Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Античная Греция и становление науки

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Только Древняя Греция обладала соответствующим культурным потенциалом, необходимым для появления науки. В древнегреческой культуре возникает научно-философское мировоззрение, ставшее фундаментом науки. Древняя Греция создает «теорийный» фон познавательного поиска (см. параграф 2.1), благодаря которому античная наука стала развиваться не по пути накопления разрозненных наблюдений и знаний… Читать ещё >

Античная Греция и становление науки (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Решающим этапом в становлении рационального проекта познания мира явилось культурное развитие Древней Греции. Античная греческая культура в известном смысле оказалась уникальной средой для становления философии и науки.

Вообще происхождение науки не является самоочевидным результатом развития человеческих обществ. Скорее, наоборот, для становления полноценной науки необходимо достаточно сложное и редкое сочетание условий. Поэтому, хотя в традиционных обществах Азии, Африки и доколумбовой Америки и накапливались различные, порой довольно глубокие, знания, общий ход цивилизационных процессов не привел к возникновению в этих обществах науки как автономного предприятия.

Только Древняя Греция обладала соответствующим культурным потенциалом, необходимым для появления науки. В древнегреческой культуре возникает научно-философское мировоззрение, ставшее фундаментом науки. Древняя Греция создает «теорийный» фон познавательного поиска (см. параграф 2.1), благодаря которому античная наука стала развиваться не по пути накопления разрозненных наблюдений и знаний прикладного характера, а как последовательный рациональный проект, нацеленный на постижение устройства мира, его характеристик и закономерностей.

Если мифология задает человеку целостное, нерасчлененное видение мира как целого, схваченное в повествовательных сюжетах о происхождении мира, человека, народов, профессий и т. п., то теоретическое сознание пытается различить в мире его элементы, внутренние закономерности, производя знание улучшаемое, уточняемое, подлежащее обоснованию.

К числу условий, способствовавших становлению научно-рационального проекта, относится прежде всего мыслительная свобода древних греков, связанная с тем, что религиозность античной Греции была весьма специфична: в отличие от восточных деспотий, в Древней Греции религиозные верования не были сцеплены с жесткой регламентацией индивидуальной и общественной жизни. Древнегреческие жрецы не были столь влиятельны, как в восточных государствах. Древнегреческие верования не задавали столь консервативного, как на Востоке, жизненного уклада. Наоборот, они оставляли достаточно пространства для самостоятельного интеллектуального поиска — поиска начал бытия.

Интересно также, что для древних греков с начала архаического периода была характерна повышенная активность, выразившаяся, помимо прочего, в их интенсивном расселении (с VII в. до н.э.). По сравнению с окружавшими их оседлыми народами, греки выделялись своим деятельным характером, предприимчивостью, миграционной подвижностью. Они привыкли полагаться на себя, на свои способности, проявляя при этом живой интерес к окружающему миру. Важную роль играло демократическое устройство античных городов; политический опыт греков способствовал воспитанию свободного гражданина, оттачиванию рационально-критических навыков. Особый дух состязательности, соревновательности, называемый ныне агонистикой, тоже играл огромную роль в становлении античной ментальности.

Итак, достижением античной эпохи явилось становление рационального проекта в целом. Освобождаясь от схем мифологического мышления, познающий человек ищет обобщающие категории, фиксирующие и упорядочивающие многообразие чувственного опыта, и теоретические структуры, способные объяснить строение мира, его устойчивые основы, смысл и причины его изменений. Античность вырабатывает такие понятия, как «бытие», «Единое», «идеи», «сущность» и др.

Важнейшую роль в античном мышлении играл этический интерес. Этические устремления (греч. ethos — нрав, характер) в античном понимании означали заботу об устройстве жизни полиса (античного города-государства), о разумных законах, регулирующих его жизнедеятельность, и заботу о гражданине полиса, его добродетельном поведении и следовании общественным идеалам. Социально-политический опыт античных греков отразился и в их натурфилософских представлениях. Так, само понятие разумного устройства природы, т. е. закона природы, пришло из социальноюридической практики жизни полисов. Того же происхождения важнейшее для науки понятие причинности.

Представления о неизменном, объективном и разумном миропорядке («Логосе») легли в основу представлений об идеале познания: таковым является истинное знание («эпистеме»), в противоположность субъективному, изменчивому мнению («докса»). При этом истинное знание существует не в виде фрагментарных практических советов, а, преследуя абсолютные цели, является «чистым», созерцательным, «теорийным» (греч. theoreia созерцание). Это, разумеется, не означает, что философско-научные знания не могут быть применены на практике; речь идет лишь о центральном устремлении античного познавательного проекта.

Рационально-созерцательное познание реализуется в космологических, натурфилософских концепциях высочайшего уровня абстракции. На этом уровне развертывается исследовательский поиск первоосновы мира, структурных элементов материи, основных принципов устройства мира и его общих закономерностей.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой