Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На практике мы апробировали разработанные нами организационно-педагогические условия формирования гражданско-правового сознания молодежи, включающие: осмысление сущности формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности, построение деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи с помощью педагогического… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. Теоретические основы формирования гранеданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности. ^
    • 1. 1. Формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи как научная педагогическая проблема современного | ^ общества
    • 1. 2. Сущность и специфика формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально- ^ культурной деятельности
    • 1. 3. Модель формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной ^ деятельности
  • ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности
    • 2. 1. Экспериментальное изучение сформированности гражданско-правового сознания студенческой молодежи.? ^
    • 2. 2. Реализация модели формирования гражданско-правового сознания молодежи средствами социально-культурной ^ деятельности
    • 2. 3. Результаты опытно-экспериментальной работы по 106 формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности

Формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. В современных условиях развития российского общества существенно изменились социокультурные основы жизнедеятельности, которые нередко негативно влияют на процесс формирования гражданско-правового сознания молодого поколения. Остаются нерешенными вопросы слабой правовой информированности и правовой безграмотности молодежи, незнания и неуважения законов, не владения элементарной информацией о своих конституционных правах, а отсюда следует неумение их отстаивать и защищать.

Сформированность гражданско-правового сознания у молодежи, правомерное поведение граждан являются главным признаком правового государства, обязательным условием его построения, что требует переориентации ценностей и изменения гражданско-правового сознания граждан. Ни одна из актуальных задач, стоящих перед современным российским обществом, не может быть решена без обеспечения прав и свобод граждан, без законности и правового порядка, верховенства закона и гарантированности прав граждан.

Правительство РФ издало ряд законов и нормативных актов, предусматривающих воспитание граждан, обладающих гражданско-правовым сознанием.

В Национальной доктрине образования граждан Российской Федерации (2000 г.) подчеркивается, что сегодня необходимо обеспечить воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью.

В новом Законе РФ «Об образовании» (от 29 декабря 2012 г.), в федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» № 67-ФЗ от 12 июня 2002 г., в программе воспитания демократической гражданственности и образования в области прав человека, принятой Советом Европы 15 января 2003 г. и признанной Российской Федерацией, отмечается необходимость воспитания гражданина для жизни в демократическом государстве, т. е. формирование у молодежи гражданско-правового сознания.

Встречающиеся негативные явления в молодежной среде, с одной стороны, недостаточность использования средств педагогической деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи — с другой, а также приоритетная роль социально-культурной деятельности как ведущей формы жизнедеятельности молодого человека изменяют систему взглядов на проблему формирования у молодежи гражданско-правового сознания и актуализируют рассматриваемую проблему.

Между тем проблема использования средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания студенческой молодежи требует научного осмысления в целях оптимизации воспитательной работы в ВУЗах, образовательных учреждениях среднего профессионального образования и учреждениях социально-культурной сферы.

Степень научной разработанности проблемы. Интерес ученых к проблеме формирования гражданско-правового сознания молодежи весьма высок и устойчив на протяжении многих лет. Об этом свидетельствует количество и направленность научных работ, посвященных этой проблеме: труды Е. А. Аграновской, А. Б. Венгерова, Е. А. Зорченко, А. Г. Майстренко, В. П. Сальникова, А. П. Семитко, Л. И. Спиридонова, З. Ф. Степановой и др.

Среди современных исследований феномена гражданско-правового общества следует также отметить труды В. В. Бойцовой, В. Н. Влазнева, C.B. Калашникова, Г. Д. Матвеевой, М. В. Михайлова, A.B. Одинцовой, В. Д. Перевалова, Л. Л. Плотникова, Р. Л. Ромашова и др. Достаточно много работ посвящено изучению понимания принципов права и задач, правовому регулированию, его применению в строгом и точном соответствии с правовыми предписаниями (В.А. Беловолов, А. Б. Венгеров, Е. А. Зубок, А. Д. Лопуха, П. С. Самыгин, А. К. Черненко и др.).

Проблемы становления личности, создания условий, влияющих на воспитание, отражены в трудах К. А. Гельвеция, Н. П. Дубинина, Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, А. Н. Леонтьева, Б. Ф. Поршнева, В. А. Сухомлинского, К. Д. Ушинского и др.

Социально-культурный подход, формирующийся сегодня в гуманитарных науках, отражен в исследованиях А. И. Арнольдова, М. С. Кагана, В. М. Межуева, Э. А. Орловой, А. Я. Флиера и др. Важную роль в формировании концептуальной базы исследования сыграли труды A.C. Запесоцкого, С. Н. Иконниковой, М. С. Кагана, A.B. Соколова, Э. В. Соколова и других, в них изложены исходные принципы деятельностного, ценностного, функционального и системного подходов к анализу культуры.

Социально-педагогические и психологические возможности социально-культурной деятельности изучены А. Д. Жарковым, Т. Э. Мангер, Ю. А. Стрельцовым, A.A. Сукало, В. Я. Суртаевым, Б. А. Титовым, В. Е. Триодиным, В. М. Чижиковым, Н. В. Шарковской и др.

Особое значение для нашей работы имеют труды теоретиков в области социально-культурной деятельности: М. А. Ариарского, Т. И. Баклановой, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, Ю. Д. Красильникова, Е. В. Литовкина, В. В. Туева, H.H. Ярошенко и др.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся достижения, остается нерешенным ряд проблем.

Нами были выявлены следующие противоречия между:

— объективными потребностями государства в людях, обладающих гражданско-правовым сознанием и способных применить свои социально значимые качества при строительстве современного общества, с одной стороны, и недостаточной разработанностью новых подходов к содержанию и педагогическим технологиям решения этой проблемы — с другой;

— возросшими требованиями к формированию гражданско-правового сознания современной молодежи и реальной гражданско-правовой практикой, характеризующейся недостаточным вниманием, уделяемым решению этой проблемы;

— имеющимися возможностями использования средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания студенческой молодежи и неразрабортанностью научных подходов к решению проблемы.

Поиск эффективных путей разрешения данных противоречий и несоответствий, недостаточность имеющихся в науке и практике ответов на возникающие при этом затруднения позволили сформулировать научную проблему, адекватную теме исследования: каковы возможности использования потенциала средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи.

Объект исследования — формирование гражданско-правового сознания молодежи.

Предмет исследования — педагогические возможности использования средств социально-культурной деятельности в целях формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи.

Цель данного исследования заключается в научном и экспериментальном обосновании технологии использования средств социально-культурной деятельности при формировании гражданско-правового сознания студенческой молодежи.

В ходе исследования решались следующие задачи:

— проанализировать основные подходы к вопросу формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи и определить сущность и специфику формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности;

— определить организационно-педагогические условия формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности;

— разработать и апробировать модель формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности;

— составить и апробировать педагогическую программу, позволяющую эффективно формировать гражданско-правовое сознание студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности;

— разработать критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни, позволяющий проводить объективную оценку педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности.

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи будет эффективным при обеспечении следующих организационно-педагогических условий:

— осмысление сущности гражданско-правового сознания молодежи;

— использование разнообразных средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи;

— построение деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи с помощью педагогического моделирования;

— осуществление педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности на основе авторской педагогической программы;

— проведение оценки эффективности педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности с помощью разработанного критериального аппарата;

— осуществление целенаправленной подготовки педагогов-организаторов по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи в процессе социально-культурной деятельности.

Методологической основой диссертационного исследования являются идеи философов, социологов, психологов и педагогов о формировании сознательного осмысления человеком своего пребывания в обществе (Л.И. Божович, Ю. А. Брил, JI.C. Выготский, И. Г. Гердер, JI.H. Леонтьев, 3. Фрейд, К. Г. Юнг и др.) — о роли социальной среды в становлении личности (Э. Берн, Н. П. Дубинин, И. С. Кон, A.C. Михлин, Р. Мертон, A.B. Петровский, В. Ф. Поршнев, A.A. Радугин, П. А. Сорокин и др.) — о личностно ориентированном взаимодействии (Б.Г. Ананьев, А. Г. Асмолов, A.A. Бодалев, Б.Ф. Ломов) и др.

Теоретической основой диссертации являются идеи юристов, исследующих проблемы правового сознания и правовой культуры: Е. В. Аграновской, Е. А. Зорченко, А. И. Иванниковой, Н. М. Кейзерова, В. В. Лазарева, Е. А. Лукашевой, A.A. Молчанова, Р. К. Русинова, В. П. Сальникова,

A.П. Семитко и др.

Важнейшее значение для исследования имеют идеи теоретиков в области социально-культурной деятельности: М. А. Ариарского, Т. И. Баклановой, Г. М. Бирженюка, Е. И. Григорьевой, М. И. Долженковой, А. Д. Жаркова, Т. Э. Мангер, A.C. Запесоцкого, Е. В. Литовкина, Ю. А. Стрельцова, A.A. Сукало,

B.Я. Суртаева, Б. А. Титова, В. Е. Триодина, В. М. Чижикова, Н. В. Шарковской, H.H. Ярошенко и др.

Для решения поставленных задач и проверки исходного предположения был использован комплекс адекватных объекту и предмету исследования методов, включающих: теоретический анализ педагогической, психологической и юридической литературыконстатирующий, формирующий и контрольный экспериментысоциологический опрос в форме анкетированияматематическую обработку и сравнительный анализ полученных результатов.

Опытно-экспериментальными базами исследования являлись: ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, ФГБОУ ВПО «Орловский государственный институт культуры и искусств», НОЧУ ВПО «Московский новый юридический институт (Тамбовский филиал)».

Этапы исследования были следующими:

На 1 этапе (2009;2010 гг.) изучалась и анализировалась научная литература по проблеме исследования. Определялись методологические и теоретические основы исследования, цели, задачи, объект, предмет исследования, разрабатывалась гипотеза исследования. На основе изученных литературных источников были определены сущность и специфика формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности, разработана модель данного педагогического процесса.

На 2 этапе (2010;2011 гг.) осуществлялся констатирующий эксперимент: выявлялось состояние и тенденции формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи в современном обществе, проводился опрос с целью изучения уровня сформированности гражданско-правового сознания молодежианализировались результаты констатирующего эксперимента.

На 3 этапе (2011;2012 гг.) проводились формирующий и контрольный эксперименты, в ходе которых была осуществлена проверка гипотезы исследования, разработана и внедрена педагогическая программа «Закон и право». При этом решались следующие конкретные задачи: осуществлялась целенаправленная подготовка организаторов досуговой деятельности для осуществления педагогической работы по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности, проводилась педагогическая работа с молодежью, а затем с помощью анкетирования изучалась сформированость гражданско-правового сознания молодых людей после проведения целенаправленной работы, анализировались и систематизировались полученные данные эксперимента.

На 4 этапе (2012;2013 гг.) подводились итоги экспериментальной работы, делались выводы по результатам диссертационного исследования. В этот же период осуществлялось окончательное редактирование текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

— уточнено понятие «формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности» в рамках понятийно — смыслового поля данного исследования;

— расширено педагогическое знание о возможностях использования средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания студенческой молодежи за счет раскрытия сущности и специфики этого процесса;

— выявлены организационно-педагогические условия формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности;

— разработана и апробирована модель формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности, представляющая собой совокупность взаимосвязанных компонентов, включающая: цель, задачи, условия, принципы, функции, факторы, содержание, формы, методы социально-культурной деятельности, критериальный аппарат, результат;

— предложен критериальный аппарат, включающий критерии, показатели и уровни сформированности гражданско-правового сознания молодежи.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что:

— представленные материалы обогащают и дополняют теорию социально-культурной деятельности систематизированной и конкретизированной информацией об использовании средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи;

— анализ основных научно-теоретических подходов к исследованию проблемы личностного формирования молодежи дополнен определением сущности формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности;

— выявленная специфика формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности расширяет возможности организации досуга молодежи, позволяет удовлетворять потребности в поиске активных форм деятельности и проявлении новых способов поведения, а также развивать способности к самоорганизации;

— представленный инструментарий диагностического сопровождения формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи позволяет проводить объективную оценку педагогической деятельности;

— полученные теоретические результаты носят общепедагогический характер и могут быть использованы при разработке комплексных педагогических программ для различных типов учреждений образования и социально-культурной сферы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные в ходе исследования результаты позволяют эффективно осуществлять процесс формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности.

Прикладное значение исследования заключается в отборе содержания мероприятий, представленных в авторской программе «Закон и право», а также в реализации социально-культурных мероприятий по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности.

Результаты исследования могут служить основой для инновационной деятельности учреждений образования и социально-культурной сферы в поиске научных подходов к разработке и реализации социально-культурных технологий и быть применены при составлении региональных комплексных программ по формированию гражданско-правового сознания молодежи. Результаты диссертационного исследования позволяют сделать научно обоснованные выводы и рекомендации по организации процесса формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности.

Основные положения и выводы диссертации могут быть использованы:

— в деятельности государственных организаций и служб при выработке ориентиров культурной политики и при разработке программ формирования досуга молодежи;

— в процессе профессиональной подготовки и при повышении квалификации педагогических, социальных работников, психологов, работников социально-культурной сферы;

— в процессе учебно-воспитательной деятельности учреждений общего, среднего и высшего образования;

— при проведении воспитательно-педагогической деятельности в центрах, осуществляющих работу с подростками и молодежью, в учреждениях социально-культурной сферы и в учреждениях системы дополнительного образования.

Достоверность и обоснованность полученных результатов и выводов обеспечена методологической обоснованностью исходных позиций, применением взаимодополняющих педагогических и социологических методов, комплексным характером проведения опытно-экспериментальной работырепрезентатив-ностью экспериментальных данных, их всесторонним анализом, сочетанием качественного и количественного анализов результатов педагогической деятельности.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущность формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности определяется нами как комплексный и планомерный педагогический процесс, осуществляемый в свободное время, направленный на формирование у молодых людей системы мотивов, взглядов, оценочных суждений и убеждений, целью которого является осознание долга перед обществом, понимание, цивилизованное и сознательное выполнение своих гражданских прав и обязанностей, выражающееся в активной, сознательной деятельности и обеспечивающее регуляцию гражданско-правовых отношений в обществе.

2. Специфика формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности заключается в уникальности воздействия на сознание, чувства и поведение молодых людей комплекса средств социально-культурной деятельности, выбранных самостоятельно с учетом интересов и потребностей каждой личности, имеющих для молодого человека личностный смысл и позволяющих ему совершенствоваться и овладевать гражданско-правовыми нормами поведения.

3. Организационно-педагогические условия эффективного осуществления педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности:

— осмысление сущности гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности;

— использование средств социально-культурной деятельности в формировании гражданско-правового сознания молодежи;

— построение деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи с помощью педагогического моделирования;

— деятельностная опосредованность педагогического воздействия на формирование личности молодых людей, обусловленная эмоционально-образной спецификой социально-культурной деятельности;

— осуществление целенаправленной подготовки педагогов-организаторов по проблеме формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи в процессе социально-культурной деятельности;

— реализация педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности на основе авторской педагогической программы;

— проведение оценки эффективности педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

4. Педагогическая модель формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности, состоящая из следующих взаимосвязанных блоков: целевого, включающего в себя социальный заказ общества на формирование гражданско-правового сознания молодежи, цель и задачи, организационно-педагогические условия осуществления деятельностисодержательно-функционального, включающего средства, принципы, факторы, функции, содержание, формы и методы формирования гражданско-правового сознания молодежидиагностико-результативного, характеризующего критерии, показатели и уровни сформированности гражданско-правового сознания молодежи, а также результат.

5. Педагогическая программа «Закон и право», направленная на формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи с использованием разнообразных средств социально-культурной деятельности и способствующая формированию определенного уровня правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности, предполагающей позитивное отношение к закону, праву, уважительное отношение к действующим нормам, желание следовать их требованиям и строить свою жизнедеятельность в соответствии с принципами правового поведенияориентацию на ценности и смыслы правового поведения личности, ее отношение к праву, другим правовым явлениямосознание социальной значимости права и правопорядка, признание уважительного отношения к правам другого человекагражданско-правовую активность.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись по ряду направлений: а) выступления соискателя в печати, перед педагогической и научной общественностью на международных, всероссийских, межрегиональных, региональных научно-практических конференциях, совещаниях, круглых столах в г. Москве, Орле, Тамбове, Челябинске и др.- б) разработка авторской педагогической программы «Закон и право» и непосредственное участие в ее реализации в Институте культуры и искусств ФГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина» и НОЧУ ВПО «Московский новый юридический институт (Тамбовский филиал)" — г) руководство курсовыми проектами в рамках дисциплин: «Проектирование социально-культурных программ», «Социально-культурная деятельность» ФГОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина».

Результаты диссертационного исследования отражены в 11 научных публикациях автора общим объемом 4,05 п.л., в виде научных статей, в том числе в 3 статьях, опубликованных в научных журналах, рекомендованных для публикации результатов диссертационных исследований.

Структура работы вытекает из задач исследования, практической целесообразности изложения материала и логики раскрытия темы, состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Выводы по 2 главе

1. В результате поведения констатирующего эксперимента были получены низкие результаты оценки уровня сформированности гражданско-правового сознания молодых людей. Многие участники констатирующего эксперимента достаточно осознают необходимость повышения собственного уровня гражданско-правового сознания для решения вопросов, актуальных в повседневной жизни, для построения гражданского общества новой России, но, к сожалению, далеко не все имеют для этого необходимые знания и навыки.

2. Полученные результаты подтвердили необходимость совершенствования процесса формирования гражданско-правового сознания молодежи. Отмечено активное стремление подавляющего большинства опрошенных к повышению уровня сформированности гражданско-правового сознания.

3. В целом же представленные мнения анкетируемых по проблеме формирования гражданско-правового сознания подтвердили одно из наших предположений о том, что данный процесс будет протекать гораздо эффективнее при реализации целенаправленного педагогического воздействия в ходе осуществления педагогической работы с использованием средств социально-культурной деятельности.

4. Разработанная нами педагогическая программа «Закон и право», направленная на формирование гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности является эффективной и позволяет значительно повысить уровень сформированности гражданско-правового сознания молодежи.

5. На практике мы апробировали разработанные нами организационно-педагогические условия формирования гражданско-правового сознания молодежи, включающие: осмысление сущности формирования гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности, построение деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи с помощью педагогического моделированиядеятельностная опосредованность педагогического воздействия на формирование личности молодых людей, обусловленная эмоционально-образной спецификой социально-культурной деятельности, осуществлении целенаправленной подготовки педагогов-организаторов по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельностиосуществление педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности на основе авторской педагогической программыпроведение оценки эффективности педагогической деятельности по формированию гражданско-правового сознания студенческой молодежи средствами социально-культурной деятельности с помощью разработанного критериального аппарата.

6. Результаты формирующего эксперимента подтвердили гипотезу нашего исследования и подтвердили, что средства социально-культурной деятельности обладают огромным потенциалом в формировании гражданско-правового сознания молодежи.

Показать весь текст

Список литературы

  1. М.И., Комаров С. А. Проблемы теории государства и права: Учебник / Под ред. С. А. Комарова. СПб.-М.: Право и закон, 1999. 128 с.
  2. Е.В. Правовая культура и обеспечение прав личности. М.: Наука, 1988. 145 с.
  3. А .Я., Болотина Т. В. Права человека: Программа курса //Школа духовности. 1998. № 3. 52 с.
  4. В. О проблеме воспитания в вузе // Высшее образование в России. 1998. № 3. с. 75−81.
  5. JT.A. Социология досуга: Учебное пособие. М.:МГУКИ, 2003, 124 с.
  6. Актуальные проблемы социального воспитания / Под ред. Т. Ф. Яркиной, В. Г. Бочаровой, В. Е. Львова. М., 1990. 193 с.
  7. Актуальные проблемы социально-культурной деятельности / Ред. кол. Т. Г. Киселева (отв. ред.), Б. Г. Мосалев, Ю. А. Стрельцов: Сб. статей. М.: МГУК, 1995. 121 с.
  8. С.С. Введение в юридическую специальность. М.: Юрид. лит, 1976. 256 с.
  9. С.С. Собрание сочинений. В 10 т. Том 7. Философия права и теория права. Москва, 2010.
  10. Алексеева Л. С, Аспекты социализации подростков и молодежи. Л.: Наука, 1984. 258 с.
  11. .Г. Избранные психологически труды: в 2 т. М.: Педагогика, 1980. Т. 1.232 с.
  12. Г. М. Социальная психология. М.: Наука, 1994. 324 с.
  13. Н.В. Основные направления социальных исследований. М., 1985. С. 38−51.
  14. Ю.М., Гульдан B.B. Криминальная патопсихология. М., 1991.
  15. М.А. Прикладная культурология. 2-е изд., испр. и доп. СПб.: ЭГО, 2001.251 с.
  16. А.Г. Нравственно-правовая культура и ее формирование у сотрудников внутренних дел: Автореф. дис. канд. юр. наук. СПб, 1996. 23 с.
  17. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: МГУ, 1984. 104 с.
  18. В.Ф. Декарт. М.: Высшая школа, 2006. 335 с.
  19. Атлас социокультурных реабилитационных технологий / Автор-сост. Ю. С. Моздокова. М.: Изд-во МГУКИ, 2002. 131 с.
  20. М.В., Габричидзе Б. Н. Конституционное право в Российской Федерации: Учебн. для вузов. М.: Инфра-М-Кодекс, 1996. 512 с.
  21. В. Компетенции в профессиональном образовании // Высшее образование в России. 2004. № 11. С. 6−7 (3−13).
  22. Н.К. Профессиональное мастерство работника культуры. М.: МГИК, 1994. 120 с.
  23. Ю.В. Декларация прав и свобод человека и гражданина России и уголовное право: Автореф. дис. канд. юр. наук. Казань, 1994. 17 с.
  24. М.Ю. Адвокатская этика. Издательский дом «Федоров». Самара, 2000. С. 160−214.
  25. A.B. Социально-педагогические основы формирования гражданственности учащейся молодежи. Ставрополь: СГУ, 1997. 204 с.
  26. H.A. О назначении человека. М.: Терра-кн. клуб, 1998. 382 с.
  27. Р. Развитие «Я"-концепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 420 с.
  28. В.А. Нравственное воспитание молодежи в клубе: (Психологический и культурные аспекты). JL: Ленингр. орг. общества «Знание» РСФСР, 1988. 16 с.
  29. В.А. Психологические аспекты клубной работы. М.: Советская Россия, 1987. 100 с.
  30. Г. М., Маркова A.JI. основы региональной культурной политики и формирование культурно-досуговой программы. СПб, 1992. 206 с.
  31. A.A. Личность и общение: Избр. труды. М.: Педагогика, 1983.271 с.
  32. Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности- Под ред. Д. И. Фельдштейна. М.: Междунар. пед. акад., 1995. 209 с.
  33. Л.П. Социальная среда и сознание личности. М.: МГУ, 1968. 180 с.
  34. Л.П. Человек: деятельность и общение. М.: Мысль, 1978. 216 с.
  35. Е.В. Педагогические аспекты правового обеспечения образования (проблемы профессионального образования) — Дис. канд. пед. наук. М., 1998. 201 с.
  36. С.Н., Чупров В. И. Молодежь России на пороге рынка: между бедностью и нищетой // Социологические исследования, 1991. № 9. С. 12−19.
  37. В.А. Юридическая психология. СП-б.: Питер Ком, 1998. С. 319.
  38. В.В. Трудная проблема сознания. М.: Прогресс-Традиция, 2009. 272 с.
  39. Введение в юридическую специальность: Учеб. пособие / Под ред. А. П. Коречева. М.: ЩИТ-М, 1999. 144 с.
  40. Т.В. Социальная работа в сфере досуга в странах Западной Европы. СПб: СПбГУП, 1999. 164 с.
  41. К.Т. Проблемы правового обучения и воспитания / Сб. научных трудов. Брянск, 1993.
  42. А.Б. Теория государства и права. М., 1998.
  43. С.Г. Социальные проблемы воспитания молодежи. Л., 1978. С. 214−216.
  44. Н.И. Профилактика правонарушений среди молодежи. Омск, 2001.318 с.
  45. С. Концепция 1991 г. положила начало формированию правового государства в России // Российская юстиция. 2002. № 11.
  46. Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов: Учебное методическое пособие. Ростов-на-Дону, Издательство РГПУ, 2001. 64 с.
  47. О.И. Развитие идеи гражданского воспитания подрастающего поколения. Дис. канд. пед. наук.М., 1991. 184 с.
  48. Вопросы методов педагогических исследований: Сб. науч. тр. / Под ред. М. Н. Скаткина. М.: НИИОП АПН СССР, 1973. 217 с.
  49. .Н. Разумные потребности личности: сущность, критерии и пути формирования. Воронеж: ВГУ, 1990. 110 с.
  50. Всеобщая история государства и права: Учебник. 4-е изд. под ред. К. И. Батыра. М.: Проспект, 2001. 494 с.
  51. .З. Дет и взрослые: диалектика дистанции // Государство и дети: реальность России. М., 1995. С. 20−48.
  52. .З., Иванов В. Д. Время взрослых поступков. М.: Новая школа, 1993. 160 с.
  53. .З., Иванов В. Д., Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках: Учеб. пособие. М.: УРАО, 1997. 288 с.
  54. JI.C. Избранные психологические исследования. Под ред. и со вступ. статьей А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия. М.: Изд-во АПН СССР, 1956. 519 с.
  55. Л.С. Лекции по психологии. СПб: Союз, 1997. 144 с.
  56. Л.С. Педагогическая психология. Под ред. В. В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 479 с.
  57. А.Н., Никонов K.M. Российская национальная идея. Волгоград: Издательство ВГУ, 1998. 112 с.
  58. Гаджиев К. С, Концепция гражданского общества: Идейные истоки и основные вехи формирования // Вопросы философии. 1991. № 7. С. 19−35.
  59. О.С. Гуманизм и свобода // Гуманизация воспитания в современных условиях. М., 1995.
  60. О.С. Общественное гражданское воспитание // Советская педагогика, 1990. № 7. С. 38−44.
  61. A.C. Теория и практика гражданского воспитания учащейся молодежи на современном этапе: Автореф. дис .д-ра пед. наук. Челябинск, 1996. 40 с.
  62. Гегель Г. В. Ф. Феноменология духа. Соч. Т.4. М., 1959.
  63. Г. В. Гражданское общество и проблемы образования // Здравый смысл. 2003. / 2004. № 1 (30). С. 23−27.
  64. Я.И. Стадии социализации индивида // Человек и общество. Л., 1971. Вып. 9. С. 44−45.
  65. Я.И., Афанасьев B.C. Социология девиантного поведения. СПб., 1993.
  66. A.A. Влияние российского менталитета на правовое сознание граждан. Автореф. дис .канд. филос. наук. Ставрополь, 2006. 24 с.
  67. Гол ев А. Г. Воспитание у старшеклассников гражданственности как интегрального качества личности: Методическое пособие по педагогике. Пятигорск, ПГПИИЯ, 1994. С. 6−7.
  68. С.И. Стабильность семьи: социологический и демографический анализ. М., 2000. 294 с.
  69. Государственная молодежная политика: современный след к постановке вопроса // Молодежная политика: информационный бюллетень 1999. № 185−187. С. 17.
  70. М. Социальная педагогика и социальная работа за рубежом. Самара: Изд-во Самарского университета, 1998. 132 с.
  71. Е.И. Методика организации детского и юношеского творчества. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1997. 148 с.
  72. Е.И. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб.-метод. пособие. Тамбов: ТГУ им. Г. Р. Державина, 1998. 24 с.
  73. Е.И., Великанова Е. В. Самодеятельное художественное творчество как основа возрождения национальных культурных традиций. Тамбов: ТГТУ, 2000. 118 с.
  74. В. А., Гиндикан В. Я. Юношеская психопатия и алкоголизм. М., 1995. 216 с.
  75. Э. Собрание сочинений. Том I. Феноменология внутреннего сознания времени. Перевод с нем. и предисловие В. И. Молчанова. М.: Гнозис, РИГ «ЛОГОС», 1994. 177 с.
  76. Е.Н., Ядов В. А. Контуры социальных групповых идентификаций личности в современном российском обществе. Социальная идентификация личности. М., 1993.
  77. Девиантное поведение детей и подростков: проблемы и пути их решения / под ред. В. А. Никитина. М., 1996. 154 с.
  78. Девиантность и социальный контроль в России (XIX XX вв.): Тенденции и социологическое осмысление. СПб., 2000.
  79. М.М. Онтология сознания: историко-философский аспект // Сборник к 60-летию профессора К. А. Сергеева. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С. 312−315.
  80. A.A., Зазыкин В. Г. Акмеология: учебное пособие. СПб.: Питер, 2003. 256 с.
  81. В.Ф., Козюля В. Г. Психические девиации и противоправное поведение подростков. М.: ВНИИ МВД 1982. 84 с.
  82. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
  83. В.З. Организационный процесс в социокультурной сфере: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003. 87 с.
  84. В.З. Социально-культурная работа за рубежом: Учеб. пособие. М.: МГУКИ, 2003. 116 с.
  85. А.Э. Специальное предупреждение преступности в СССР (Вопросы теории). Львов, 1976. 194 с.
  86. А.Д. Организация культурно-просветительной работы. Учеб. пособие для студентов вузов культуры и искусств. М.: Просвещение, 1989. 239 с.
  87. Л.С., Жарков А. Д., Чижиков В. М. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных исследований. М., 1994. 259 с.
  88. В.И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.
  89. И.А. Педагогическая психология: Учебн. для вузов. М.: Логос, 1999. 384 с.
  90. Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 288 с.
  91. Е.А. Формирование правовой культуры трудящихся / Науч. ред. В. П. Казимирчук. Минск, 1984. 128 с.
  92. JI.H. Психологические особенности трудных учащихся // Профтехобразование. 1983. № 12. С. 50−52.
  93. А.И. Концепция правовой культуры // Правоведение. 1998. № 3. С. 12−16.
  94. В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы // Социально-политический журнал. 1994. № 2. С. 47−57.
  95. И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
  96. Е.В. Формирование гражданственности восьмиклассников в процессе правового воспитания: Дис .канд. пед. наук. М., 1988. 196 с.
  97. С.Н. Молодежь как социально-демографическая группа // Молодежь и культура. JI., 1974. С. 30−56.
  98. Е.П. Мотивация и мотивы. СПб.: Питер, 2000. 540 с.
  99. И.А. О сущности правосознания. Москва, 1993. С. 23−24.
  100. Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб. науч. статей. Вып. 4. / Под научн. ред. А. Д. Жаркова. М.: МГУКИ, 2003. 153 с.
  101. Исправительная (пенитенциарная) педагогика: Учебное пособие для слушателей МВД РФ / Под ред. А. И. Зубкова, М. П. Стуровой Рязань, 1993. 398 с.
  102. История государства и права зарубежных стран, в 2-х частях. М.: Норма, 2001. 624 с.
  103. М.С. Гражданское общество как культурная форма социальной системы // Социально-гуманитарные знания. М., 2000. № 6. С. 49−50.
  104. М.С. Человеческая деятельность. (Опыт системного анализа). М.: Политиздат, 1974. С. 41.
  105. З.Н. Изучение гражданско-правовых дисциплин в средних общеобразовательных школах России как фактор социальной адаптации молодежи: Автореф. дис .канд. пед. наук. СПб, 2000. 24 с.
  106. В.И., Ратинов А. Р. Правосознание как элемент правовой культуры // Правовая культура и вопросы правового воспитания, м., 1994.
  107. В.А. Воспитать гражданина: Записки директора школы № 825 г. Москвы. М.: Московский рабочий, 1987. 142 с.
  108. В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. М.: 1993. 80 с.
  109. В.А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, 1979. 95 с.
  110. С.И. Формирование гражданской и правовой культуры молодежи. Дис .канд. филос. наук. М., 1999. 159 с.
  111. Н.М. Политическая и правовая культура: (Методол. пробл.). М., 1983.232 с.
  112. Т.Г. Культурология и социальная педагогика: Линии сопряжения // Современные проблемы культурологического образования: Сб. Статей / Науч. ред. Т. Г. Киселева. М.: МГИК, 1993. С. 20−25.
  113. Т.Г. Образовательные процессы в России на рубеже двух столетий. Кн. 1. М., МГУКИ, 2001ю 136 с.
  114. Т.Г., Красильников Ю. Д. Социально-культурная деятельность: история, теоретические основы, сферы реализации, субъекты, ресурсы, технологии. М., МГУКИ, 2001. 136 с.
  115. Ю.А. Психология девиантного поведения. М., 2001.
  116. М.Б. Понятийно-терминологический словарь: Для педагогов дополнительного образования. М.-Оренбург: Оренбург, обл. ИУУ, 1996. 23 с.
  117. В.И. Педагогические основы воспитания гражданственности у старшеклассников. Автореф. дис .канд. пед. наук. М. 1975. 18 с.
  118. С.А. Общая теория государства и права. М.: Юрайт, 1997. С. 331−332.
  119. Кон И. С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1978. 367 с.
  120. Кон И. С. Психология ранней юности: Книга для учителя. М.: Просвещение, 1989. 254 с.
  121. Кон И. С. Психология старшеклассника. М.: просвещение, 1982. 207 с.
  122. И.А. Правовое сознание основа эмоционально-нравственного развития личности // Формирование правовой системы России. Новосибирск: Наука, 1997. С. 45−63Л
  123. Ц.П., Донских Т. А. Семь путей к катастрофе (деструктивное поведение в современном мире). Новосибирск, 1990.
  124. Я.Н. Как любить детей. Минск, 1980. 261 с.
  125. И.В. Принцип гуманизма в уголовном праве Российской Федерации: Дисс .канд. юрид. наук. М., 1999. 189 с.
  126. А.И. Перевоспитание подростка. М.: Педагогика, 1972. 125 с.
  127. Ю.Д. Основы теории культурно-просветительной работы: Учебное пособие. М.: МГИК, 1982. 80 с.
  128. Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1986.131. криминология / Под ред. А. И. Долговой. М., 1993. 308 с.
  129. В.Н. Генезис преступления: Опыт криминологического моделирования. М., 1998.
  130. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1982. 287 с.
  131. В.Н. Современные проблемы борьбы с преступностью в России // Вестник Российской академии наук. 1999. Т. 69. 3 9. С. 790−797.
  132. Культурно-досуговая деятельность. Учебник. / Под науч. редакцией В. М. Чижикова. М., 1998. 103 с.
  133. М.В. Формирование правовой культуры старшеклассников. Дис. канд. пед. наук. М., 1999. 184 с.
  134. В.В. Общая теория права и государства. Москва, 2000. С. 488.
  135. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975. 303 с.
  136. В.Т. О чем спорят старшеклассники. М.: Педагогика, 1990. 190 с.
  137. М. Новое поколение российского студенчества // Высшее образование в России. 2005ю № 10. С. 41−47.
  138. Личность: внутренний мир и самореализация, идеи, концепции, взгляды. / Сост.: Ю. Н. Кулюткин, Г. С. Сухобская. СПб.: Ин-т образования взрослых, 1996. 175 с.
  139. Литовкин Е. В Культурно-просветительная работа России послевоенного периода в историко-педагогическом контексте Текст.: монография / Е.В. Литовкин- Моск. гос. ун-т культуры и культуры и искусств, Рязан. заоч. ин-т (фил.). М.: МГУКИ, 2004. — 349 с.
  140. В.И. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня. // Педагогика. 2006. № 5. С. 56 (с. 52−59).
  141. А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. М.: Педагогика, 1988. 125 с.
  142. A.C. Коллектив и воспитание личности- Сост. и авт. вступ. статьи В. В. Кумарин. Челябинск: Юж.-Урал. Кн. Изд-во, 1988. 261 с.
  143. A.C. Методика организации воспитательного процесса. Соч. Т.1. М.: Педагогика, 1983. 394 с.
  144. A.C. Мои педагогические воззрения // Собр. соч. Т. 5. -М., 1958. 289 с.
  145. Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность: Учебное пособие. Казань, 1999. 77 с.
  146. Г. А., Фрадкин Ф. А. Воспитательная система С.Т. Шацкого. М.: Прометей, 1993. 173 с.
  147. A.B. Правовая жизнь // Общественные науки и современность. 1999. № 6. С. 65−75.
  148. Мальцев В. В, Равенство и гуманизм как принципы уголовного законодательства // Правоведение. 1995. № 2. С.100−111.
  149. Е.В. Актуальные проблемы правового воспитания и гражданского образования // Стандарты и его история в образовании, 2000. № 2. С. 11−14.
  150. А. Мотивация и личность- Пер. с англ. СПб: Евразия, 1999. 478 с.
  151. А. Новые рубежи развития человека // Хрестоматия по гуманистической психотерапии. М.: Институт общегуманитарных исследований, 1995. С. 153−164.
  152. B.C. Становление индивидуальности и социализации индивидуума. Проблемы личности. Т.1. М., 1970.
  153. И.А. Адаптация как социально-психологическое явление // Социальная психология и философия / Под ред. Б. Д. Парыгина. JL, 1973. С. 111−120.
  154. И.А. Понятие и структура социальной адаптации: Дис. .канд. филос. наук. JL, 1974. 189 с.
  155. Молодежь: будущее России. М.: НИУ при Институте молодежи, 1995.218 с.
  156. А. Социодинамика культуры. М.: Прогресс, 1973. С. 35.
  157. .Г. Социокультурное многообразие: Опыт целостного осмысления: Автореф. дис. .д-ра культурологии. М., 1999. 46 с.
  158. .Г. Культура как способ регуляции поведения человека // Социально-культурная деятельность: опыт, проблемы, перспективы. М.: МГУКИ, 2002. С. 13−20.
  159. A.B. Введение в социальную педагогику вузов. М.: Институт практической психологии, 1997. 365 с.
  160. A.B. Общение в процессе воспитания: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Педагогическое общество России, 2001. 320 с.
  161. A.B. Социализация и «смутное время». М.: Знание, 1991.78 с.
  162. A.B. Социальное воспитание как единство образования, организации социального опыта и индивидуальной помощи вузов // Новые ценности образования. М., 1995. № 3. С. 56−62.
  163. Г. В. Теория государства и права. Учебное пособие 2-е издание, дополненное и переработанное. М.: Правовая книга плюс, 2000. С. 100.
  164. Н.В. О формировании концепции правового образования // Школа духовности. 2000. № 1. С. 57−65.
  165. A.A. Социально-психологическая адаптация личности. Ереван, 1988. 348 с.
  166. Г. Я. История культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие. М.: МГУК, 1998. 182 с.
  167. В.Е. Культурно-досуговая деятельность. Словарь-справочник. Омск, 1992. 182 с.
  168. В.Е. Организаторы досуга. М.: Советская Россия, 1987. 117 с.
  169. П. Право и нравственность // Правоведение. 1995. № 6. С. 103−108.
  170. Новейший философский словарь / Сост. А. А, Грицанов. М.: В. М, Скакун, 1998. 896 с.
  171. Л.И. Педагогическая деятельность коллектива: вопросы теории. М.: Педагогика, 1978. 144 с.
  172. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и школьных психологов / по ред. Н. Б. Крылова. М., 1995. 20 с.
  173. Общая теория права и государства. Под ред. Лазарева В. В. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Юрист, 2001. 520 с.
  174. Общение и его влияние на развитие психики: Сб. науч. тр. НИИ общей педагогики и психологии АПН СССР / Под ред. М. И. Лисиной. М.: АПН СССР, 1986. 176 с.
  175. И.А. Гражданский образ мыслей и поступков // Высшая школа. 1990. № 1. С. 16−18.
  176. A.B. Гражданское общество: прошлое, настоящее, будущее // Социально-политические науки. 1991. № 12. С. 40−48.
  177. С.И. Словарь русского языка. М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1961. С. 486.
  178. Д.В. Взросление «Я». M.: Знание, 1988. 190 с.
  179. Д.В. «Я сам!» (Очерки становления и развития детского «Я»). М.: Знание, 1986. 93 с.
  180. И.В. содержание и организация гражданско-правового воспитания учащихся: Автореф. дис .канд. пед. наук. Пятигорск, 2003. 23 с.
  181. A.B. Быть личностью. М.: Педагогика, 1990. 110 с.
  182. A.B. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. A.B. Петровского. М.: Просвещение, 1973. 288 с.
  183. A.B. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1981. № 2. С. 40−46.
  184. A.B. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Просвещение, 1982. 255 с.
  185. В.Ф. Криминальная психология. Кн. 2: Подросток в условиях изоляции. М.: Ось-89, 1998. 320 с.
  186. C.B. Основы пенитенциарной науки. М., 1924. 121 с.
  187. Попов В. В, Формы культурно-просветительной работы в современной практике. Челябинск, 1990. 191с.
  188. Преступность и правонарушения (1993 1997): Статист, сб. М., 1998.
  189. С. Теории сознания. Пер. с англ. А. Ф. Грязнова. М.: Идея-Пресс: Дом интеллектуал, кн., 2000. 287 с.
  190. A.C. Школа жизни: Методические разработки социально-психологических тренингов. М.: МООДиМ «Новая энциклопедия», 2000. 192 с.
  191. Психология развивающейся личности // под ред. A.B. Петровского. М., 2000. 208 с.
  192. В.В. Сильного демократического государства при слабом обществе не будет // Журналист, 2002. № 1. С. 10.
  193. X. Подростковый и юношеский возраст: Проблемы становления личности: Пер. с нем. М.: Мир, 1994. 320 с.
  194. К. К науке о личности // История зарубежной психологии. Тексты / Под ред. П. Я. Гальперина, A.A. Ждан. М.: Изд-во Моск. унив-та, 1986. С. 200−231.
  195. К. Эмпатия: Пер. с англ. // Психология эмоций: Тексты. М., 1984.280 с.
  196. Российская социологическая энциклопедия /Под общ. ред. академ. РАН Т. В. Осипова. М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРП, 1998.672 с.
  197. Е.В. Гражданское воспитание учащихся в контексте гуманизации образования. Автореф. дис. .канд. пед. наук. Сочи, 1998. 24 с.
  198. C.JI. Основы общей психологии: В 2 т. М.: Педагогика, 1989.
  199. C.JI. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1976.416 с.
  200. Р.К. Правосознание и правовая культуры // Теория государства и права: Учеб. для ВУЗов. М., 1997.
  201. В.П. Правовая культура общества: понятие и структура // Вопросы теории государства и права. Вып. 7. Саратов, 1986. С. 47.
  202. В.П. Криминалистика: Учебное наглядное пособие. М.: ИМЦ ГУК МВД России. 2004. 170 с.
  203. Я.В. Развитие правового сознания в современном российском обществе. Автореф. дисс. .к.ф.н. М., 2011. 24 с.
  204. Н.И. Личность и ее взаимодействие с социальной средой. Тбилиси: Мецниереба, 1989. 205 с.
  205. В.В. Качественные методы: введение в гуманистическую социологию. М.: Добросвет, 1998. 292 с.
  206. В.К. Воспитание гражданственности у учащихся старших классов средней общеобразовательной школы в процессе изучения основ наук гуманитарного цикла: Автореф. дисс. .канд. пед. наук. Киев, 1987. 18 с.
  207. В.А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Под ред. В. А. Сластенина. М.: М.: Владос, 2002. 288 с.
  208. В.А., Подымова Л. С. Педагогика: Инновационная деятельность. М.: Магистр, 1997. 224 с.
  209. В.И. Образовательная среда: реализация целей образования в пространстве культуры // Новые ценности образования: культурные модели школ. Вып. 7. М., 1997. С. 177−185.
  210. С.Д. Педагогика и психология высшего образования: От деятельности к личности. М.: Академия, 2005. 400 с.
  211. Современные технологии социально-культурной деятельности: Учеб. пособие / Под науч. ред. проф. Е. И. Григорьевой. Тамбов: Изд-во Р. Першина, 2004. 512 с.
  212. Э.В. Досуг как составная часть социального образа жизни // Молодежь и культура: Сб. научн. тр. ЛГИК им. Н. К. Крупской. Л., 1977. 206 с.
  213. Э.В. Свободное время и культура досуга. Л., 1977. 208с.
  214. Г. П. Пробуждение личности. М., 1987. 369 с.
  215. Социализация личности: Исторический опыт советского периода и современные тенденции: Сб. науч. тр / Под ред. М. Г. Плоховой и Ф. А. Фрадкина. М., 1993. 147 с.
  216. Социальная педагогика: вопросы теории и практики (методические материалы / Отв. ред. В. Г. Бочарова. ЦСПРАО, 1994. 109 с.
  217. Социальная работа с молодёжью: Сб. научных статей и нормативных документов /Центр социально-психологической помощи молодёжи «Шанс». Под ред. Куприяновой Г. В. Тула, 1999. 124 с.
  218. Социальная работа теория и практика: Учебн. пособие /Отв. ред. Е. И. Холостова, A.C. Сорвина. М.:ИНФРА, 2001. 207 с.
  219. Социально-культурная деятельность: поиски, проблемы, перспективы: Сборник статей/ Науч. ред. Т. Г. Киселева, Ю. А. Стрельцов. М, МГУКИ, 1996. 147 с.
  220. Социальные технологии в сфере культуры и досуга. Опыт. Проблемы. Инновации: Материалы Всероссийской научно-практической конференции /Науч. ред. Е. И. Григорьева. Тамбов: Издательство ТГУ им. Г. Р. Державина, 2001. 372 с.
  221. Социологический словарь /Сост. А. Н. Елсуков, К. В. Шульга. Минск, 1991. 528 с.
  222. Социология: Словарь-справочник /АН СССР. Ин-т социологии- Отв. ред. Г. В. Осипов. М.: Наука, 1991. 246 с.
  223. Н.Е. Маргинализация как результат изменения социокультурной ситуации в постсоветском российском обществе. Автореф. дис. .канд. культурологии. Краснодар, 2000. 22 с.
  224. A.M. Юридическая педагогика: Курс лекций. М.: ТАНДЕМ, 2000. 479 с.
  225. Ю.А. Культурология досуга. Учеб. Пос. Изд. 2-е. М.: МГУКИ, 2003. 296 с.
  226. Ю.А. Свободное время и развитие социокультурной деятельности // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М: Изд-во МГУКИ. № 1. 2003. С. 76−85.
  227. Ю.А. Человек в мире общения: Основы досуговой синергетики: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 1999. 220 с.
  228. Н.Г. Формирование правовых ориентаций старшеклассников в процессе обучения: Дис.канд. пед. наук. Калининград, 1998. 204 с.
  229. A.A. Педагогика профилактики социальных отклонений в сфере подростково-молодежного досуга. Дис.докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1996. 336 с.
  230. В .Я. Молодёжный как объект и субъект культурной политики. СПб.: СПбГУКИ, 2008. 320 с.
  231. В .Я. Социокультурное пространство молодежи: методология, теория, практика. СПб.: СПбГУКИ, 2006. 272 с.
  232. В.Я. Социально-педагогические особенности молодежного досуга. Ростов-на-Дону, 1997. С.31−41.
  233. В.Я. Ценностные ориентации молодежи в социокультурной пространстве. СПб.: СПбГУКИ, 2010. 352 с.
  234. В.А. Как воспитать настоящего человека. М.: Педагогика, 1990. 286 с.
  235. ., Кугина С. Гражданином быть обязан.// Высшее образование в России. 2005. № 9. С. 129 (128−137).
  236. Теория государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н. И. Матузова и A.B. Малько. М.: Юрист, 1997. С. 569.
  237. .А. Социализация детей, подростков и юношей в сфере досуга. СПб: Санкт-Петербургская государственная академия культуры, 1996. 275 с.
  238. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. Научно-методич. ст. М.: Изд-во Московского психолого-социального института- Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2002. 368.
  239. В.В. Правовая жизнь: теоретические и социально-философские проблемы исследования // Правовая политика и правовая жизнь. Академический и вузовский журнал. 2003 № 4. С. 124−133.
  240. В.В. Социально-культурная деятельность как понятие (включение в дискуссию)/ Науч. ред. Т. Г. Киселева, Учреждение для несовершеннолетних Министерства охраны общественного порядка в РСФСР. Учебное пособие под ред. Б. С. Утевского. М, 1963. 151 с.
  241. Д.И. Психология развития личности. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
  242. Д.И. Психология развития личности в онтогенезе. М.: Педагогика, 1989. 206 с.
  243. Философские проблемы теории адаптации /Под ред. Г. И. Царегородцева. М., 1975. С. 232−234.
  244. Философский словарь/ Под ред. И. Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2001. 719 с.
  245. Философский энциклопедический словарь / Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М.: Сов. энциклопедия, 1983. -840 с.
  246. , А .Я. Российская культурология и ее общие основания как системы знаний // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. М.: МГУКИ. № 1. 2003. С. 34−45.
  247. А.Я. «Культура мира» и культурная компетентность личности // Вестник МГУКИ. № 1. 2004. С. 18−33.
  248. В.В., Почепко В. Г., Граждановедение: Учеб. пос. для студентов педвузов. М.: Гражданин, 2001. 272 с.
  249. Р.И. Формирование гражданской зрелости студенческой молодежи. Киев-Одесса: Высшая школа, 1978. 134 с.
  250. Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2203. 340 с.
  251. В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. Учебное пособие. M., 1998. 944 с.
  252. Ю.В. Юридическая психология. Учебник для вузов. М.: Новый юрист, 1998. 448 с.
  253. A.M. Проблема воспитания гражданственности школьников в советской педагогике 70−80-х годов: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1991. 18 с.
  254. Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга. Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2001. 256 с.
  255. СТ. избранные педагогические произведения: В 2 т. Т.1. М.: Педагогика, 1990. 370 с.
  256. C.B. Педагогические условия формирования гражданско-правового сознания студентов в процессе изучения в вузе социально-гуманитарных дисциплин. Дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 2000. 175 с.
  257. E.H., Бобрышев С.В, Гражданское образование и воспитание школьников: Уч. пос. Ставрополь, 2001. 37 с.
  258. М.А. Теория и практика нравственно-гражданского воспитания старшеклассников в России и США в 80−90-х гг. XX века: Автореф. дис. .канд. пед. наук. Ставрополь, 1997. 24 с.
  259. H.H. Социально-культурная деятельность в контексте формирования новых качеств социального взаимодействия // Ученые записки / Науч. ред. Киселева Т. Г., Черниченко В. И., Ярошенко H.H. М.: МГУКИ, 2001. С. 25−39.
  260. H.H. Социально-культурная деятельность: парадигмы, методология, теория. Монография. М.: МГУКИ, 2000. 204 с.
Заполнить форму текущей работой