Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Как в бытии проявляется красота?

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Что такое красота? Это эстетическое явление, вызывающее подъем эмоционального переживания созерцающего субъекта, связанного с чувством удовольствия, наслаждения. Красота выступает целью чувственного восприятия, обретенного человеком свыше или достигнутого им путем саморазвития. Способность узреть в окружающем мире красоту становится мерой в оценке эстетической развитости человека. Чем выше эта… Читать ещё >

Как в бытии проявляется красота? (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Что такое красота? Это эстетическое явление, вызывающее подъем эмоционального переживания созерцающего субъекта, связанного с чувством удовольствия, наслаждения. Красота выступает целью чувственного восприятия, обретенного человеком свыше или достигнутого им путем саморазвития. Способность узреть в окружающем мире красоту становится мерой в оценке эстетической развитости человека. Чем выше эта способность, тем ближе сознание человека к своему эстетическому совершенству, обнаруживающему себя в возможности во всем узревать ее неочевидные для других людей проявления. Пределом эстетической развитости становится способность человека наслаждаться непроявленными в мире признаками красоты, высшие формы которой принадлежат Богу, определенному нами ранее как пустота, простота, покой и бесконечность. Однако завершающая стадия красоты, постигаемая созерцанием субъекта, именуется уже сверхкрасотой или образом прекрасного. А это значит, что между ними есть отличие. Так, если прекрасное символизирует целостный образ красоты — его завершенное состояние, то красота относится лишь к фрагменту прекрасного, некоторой его части. Hanp’vtep, красивым мы можем считать лицо или тело человека, но когда речь идет о прекрасном, подразумевается человек в целом. Следующее отличие: прекрасное ассоциируется с неизменным вечным состоянием, красота же — с изменчивым. Поэтому временное тело человека может быть только красивым, а его вечная душа — прекрасной. Третьим отличием выступает то, что прекрасное всегда цель для становления красоты к своему предельному состоянию, а сама красота всегда остается лишь средством для приближения к прекрасному. Поэтому красота остается лишь эстетической добродетелью, а прекрасное — предельной формой этой добродетели — совершенством. Так, вера как добродетель делает человека красивым, когда же он достигает «образа и подобия Бога» — становится прекрасным. Отсюда следующее их отличие — прекрасное отражает внутреннее состояние, красота же чаще всего характеризует внешнюю форму.

Если есть завершенный образ красоты и ее незавершенные формы, возникает вопрос: какая сила Вселенной регулирует разные способы ее проявления? Такой силой становится «тайная пружина бытия», чаще всего именуемая эманацией. Феномен эманации мы проходили ранее, а потому остается только напомнить, что она напоминает разворачивающую себя в пространстве бытия «конусовидную спираль», чьи расширяющиеся витки свидетельствуют об удаленности или приближенности красоты к высшей форме ее проявления — образу прекрасного. Иначе говоря, благодаря эманации все сферы бытия пронизаны «вибрацией» витков, проявляющих себя в виде пространственных, временных, подвижных и материальных форм существования красоты. Так, например, пространственная красота обнаруживает себя в виде гармонии, объединяющей в себе все иные «вибрационные» характеристики красоты, принадлежащие времени, движению и материи. А это значит, что всем временным проявлениям красоты, обнаруживающим себя в звуке, должны быть присущи лад созвучия, ритм, рождающие мелодичность или благозвучие. Благозвучие есть гармония пространственной красоты, осуществляющей себя в звуке. Какофония же свидетельствует, наоборот, об утрате звуковой гармонии. Подвижные проявления красоты выдают себя в темпе, грациозности и пластичности. Грациозность и пластичность — это красота, демонстрирующая себя в движении тела. Поскольку живое тело есть в высшей степени сконцентрированное пространство, то его вселенское дыхание обнаруживает себя в пластике тела, движение которого имеет ту же природу, что и благозвучие, существующее только во времени. И, наконец, материальное проявление красоты мы узреваем в неживых предметах, форма которых симметрична, пропорциональна, соразмерна. И действительно, ярким примером красоты, проявляющей себя в неживой материи, становится архитектура. Многообразие стилей в архитектуре свидетельствует лишь о том, что гармония пространства в разных культурах и эпохах отражала себя в камне по-своему. Однако есть еще одна эстетическая характеристика, которая универсальным образом охватывает собой буквально все сферы бытия. Она именуется мерой. Пространственная гармония бессознательным для человека образом «оседает» в его эстетическом и одновременно этическом сознании в виде чувства меры. Так что чувство меры становится преломленной в сознании человека гармонией пространства, а гармония пространства — границей проявления эстетического чувства меры.

Подводя итоги, можно заключить, что признаки по-разному проявляющей себя красоты присутствуют во всех сферах бытия, однако для того чтобы их узреть, необходимо обладать универсальной эстетической добродетелью — чувством меры, и тогда мир откроется перед взором созерцающего субъекта как бессмертное произведение искусства, автором которого является сам Бог.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой