Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Княжеские уставы X-XIV веков

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В средневековой Руси уставом называлось законодательное распоряжение, устанавливавшее правовой статус для конкретной местности или социальной группы населения. Начиная с XII в. князьями выдавались так называемые уставы, или уставные грамоты, регулировавшие церковное право на подвластной им территории. В XII—XIV вв. списки этих уставов имели хождение на Руси и составили страницу в развитии… Читать ещё >

Княжеские уставы X-XIV веков (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В средневековой Руси уставом называлось законодательное распоряжение, устанавливавшее правовой статус для конкретной местности или социальной группы населения. Начиная с XII в. князьями выдавались так называемые уставы, или уставные грамоты, регулировавшие церковное право на подвластной им территории. В XII—XIV вв. списки этих уставов имели хождение на Руси и составили страницу в развитии церковного права и юрисдикции Русской православной церкви.

Устав князя Владимира о десятинах, судах и людях церковных приписывается Владимиру Крестителю (978−1015), однако основа его текста на самом деле сложилась позже. По С. В. Юшкову, изначально существовала так называемая «подтвердительная грамота» Владимира Крестителя, в которой вводился церковный суд и церковные люди освобождались из-под юрисдикции светского суда. Эта грамота до нас не дошла. Возможно, в 995−996 гг. Десятинной церкви была дана грамота об учреждении десятины. До 1011 г. (учреждение епархий по всей территории Руси) на основе грамоты был создан первый вариант церковного устава, который также не сохранился.

Первоначальный вариант (архетип) текста, известного под названием «Устав Владимира», сложился в XII в. на основе более ранних документов. Это Оленинская редакция Устава Владимира из девяти статей. В последующие века данный документ подвергался значительной переработке и известен более чем в 200 списках семи редакций XIV—XIX вв. Наибольшей популярностью пользовалась Синодальная редакция из 19 статей, сложившаяся в XIII в. (известно более 100 се списков). Остальные редакции носили локальный характер: Варсофоньевская (XIV в.) имела хождение в Северо-Восточной Руси; Волынская (XIV в.) — в Галичской земле, Молдавии, Валахии; Печерская (XIV в.) — в Турово-Пинской земле. Троицкая редакция и редакция Степенной книги появились в Москве в XVI в.

Устав введен в науку в 1775 г. Г. Миллером.

Состав Устава Владимира

Оленинская редакция:

  • — провозглашение принадлежности русской церкви к православной христианской и ее преемственности от Византии, краткое изложение истории Крещения (ст. 1−2);
  • — введение десятины, сбора в пользу церкви десятой части всех доходов (ст. 3);
  • — освобождение церковных людей (приводится их перечень) из-под юрисдикции светского суда (ст. 4−8, 10−11);
  • — введение церковного суда и определение дел, находящихся в его компетенции: преступления в области семейного права, нравственности и против веры — дела о разводах, внебрачных половых связях, выкрадывании невесты, изнасилованиях, имущественных спорах в семье, непочтении к отцу и матери, нарушении запрета брака между родственниками, колдовстве, магическом каннибализме и т. д. (ст. 8).

Синодальная редакция:

  • — провозглашение принадлежности русской церкви к православной христианской и ее преемственности от Византии, краткое изложение истории Крещения (ст. 1−2);
  • — введение десятины, сбора в пользу церкви десятой части всех доходов (ст. 3, 13);
  • — освобождение церковных людей (приводится их перечень) из-под юрисдикции светского суда (ст. 4−8, 10−12, 14, 16−19);
  • — определение преступлений, подлежащих юрисдикции церковного суда; к перечню Оленинской редакции добавлены преступления в виде языческих верований, волхования, надругательства над церковью, половых сношений с животными, абортов и т. д. (ст. 9);
  • — возложение на церковь обязанности хранить эталоны мер и весов (ст. 15). Древнерусский текст не был разбит на статьи. Это сделали современные ученые. Нумерация статей приводится, но изданию Я. Н. Щапова[1].

Устав князя Ярослава о церковных судах был посвящен в основном регулированию отношений в семейной сфере и в области сексуальной морали. Название связывает данный документ с Ярославом Владимировичем (1018−1054). В первоначальном варианте Устав был, видимо, создан между 1051—1054 гг. В XI—XII вв. складывается архетип текста, на основе которого в XII — первой четверти XIII в. возникает Пространная редакция (55 статей, известно 19 списков). Краткая редакция (39 статей, более 60 списков) была создана в середине XIV в., в правление московских князей Семена Ивановича Гордого (1340−1353) или Ивана Ивановича Красного (1353−1359). Она восходит непосредственно к архетипу и в ряде случаев лучше передает его чтения, чем Пространная редакция. Позже возникают еще четыре редакции (Румянцевская, Тарповская, Устюжская, Западнорусская).

Устав введен в научный оборот В. В. Крестининым в 1771 г.

  • [1] См.: Щапов Я. Н. Древнерусские княжеские уставы XI—XV вв. М., 1976. С. 13−84.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой