Введение.
Гражданская война в России в 1918-1920 годов
А тем временем за рубежом писались воспоминания, научные труды, слагались оды в честь героев и мучеников белого движения. Воспевались их отвага, преданность долгу, верность несчастной Родине в борьбе с извергами-большевиками, готовность нести мученический крест через подвалы Лубянки и застенки Одесского губчека. Итак, гражданскую войну видели, отражали, изучали с двух противоположных сторон… Читать ещё >
Введение. Гражданская война в России в 1918-1920 годов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Гражданская война 1918;1920 гг. продолжает оставаться одним из важнейших событий отечественной истории. Она оставила неизгладимый след в памяти народов России, ее последствия и сегодня ощущаются в политической, экономической и духовной сферах жизни нашего общества.
Тема гражданской войны занимает особое место в исторической и художественной литературе, брошюрах, статьях, документальных публикациях и художественных кинолентах, в театре, на телевидении, в песенном творчестве…
Достаточно сказать, что истории гражданской войны посвящено около 20 тыс. книг и научных статей. В то же время нужно заметить, что у многих наших современников сформировались неоднозначные и нередко искаженные представления об этой трагической странице истории России. Для одних героем остается Павка Корчагин, для других — поручик Голицын. Одни знают войну по фильмам «Свадьба в Малиновке», «Неуловимым мстителям» и песням типа «Батька Махно смотрит в окно…», представления других — основаны на «Тихом Доне» М. А. Шолохова, мемуарах А. И. Деникина, на более точных исторических фактах.
Поколения граждан СССР воспитывались на героике и романтике революции. Миллионы мальчишек СССР в 30-е годы видели любимого героя в Чапаеве, пели «Конармейскую песню» Алексея Суркова, где были слова:
«На Дону и в Замостье Тлеют белые кости.
Помнят псы атаманы, Конармейские наши штыки…".
Не сосчитать, сколько юношей и девушек вступили на пылавшие дороги Великой Отечественной войны под звуки полюбившихся песен о гражданской — «Каховка», «Орленок «, «Дан приказ ему на запад», «Боевой 18-й год»…
А тем временем за рубежом писались воспоминания, научные труды, слагались оды в честь героев и мучеников белого движения. Воспевались их отвага, преданность долгу, верность несчастной Родине в борьбе с извергами-большевиками, готовность нести мученический крест через подвалы Лубянки и застенки Одесского губчека.
Князь Ф. Касаткин-Ростовский в 1919 г. написал стихотворение «Трехцветный флаг», слова которого были положены на музыку. Есть там такие слова: «Подобно витязям варягам, чтоб воедино Русь собрать, идет на бой с трехцветным флагом без страха смерти наша рать. Ей не страшны в пути лишенья, смешон кровавых страхов бред, она несет к нам возрожденье в сиянье радостных побед!» .
Итак, гражданскую войну видели, отражали, изучали с двух противоположных сторон — со стороны победителей и со стороны побежденных. С обеих сторон допускались искажения, тенденциозность. Это естественно и неизбежно. Мудрые римляне давно подметили простую истину: «Времена меняются, и мы меняемся вместе с ними».
Не случайно ряд историков считает, что «гражданская война еще не стала историей в полном смысле слова, примирение (в российском обществе) еще не наступило и время взвешенных суждений еще не пришло» .
С развалом Советского Союза атмосфера гражданской войны витает в воздухе. Десятки региональных конфликтов ставили страну на грань войны: Приднестровье, Армения, Азербайджан, Таджикистан, Чечня (декабрь 1994;октябрь 1996 гг.). В странах бывшего социалистического лагеря, например в Югославии, гражданская война между Сербией и косовскими албанцами в настоящее время готова превратиться в новую большую войну. Все это требует от нынешних политических лидеров всех стран выдержки, сдержанности, готовности идти на компромисс.
По-прежнему все, что говорится, пишется, поется, снимается, ставится о гражданской войне пронизано непримиримостью, т. е. психологией гражданской войны.
Цель данной работы: — раскрыть подходы к освещению истории гражданской войны в отечественной и зарубежной историографии; - показать сущность, причины, состав противоборствующих сил и основные этапы и события войны; - выделить последствия и уроки гражданской войны, их значение для современного этапа развития России.