Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Предисловие автора. 
Социология культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В каждой главе я старался в максимально возможной степени учитывать историю вопроса и современные подходы. Поэтому книгу можно рассматривать как учебник применительно к целому ряду дисциплин и курсов: культурологии, истории и теории культуры, социальной и культурной антропологии и этнологии, искусствознанию, литературоведению, политологии, социальной и политической психологии и, разумеется… Читать ещё >

Предисловие автора. Социология культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Предыдущее издание «Социологии культуры» вышло в свет в 2004 г., и хотя прошло много лет, мне представляется, что книга по-прежнему остается актуальной. На чем основывается эта уверенность? Еще в предисловии к первому изданию я писал, что развитие в современном мире идет в сторону размывания и уменьшения значимости крупномасштабных структурных образований, которыми традиционно занималась и продолжает заниматься социология. Параллельно и одновременно возрастает роль культуры в регуляции поведения и создании новых структур иного плана, происхождения и иной степени жесткости и объективности. Это теоретические суждения. Но помимо этого есть еще и окружающая реальность, присмотревшись к которой, видишь, насколько «окультурилась», наполнилась культурными содержаниями жизнь. У человека как бы исчезает наивная вера в объективность и предопределенность общественных процессов. И вместе с нею «рассасываются» и самые разные структуры и системы, в которые люди «вставлены» чуть ли нс от рождения неумолимой рукой судьбы. Исчезают объективно значимые системы стратификации, пропадают принудительно обязательные образы жизни, место традиций занимают стили, жизненные формы свободно выбираются, в объяснении, а значит, и в поведении, часто господствует постмодернистский произвол. Социальные изменения получают в основном культурную мотивацию. Все эти явления как раз и свидетельствуют о том, что культура прогрессирующим образом перенимает функции мотора, движителя общественного изменения и развития. Меняется роль культуры в обществе, и при этом меняется само понимание культуры. Она уже не столько пассивное отражение, пассивный слепок с реальных процессов поведения, сколько их активная «форма». «Кодируя», «драматизируя» свое поведение, соотнося его с мифом и архетипом, индивиды сознательно используют культуру для организации и нормализации собственной деятельности. Все это дает основания считать, что науки о культуре неизбежно выходят на первый план в изучении социокультурного развития.

Строение книги соответствует задачам как исследовательского, так и учебного характера. Первые две главы носят преимущественно исторический характер, хотя в них решаются и теоретические задачи: вводятся идеи и понятия, демонстрируются проблемы, с которыми сталкивается дисциплина, показан процесс выработки социологического понятия культуры. Следующие главы («Логика и история повседневности», «Ритуал — символ — миф» и «Традиция — канон — стиль») представляют три альтернативные методологии подхода к решению одной и той же проблемы — проблемы исторического изменения культуры и взаимоотношений культуры и общества в ходе исторического развития. Практически речь идет о трех наиболее, с моей точки зрения, важных и перспективных теоретико-методологических подходах в социологии культуры. Две следующие главы («Инсценировки в культуре» и «Культура и социальная структура») посвящены анализу социокультурного творчества, т. е. созданию новых структур и групп из «мягкого»" материала культуры. И наконец, заключительные главы («Модерн — традиция — консерватизм» и «Повседневность постмодерна») суть попытки использовать выработанные в предыдущих главах подходы и методологии для анализа проблем современного развития, привлекающих ныне всеобщее внимание.

В каждой главе я старался в максимально возможной степени учитывать историю вопроса и современные подходы. Поэтому книгу можно рассматривать как учебник применительно к целому ряду дисциплин и курсов: культурологии, истории и теории культуры, социальной и культурной антропологии и этнологии, искусствознанию, литературоведению, политологии, социальной и политической психологии и, разумеется, социологии во многих ее субдисциплинах. Особо она рекомендуется студентам, изучающим курсы «Общая социология», «Социальная философия», «Социология культуры», а также другие курсы социально-экономического и гуманитарного направления.

В результате изучения материала учебника студент должен:

знать

  • • основные подходы классической и современной социологии культуры;
  • • ключевые исследовательские проблемы социологии культуры;

уметь

  • • ориентироваться в основных теоретических подходах классической и современной социологии культуры и анализировать ее ключевые исследовательские проблемы;
  • • применять основные понятия концептуального аппарата классической и современной социологии культуры при анализе современных культурных, социально-политических и хозяйственных явлений;
  • • интерпретировать данные, получаемые в ходе эмпирических социологических исследований в области культуры;

владеть

  • • ядром концептуального аппарата классической и современной социологии культуры;
  • • базовыми навыками интерпретации данных, полученных в ходе социологических исследований в этой области.

В заключение хочу поблагодарить читателей и коллег, высказавших критические слова в адрес предыдущих изданий. Я постарался учесть их замечания.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой