Базовые показатели для системного нализа и моделирования деятельности
В данном учебнике мы исходим из концепции, что необходим взвешенный, сбалансированный подход. И анализ учетных показателей, и анализ движения денежных средств имеют свои задачи. В настоящее время в России наиболее развит анализ учетных показателей, так как он более востребован контролирующими органами — налоговыми, статистическими. Анализ денежных потоков пока недооценен в России, однако… Читать ещё >
Базовые показатели для системного нализа и моделирования деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Задачи главы:
- • изучение современной техники диагностики финансового состояния компании;
- • интерпретация результатов анализа в условиях переходной экономики России;
- • выявление возможностей использования аналитического материала для прогнозирования дальнейшей эволюции организаций.
Выбор бизнес-модели и схемы анализа
О чем пойдет речь?
- • Что такое бизнес-модель и почему необходимо ее определение до начала анализа?
- • Какие кластеры показателей обычно выбираются для анализа?
- • На чем строится анализ: на «учетных» показателях или денежных потоках?
Что такое бизнес-модель и почему необходимо ее определение до начала анализа?
Степень реализации стратегии компании находит свое отражение в ее финансовой отчетности и ряде дополнительных финансовых и нефинансовых показателей. Систему таких показателей с заданными целевыми значениями часто называют бизнес-моделыо компании1.
Согласно такому определению бизнес-модель позволяет анализировать, прогнозировать и моделировать финансовые результаты деятельности компании на основании системы взаимосвязанных показателей. Понятно, что различия в бизнес-моделях определяются постановкой цели, набором показателей для ее выполнения и их целевыми значениями, глубиной установления связей. Из рассмотренного выше материала следует, что в агрегированном виде бизнес-модели могут быть основаны как на стандартных формах отчетности, так и включать совокупность показателей, нацеливающих на реализацию стратегии увеличения стоимости бизнеса. В рамках данных кластеров может существовать множество различных моделей, разработанных для конкретных фирм и условий и ориентированных на определение влияния операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании на ценность бизнеса.
Какие кластеры показателей обычно выбираются для анализа?
Для того чтобы сформировать у читателя возможность самостоятельного построения подобных бизнес-моделей, мы рассмотрим достаточно широкий круг индикаторов, позволяющих провести системную экспертизу компании. Основные индикаторы будут условно разбиты на группы, дающие представление:
- • о рыночной оценке фирмы; ее ценности для собственников;
- • доходах и доходности компании;
- 1 Безусловно, понятие бизнес-модели часто понимают шире — как принятые формы операционной, инвестиционной и финансовой деятельности компании, реализации ее стратегии. То есть бизнес-модель представляется как схема принятия бизнес-решений — по ценообразованию, инвестициям, текущим затратам. Однако в данном параграфе ограничимся рассмотрением бизнес-модели в узком смысле.
- • уровне деловой активности, эффективности работы фирмы;
- • уровне ликвидности, платежеспособности, финансовой устойчивости, кредитоспособности компании.
Каждая из данных групп показателей дает особое вйдение состояния компании — образно говоря, читатель будет наблюдать происходящее из разных окон одного дома. В результате можно будет определить и скорректировать основные пропорции:
- • ценность компании — объем продаж — активы — финансовые ресурсы;
- • ценность компании — соотношение источников финансирования;
- • ценность компании — распределение дохода.
На чем строится анализ: на учетных показателях или денежных потоках?
Перед тем как перейти непосредственно к изучению наработанных в теории и практике показателей, следует ответить еще на один вопрос: на какие показатели мы будем ориентироваться в первую очередь, на так называемые учетные показатели или денежные потоки? Как известно, учетные показатели формируются «но начислению»: мы признаем выручку или затраты, хотя денежные средства еще не пришли или, наоборот, мы их еще не перевели на счет партнера. В свою очередь, анализ денежных средств показывает их реальное движение.
В данном учебнике мы исходим из концепции, что необходим взвешенный, сбалансированный подход. И анализ учетных показателей, и анализ движения денежных средств имеют свои задачи. В настоящее время в России наиболее развит анализ учетных показателей, так как он более востребован контролирующими органами — налоговыми, статистическими. Анализ денежных потоков пока недооценен в России, однако во внутреннем анализе, во взаимоотношениях с банками и другими потенциальными инвесторами все чаще приходит понимание, что именно анализ денежных потоков позволяет оценить прирост ценности компании, возможность и сроки выполнения обязательств. В книге будут рассмотрены бизнесмодели, построенные на основе как учетных показателей, так и денежных потоков, однако изучение мы начнем с учетных показателей как наиболее популярных и достаточно легко трансформирующихся в денежные.