Ряд авторов, признавая определенную ценность теории Маслоу и используя ее идеи, в то же время указывают на ее упрощенность и в свою очередь предлагают собственные теоретические модели мотивации. Одной из таких моделей является теория потребностей существования, отношений, роста (или ERG — Existenc, Relatednes, Growth) американского ученого К. Альдорфера. Он предпринял попытку уточнить и творчески развить теорию иерархии потребностей Маслоу. Отмечая недостаточную, на его взгляд, четкость различения некоторых групп потребностей в теории Маслоу, он выделил не пять, а три класса (группы) потребностей [80]:
- 1) потребности существования (Е), к которым он отнес основополагающие физиологические потребности, а также потребности в безопасности;
- 2) социальные потребности ®, включая потребности общения, групповой принадлежности и уважения со стороны других (по классификации Маслоу, это социальные потребности и потребности уважения);
- 3) потребности личностного роста, т. е. потребности в самореализации, в том числе участии в управлении.
В отличие от Маслоу, допускавшего мотивирующее воздействие потребностей лишь при движении снизу вверх, т. е. при переходе от низшей потребности к высшей, Альдорфер утверждает, что такое воздействие может идти в обоих направлениях.
Альдорфер попытался установить связь между удовлетворением потребностей и их активизацией и в результате выделил семь зависимостей (принципов) такого рода (рис. 12.2).
- 1. Чем менее удовлетворены потребности существования (Е), тем сильнее они проявляются.
- 2. Чем слабее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее действие потребностей существования (Е).
- 3. Чем полнее удовлетворены потребности существования (Е), тем активнее заявляют о себе социальные потребности.
- 4. Чем менее удовлетворены социальные потребности, тем более усиливается их действие.
Рис. 12.2. Зависимость между потребностями
- 5. Чем менее удовлетворены потребности личностного роста, самореализации (G), тем сильнее становятся социальные потребности.
- 6. Чем полнее удовлетворены социальные потребности, тем сильнее актуализируются потребности личностного роста (G).
- 7. Чем больше или меньше удовлетворены потребности личностного роста (G), тем активнее они проявляют себя.
Соотношение предложенных Альдорфером принципов показывает, что ученый выявил более сложную и гибкую, чем Маслоу, зависимость между потребностями. Он пытался проверить свою теорию эмпирическими исследованиями, правда, их объем пока еще недостаточен для полного подтверждения идей.