастырский приказ, состоявший из дворян и дьяков. Уголовные дела рассматривались в Сыскном и Разбойном приказах, а также воеводами. В связи с этим патриарх Никон назвал Уложение 1649 г. «бесовским», и на Церковном соборе… Читать ещё >

Церковь и государство в XVII в (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Становление абсолютизма произвело глубокие изменения в положении Церкви, являвшейся в XVII в. крупнейшим феодалом, в распоряжении которого находилось около 1 млн человек тяглого населения. Однако ее хозяйственная база в сравнении с хозяйственной базой формировавшегося дворянского государства значительно сузилась. Поместная система землевладения продвигалась на Волгу, за Оку, к Днепру, частично — на север. С ростом торгово-промышленных городов и слобод увеличивались налоговые сборы в государственную казну. В то же время церковное и монастырское землевладение, скованное законодательными ограничениями XVI в., возрастало очень медленно. Уложение 1649 г., подтверждая положения соборного Приговора 1580 г., ввело запрет на передачу монастырям вотчин на помин души (вместо этого предлагалось делать денежные вклады) и запретило священникам и церковным учреждениям покупать и брать земли в залог. Норма Соборного Уложения о переписи «за государя… безлетно (бессрочно) и бесповоротно» городских «белых» слобод, бо? льшая часть которых принадлежала патриарху, епископам и монастырям, лишила церковь значительной доли доходов.

Соборное Уложение изъяло из церковной юрисдикции гражданские и уголовные дела духовных лиц. Гражданские дела священников и монахов стал разбирать специально созданный Монастырский приказ, состоявший из дворян и дьяков. Уголовные дела рассматривались в Сыскном и Разбойном приказах, а также воеводами. В связи с этим патриарх Никон назвал Уложение 1649 г. «бесовским», и на Церковном соборе 1667 г. его положения относительно церковных судов были пересмотрены в сторону их восстановления, а Монастырский приказ был упразднен. Таким образом, противоречие между Церковью и государством главным образом лежало в сфере доходов, а не властеотношений, и инициировалось дворянским сословием, представлявшим социальную опору самодержавия. Заинтересованность дворянства в усилении государства, которое отчисляло ему часть своих доходов в виде денежных окладов, пенсий и т. д., а также предоставляло право владения землей и крестьянами, значительная часть которых принадлежала Церкви, стала главной причиной ее подчинения государству.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой