Бюджетный дефицит и государственный долг России на современном этапе развития
На данном этапе актуален вопрос дефицита бюджета — суммы превышений расходов государства над его доходами в пределах финансового года. Так в 2014 году он спланирован на уровне 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), в 2015 году — 796,6 миллиарда рублей (1% ВВП), в 2016 году — 486,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП). Инфляция в 2014 году предполагается на уровне 5%, в 2015;2016 годах — 4,5%. На основе этих… Читать ещё >
Бюджетный дефицит и государственный долг России на современном этапе развития (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Организация и эффективность бюджетного процесса являются одной из чрезвычайно важных проблем развития народного хозяйства страны. От решения данного вопроса зависит эффективность перераспределения средств в экономике, своевременность финансирования государственных учреждений и соответствующих экономических программ. Не случайно опыт развития страны свидетельствует о широком поиске наиболее эффективной системы организации бюджетного процесса.
Под государственным бюджетом понимается план государственных доходов и расходов за определённый период, утверждённый в законодательном порядке. В конце ноября 2013 года Совет федерации РФ принял бюджет на следующий год, а также предварительный бюджет на плановый период 2015;2016 годов. Бюджет образован по «бюджетному правилу», исходя из вычисленной среднегодовой цены на нефть в 93 доллара за баррель в 2014 году и 95 долларов — в 2015;2016 годах, что ниже прогноза Минэкономразвития [1].
На данном этапе актуален вопрос дефицита бюджета — суммы превышений расходов государства над его доходами в пределах финансового года. Так в 2014 году он спланирован на уровне 389,6 миллиарда рублей (0,5% ВВП), в 2015 году — 796,6 миллиарда рублей (1% ВВП), в 2016 году — 486,5 миллиарда рублей (0,6% ВВП). Инфляция в 2014 году предполагается на уровне 5%, в 2015;2016 годах — 4,5%. На основе этих данных можно сказать, что в течение трёх лет бюджет будет находиться в дефиците. Для наполнения федерального бюджета правительство рассматривает вопрос о повышении налоговой нагрузки на сырьевой сектор экономики, при стабильной процентной ставке налогов на прочие сектора экономики. Поступления также будут обеспечиваться за счет нефтегазовых доходов в сумме 6 528,1 млрд. рублей (8,9 процента к ВВП) и в размере 7 042,4 млрд. рублей (9,6 процента к ВВП), если они будут составлять большую часть по сравнению с другими источниками, то правительство не сможет сформировать Резервный фонд в планируемом объёме. Основными источниками финансирования дефицита федерального бюджета в 2014 — 2016 годах будут выступать государственные заимствования и поступления от приватизации федеральной собственности. А в тяжелых случаях вроде неисполнения прогнозов по росту экономики или планов приватизации, к работе по исполнению расходов бюджета придется привлекать и Резервный фонд. В большей степени для финансирования дефицита бюджета планируется использовать именно этот метод. Печатая деньги государство будет поддерживать инфляцию на определённом уровне, которая вызовет рост цен и падение покупательной способности. Установлена нормативная величина Резервного фонда. На 2014 год данная величина определена в сумме 5 132,05 млрд. рублей; на 2015 год в сумме 5 576,2 млрд. рублей и на 2016 год в сумме 6 078,6 млрд. рублей [2].
Новый бюджет интересен статьями доходов и расходов. Прогнозируется, что в 2014 году доходы российской экономики составят порядка 13,6 триллиона рублей, в 2015 эта сумма увеличится на триллион, в 2016 году доход может составить, по промежуточным подсчётам, 16 триллионов рублей [3]. Прогнозируемый объем дополнительных нефтегазовых доходов в 2014 году составит 615,6 миллиардов в 2015 году — 384,9 миллиардов рублей и в 2016 году — 381,7 миллиардов рублей. Согласно документу Минфина, доходы федерального бюджета по отношению к ВВП снижаются с 19,1% в 2013 году до 18,3% в 2016 году; нефтегазовые доходы — с 9,5% до 7,9%. Доля нефтегазовых доходов в общем объеме доходов сокращается с 50% в 2013 г. до 43% в 2016 году. Несмотря на прогнозируемое снижение нефтегазового дефицита по отношению к ВВП с 10,3% в 2013 году. до 8,4% в 2016 г, зависимость федерального бюджета от нефтегазовых доходов остается высокой. Исходя из этого, можно сказать, что наблюдается недопоступление доходов в бюджет страны.
В то же время, расходы бюджета планируются в 2014 году на уровне в 14 триллионов, в 2015 году — 15,4 триллиона, в 2016 — 16,4 триллиона. В переводе на процентное обозначение валового внутреннего процента всё это обозначает, что в следующем году расходы увеличатся на 4,3 процента, в 2015 — на 10 процентов, в 2016 — ещё на 6,7. И это далеко не самый лучший прогноз, который можно отражать состояние экономики [4].
Что касается государственного внутреннего долга, то его верхний предел на 2015 год фиксирован на отметке в 7,2 миллиарда рублей, на 2016 год — на уровне в 8,5 миллиардов, к 2017 году, по прогнозу Минфина, он может подняться до 9,3 миллиардов. Внешний долг колеблется в аналогичных пределах, только на несколько порядков выше: 2015 год — 72 миллиарда, но уже долларов, а не рублей; 2016 год — 78,8 миллиардов, 2017 год — 88,5 миллиардов долларов США.
Политика в области управления государственным долгом Российской Федерации на 2012 — 2014 годы будет ориентирована на [6]:
- · обеспечение уравновешенности федерального бюджета при поддержании достигнутой в последние годы высокой степени долговой стабильности;
- · развитие высокоэффективного национального рынка государственных ценных бумаг;
- · сохранение высокого уровня кредитных рейтингов России инвестиционной категории с перспективой роста рейтингов до категории «А» ;
- · гарантия постоянного доступа Российской Федерации и национальных корпоративных заемщиков к внешнему и внутреннему источникам заемного капитала на оптимальных условиях, уменьшение стоимости заимствований [5].
Следует обратить внимание на расходы государства по отдельным статьям бюджета. На национальную оборону в 2014 году, по согласованному бюджету, будет израсходовано 1,02 триллиона рублей, на правоохранительную деятельность — 1,46 триллиона, социальная политика отнимет 3,53 триллиона (и это самая большая отрасль на 2014 год). Расходы на образование составят 569,2 миллиарда, на здравоохранение и развитие медицины — 462,53 миллиарда.
Главное, на что следует обратить — это значительное уменьшение расходов на медицину, образование, и жилищно-коммунальное хозяйство. Финансирование образования в 2014 году сократиться на 88 млрд. рублей (то есть на 12,9 процента от уровня 2013 года), здравоохранения — на 44,3 млрд. (8,6%), А ЖКХ — на 36 млрд. рублей (23,7%).
Таблица 1 Проект бюджета РФ до 2014 года, млрд руб.
Наименование расходов. | Доля расходов. | ||||
Оборона, безопасность, правоохранительная деятельность. | 1229,9. | 1687,2. | 1 903,3. | 1994,6. | |
Национальная экономика. | 1 834,4. | 1 762,2. | 1 681,4. | 1 653,9. | |
Здравоохранение. | 466,8. | 498,8. | 454,0. | 445,0. | |
ЖКХ. | 232,5. | 99,7. | 86,3. | 62,2. | |
Спорт. | 42,4. | 38,7. | 30,7. | 24,4. | |
Образование. | 552,4. | 559,9. | 521,5. | 467,6. | |
Всего. | 11 022,5. | 12 198,3. | 13 431,9. | 14 293,9. | |
Зато увеличиваются расходы на национальную оборону, причем очень быстрыми темпами: за три года на 1,27 трлн. рублей (40 млрд. долларов), то есть больше чем на 60%. В общей сложности в 2016 году на сохранение своей безопасности страна израсходует 106,4 млрд. долларов.
Судя по проекту бюджета, план правительства заключается в стагнации экономики и трансформировании государства в милитаристское с жёстким военным контролем снаружи и внутри. Деньги, вероятно, предполагается брать в первую очередь с продажи природных ресурсов [7].
Рис. 2 Расходы на оборону до 2014 года
Мнения по поводу того, будет ли в следующем году дефицит бюджета в Российской Федерации при условии реализации такого бюджета, немного противоречивы, но в целом сходятся в одном: перспектива не очень-то утешительна. Главной причиной дефицита бюджета являются завышенные государственные расходы на военные нужды [8]. В Счётной палате его назвали нереалистичным, а представители некоторых партий определили бюджет — 2014 и плановый период 2015;2016 гг. «бюджетом дефолта».
- 1. Российская Федерация. Законы. «Бюджетный кодекс Российской Федерации». Ч. I: федер. закон от 31.07.1998 г. N 145-ФЗ: Федерального закона от 26.04.2007 N 63-ФЗ// гл. 1- Ст. 6
- 2. Российская Федерация. Законы. «Бюджетный кодекс Российской Федерации». Ч. I: федер. Закон от 26.04.2007 г. N 63-ФЗ// раздел IV.-гл. IV — Ст. 98.
- 3. Российская федерация. Законы. «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов»: федер закон от 02.12.2013 № 348-ФЗ // Министерство финансов.- Режим доступа: http://www.minfin.ru (03.05.2014).
- 4. Российская Федерация. Законы. «О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов»: федер закон от 02.12.2013 № 349-ФЗ // Консультант Плюс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru (03.05.2014).
- 5. 5. Ачаповская М. З. Экономическая теория / М. З. Ачаповская. — Минск: ФУАинформ, 2010. — 431 с.
- 6. Астапов К. Управление внешним и внутренним государственным долгом в России // Мировая экономика и международные отношения. — 2008. — № 2. — С. 26−35.
- 7. Экономическая теория: учебник / В. С. Артамонов [и др.]; под ред. В. С. Артамонова, С. А. Иванова. — Санкт-Петербург: Питер, 2010. — 528 с.
- 8. Бескова И. А. Анализ управления государственным внутренним долгом РФ/ Финансы.-2009.№ 2.-с.72−73.