Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Тобольская школа в эпоху барокко

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Одновременно с памятниками в запоздалых формах барокко строились храмы кораблем, отразившие влияния форм классицизма. В тюменской церкви Михаила Архангела (1781—1824) это проявилось прежде всего в завершении стен четверика, граней колокольни и даже боковых стен трапезной треугольными фронтонами, а также в треугольной форме очелий наличников верхнего храма. Сретенская церковь в Туринске получила… Читать ещё >

Тобольская школа в эпоху барокко (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Далеко не все храмы Западной Сибири воплотили формы тобольского барокко во всей полноте, и в первую очередь эффектное пятиглавие на люкарнах и полуглавия-картуши. Не будучи воплощением тобольского барокко par excellence, эти храмы — кораблем, одноэтажные с восьмериком (обычно на высоком своде), большим восьмериком — отразили, тем не менее, те или иные его формы.

Сретенский собор в Ялуторовской слободе (17671 —1777; слобода в 1782 г. стала городом Ялуторовском), стоящей на Тоболе несколько ниже впадения в него р. Исеть, не дошел до нашего времени, но недавно был восстановлен. Монументальный храм кораблем имел диагональное пятиглавие вытянутых пропорций с высоким сводом, переход к которому от четверика осуществлялся через полуглавие с большим окном-квадрифолием. Массивный цельный объем слившихся воедино обширного притвора и трапезной контрастировал в ялуторовском храме с устремленными вверх венчанием и колокольней. Колокольня стояла на притворе, имевшем ту же ширину, что и трапезная (причем последняя имела две оси окон в длину, а притвор — три); западный фасад притвора венчался аттиком барочных очертаний (цитата из тобольского барокко). Два нижних четверика колокольни через крутой свод переходили в значительно более узкие верхний четверик и восьмерик, увенчанный шпилем. Углы всех четвериков были стесаны и фланкированы колоннами, нижние четверики в каждой паре были глухие с круглыми окнами, в верхней — открытые. Декор был сдержанным, с типичными для тобольской школы рамочными наличниками и вертикальными тягами. Использованы также наличники с завитками, восходящие, вероятно, к находящемуся относительно недалеко собору Далматова монастыря (1707—1720). Не исключено, что сходные формы наличников могли быть на территориально более близкой Троицкой церкви в Кодской (Николаевской) заимке (1767—1772; не сохр.)[1][2], принадлежавшей построенному далматовской артелью Кондинскому монастырю, а также в соборе Троицкого Рафаиловского монастыря (не сохр.). Последний был заложен не ранее 1766 г., которым датируется «Дело о доставке в Рафаиловский монастырь кирпича купцом Позняковым для постройки каменной церкви»[3], и окончен после 1777 г., когда были отпущены 500 руб. на ее строительство[4]. К сожалению, изображений этих храмов, позволяющих судить об их формах, пока не обнаружено.

Троицкая церковь в Усть-Нице (1767—1779) на Туре к западу от Тюмени — одноглавый храм кораблем (после недавнего ремонта на углах четверика установлены небольшие главы). Его четверик с полуглавиями перекрыт довольно высоким сводом, использовавшимся обычно в одноэтажных храмах для подчеркивания вертикализма. В декоре храма использованы два уникальных типа наличников: рамочные с полуциркульным завершением и со сросшимися завитками; последние возникли, скорее всего, как вариация далматовского наличника с завитками, соединенными полочкой. Также широко использованы украинские трехлопастные наличники, свидетельствующие об авторитетности форм собора тюменского Троицкого монастыря.

Наиболее яркий из рассматриваемых памятников — Богоявленская церковь в Коркиной слободе (1775[5]—1793; рис. 4.14)), превратившейся в 1782 г. в уездный город Ишим. Это одноглавый храм кораблем с относительно невысокой колокольней над массивным притвором. Стены завершены традиционными полуглавиями с квадрифолиями и украшены широкими профилированными пилястрами слабого выноса.

Ишим. Богоявленский собор (фото автора, 2003).

Рис. 4.14. Ишим. Богоявленский собор (фото автора, 2003).

Изысканные наличники, плоскостные и графичпые, вдохновлены формами наличников Преображенского собора в Шадринске (1771 — 1777), но не идентичны им. Они имеют завершение целых пяти типов: картушеобразное, двускатное, вогнутое двускатное, с расходящимися в стороны завитками, наконец, с включенным в очелье кругом. Плоскосгный, тонко и умело прорисованный декор придает стройность и легкость монументальному собору, делая его одним из лучших образцов архитектуры конца XVIII столетия в Западной Сибири.

К рассматриваемому типу принадлежат еще несколько более поздних памятников. Никольская церковь в Усть-Суерском (ок. 1779—1805) — пятиглавый храм кораблем, отличающийся несколько тяжеловесными пропорциями: свод его низкий, и окно полуглавия оказывается ниже карниза четверика. Близкие формы имеет одноглавый корабль Вознесенской церкви в Тюмени (1789—1818), но свод здесь выше. Наличники обоих храмов представляют собой примитивизированный вариант барочных. Идентичная тюменской Богоявленская церковь в Гилёве (1821 — 1852) имеет в нижнем этаже наличники с красивыми картушеобразными завершениями, а в верхнем — с полуциркульной обводкой и небольшим килем, являющиеся интерсным гибридом допетровских и классицистических форм. Примечательно, что в построенной тоже целиком в XIX в. Успенской церкви в Демьянском (1805—1831) наряду с барочными наличниками нижнего храма в верхнем использованы настоящие допетровские — пятилопастные килевидные, восходящие к идентичным наличникам нижних этажей храмов тобольской школы. Интересная черта демьяновской церкви — колокольня в форме вытянутого в глубину восьмигранника, возможно, своеобразная интерпретация пластичных барочных форм колоколен тобольских Воскресенской и Крестовоздвиженской церквей. И в Демьяновском, и в Гилёве наступившая эпоха классицизма отразилась лишь в украшении граней объемов примитивным рустом.

Одновременно с памятниками в запоздалых формах барокко строились храмы кораблем, отразившие влияния форм классицизма. В тюменской церкви Михаила Архангела (1781—1824) это проявилось прежде всего в завершении стен четверика, граней колокольни и даже боковых стен трапезной треугольными фронтонами, а также в треугольной форме очелий наличников верхнего храма. Сретенская церковь в Туринске получила в 1828 г. второй этаж. Строители постарались согласовать его формы с декором нижнего этажа (1744—1751), принадлежавшего тобольской школе: тема вертикальных тяг получила продолжение в плоских лопатках, тема квадратных обрамлений окон первого этажа — в прямоугольных наличниках (с трансформированными в духе классицизма треугольными очельями). Сходный тип декора — трансформированную под влиянием классицизма «сетку» тобольской школы, превратившиеся в треугольники очелья наличников и полуглавия — имеет и второй этаж Сретенской церкви в Тобольске (заложена в 1754 г., нижний этаж освящен в 1770 г.). Престол второго этажа был освящен в 1775 г.1, однако к периоду апофеоза тобольского барокко — 1770-м гг. — может быть отнесена только архитектура пристроенного к колокольне и трапезной двухэтажного Пятницкого придела с ее скромными барочными наличниками. Основные же формы верхнего храма, в которых «предвосхищаются веяния классицизма»[6][7] или даже «неожиданно активно проявилось влияние классицизма»1, возможно отнести скорее к 1820-м гг. Известно, что церковь неоднократно затапливалась водами Иртыша и обгорала (в частности, в 1788 г.), и с одним из таких ремонтов можно было бы связать появление этих форм.

В последней трети XVIII в. в Западной Сибири получили распространение одноэтажные храмы с малым восьмериком (иногда он столь мал, что уместнее говорить о барабане или фонаре) на высокой кровле на восьмилотковом своде, ведущие свое происхождение от тобольской Андреевской церкви (1744—1759). В самом Тобольске в этой типологии был построен Петропавловский храм (1768—1774[8][9]). Его крутой свод поставлен на высокий четверик (с тремя, а не двумя, как обычно, ярусами окон) с полуглавиями с окнами-квадрифолиями. Декор из скромных барочных наличников с треугольными завершениями никак «не претендует на исключительность»[10]. Ряд исследователей необоснованно отмечали даже «строгость классицистических форм храма», «ярко выраженные черты классицизма» и отсутствие «даже следов барокко»[11], хотя грубоватые черты классицизма есть только у построенной в 1807 г. колокольни храма. Выразительна по пропорциям церковь Преображения в Преображенке (1773—1814), высота свода которой контрастно подчеркнута невысоким четвериком (рис. 4.15). Ее декор интереснее, чем у тобольской Петропавловской церкви.

Преображенка. Преображенская церковь (фото автора, 2001).

Рис. 4.15. Преображенка. Преображенская церковь (фото автора, 2001).

Лопатки и карнизы здесь многопрофильные, четкого рисунка. Из тобольского барокко ее строители позаимствовали мотив трех круглых окон в верхнем свете апсиды. О влиянии классицизма свидетельствуют лишившиеся волют барабаны, объединение трех граней апсид в дугообразную поверхность и наличники с полуциркульным завершением, отмеченные, правда, небольшим допетровским килем. Достаточно высокую стрелу подъема свода имеет и Богоявленская церковь в Липовке (ок. 1800—1807). Классицистическим вариантом подобной композиции является собор Иоанно-Введенского Междугорского монастыря (1808—1814, ныне на территории пос. Прииртышский). Его четверик завершен низкими треугольными фронтонами с полуциркульными окнами (воспоминание о полуглавиях), над которыми возвышается высокий свод с неодинаковой ширины лотками. Храм интересен с точки зрения композиции, которая тяготеет здесь к симметрии по линии запад — восток. Западная часть резко облегчена: колокольня ниже основного объема храма, а трапезная вообще отсутствует, что является исключительной редкостью. Напротив, восточная часть усилена за счет обширного алтаря, перекрытого высоким лотковым куполом.

Остальные храмы с малым восьмеричком в завершении имеет невысокий свод. В церкви Прокопия и Иоанна в Юровском (1788—1804) он с изломом; барочные наличники имеют изящную прорисовку. Иногда храмы не имели полуглавий, как, например, церковь Иоанна Богослова в Вагае (1778—1779). Здесь интересной особенностью является композиция фасадов. Они оформлены характерными для тобольской школы вертикальными тягами с включенными в их сетку прямоугольными наличниками. Уникальность состоит в том, что и в верхнем, и в нижнем храме, а также в трапезной они расположены в два яруса, причем нижние вытянуты по вертикали, а верхние — квадратные. При этом собственно окон немного: они расположены в нижних ярусах (нижний этаж и боковые прясла четверика), а в верхнем — лишь в центральных западном, северном и южном пряслах четверика. Близкой по композиции и пропорциям была Троицкая церковь в Сургуте (1781 — 1801; не сохр.), сочетавшая барочные наличники с нарышкинскими Завитковыми, близкими енисейским вариантам. Примером грубоватой трансформации под влиянием классицизма является Спасская церковь в Куларове (1816—1824), где треугольные фронтоны искусственно прилеплены к стенам четверика, а полуциркульное окно помещено ниже.

Последняя церковь Тобольска — Семи Отроков Эфесских на Завальном кладбище (1774—1776) — имеет уникальное объемное построение четвериком со скошенными углами, перекрытым высоким лотковым куполом. Композицию завершают трапезная и тяжеловесная четвериковая колокольня с небольшим притвором. Скромная церковь строилась по проекту «геодезии сержанта» Андрея Абарина, ее декор отразил утилитарные формы барокко: плоский руст, овальные окна, рамочные наличники (квадратные в двух верхних ярусах). Большинство декоративных черт роднит ее с построенной сразу вслед за нею церковью в с. Вагай, что позволяет высказать предположение об авторстве Абарина и для этого сельского храма.

Храмы с большим восьмериком распространяются в Западной Сибири только к началу XIX в. Вероятно, на их распространение повлияли композиции классицизма, поскольку крупная граненая форма восьмерика могла видеться более созвучной стереометрии классицистических построек. Первой из них становится Троицкая (Рождества Христова) церковь в Курганской слободе (с 1782 г. город Курган; 1765 — ок. 1805; не сохр.). Это долго строившийся храм был одноэтажным, с широкой трапезной и достаточно большой восьмериковой колокольней. Восьмерики храма и колокольни были перекрыты восьмилотковыми сводами с несколько вздутыми кровлями и завершались восьмигранными фонарями с куполками. Сохранившиеся изображения не позволяют судить о характере его декора. Формы церкви Рождества Христова в Кугаеве (1798—1814) имеет вертикализированную композицию, что, возможно, связано с ориентацией как на образец на одноименную тобольскую церковь (1748—1761)[12]. Барочные наличники нижнего яруса весьма удачны по прорисовке. Вероятно, по тому же образцу строилась Покровская церковь в Самарове (ныне Ханты-Мансийск; 1808—1816; не сохр., восст.), большой восьмерик которой был несколько уже четверика и перекрыт вздутой украинской кровлей. В церкви Ильи-пророка в Ильинском (1796—1814) образ приближен к привычному храму с малым восьмериком тем, что восьмерики храма и колокольни снабжены полуглавиями. Треугольные очелья наличников трапезной отсылают к собору в соседнем Ишиме. Весьма примечательна Покровская церковь в Каменке (1805—1825) на Туре. Большой восьмерик прорезан здесь большими овальными окнами, что возможно объяснить влиянием форм находившейся относительно недалеко Покровской церкви в Туринске: ее высокая кровля завершалась восьмериком с большими круглыми окнами. Нет сомнений в том, что под влиянием того же памятника в церкви в Каменке возникли качественные барочные наличники и четвериковая колокольня с очень широко прорезанными арками звона.

  • [1] Дело «о постройке»: ГУ ТО ГАТ, ф. И-156, он. 2, д. 1602.
  • [2] ГУТО ГАТ, ф. И-156, он. 2, д. 1588 и 2956.
  • [3] ГУТО ГАТ, ф. И-156, он. 2, д. 1372.
  • [4] ГУТО ГАТ, ф. И-156, он. 3, д. 1146.
  • [5] Дело «об обложении, строительстве и освящении»: ГУТО ГАТ, ф. И-156, оп. 3, д. 526.
  • [6] ГУТО ГАТ, ф. И-156, оп. 3, д. 557.
  • [7] Кириллов В. В. Тобольск. С. 135.
  • [8] Заварихин С. П. В древнем центре Сибири. С. 161.
  • [9] Дело об освящении: ГУТО ГАТ, ф. И-156, оп. 3, д. 398.
  • [10] Кириллов В. В. Тобольск. С. 110.
  • [11] Заварихин С. П. В древнем центре Сибири. С. 132.
  • [12] Козлова-Афанасьева Е. М. Архитектурное наследие Тюменской области. Кн. 1. Тюмень, 2008. С. 221.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой