Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Речевое умение. 
Психолингвистика

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сформировать речевой навык, — указывает А. А. Леонтьев, — это значит обеспечить, чтобы обучающийся правильно построил и реализовал высказывание. Но для полноценного общения нужно, чтобы мы… умели использовать речевые навыки для того, чтобы самостоятельно выражать свои мысли, намерения, переживания; в противном случае речевая деятельность оказывается сформированной только частично, в звене… Читать ещё >

Речевое умение. Психолингвистика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА усвоение основных лексических знаков языка; наличие достаточного словарного запаса; усвоение правил адекватного использования лексических знаков при построении речевых высказываний; сформированность навыков оперирования лексическим и зпаками в РД, в том числе — навыков отбора слов, но их основным семантическим признакам, навыков лексических дифференцировок (дифференциация слов по их значению и др.); сформированность языковых (лексических) представлений и обобщений, «семантических» эталонов и «семантических» нолей слов ГРАММАТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА усвоение основных грамматических средств языка (прежде всего — морфологических и синтаксических); усвоение норм адекватного использования усвоенных грамматических средств при построении речевых высказываний; сформированное^" навыков адекватного оперирования грам мати чески м и знакам и языка в процессе РД; сформированность соответствующих языковых (грамматических, синтаксических) представлений и обобщений; сформированность языковых навыков (навыков словоизменения, словообразования, оформления связи слов в словосочетаниях и др.); развитие «чувства языка» применительно к использован и ю грам ма ги чес к их средств реализации РД ПРОИЗНОСИТЕЛЬНАЯ ПОДСИСТЕМА сформированность основных речепроизносительных навыков: навыков продуцирования фонем (навыков звукопроизношения); слогопроизносительных навыков; навыков продуцирования (воспроизведения) смысловых звукосочетаний (слов); навыков темпо-ритмической организации речи; сформированность навыков мелодико-интонационного и эмоционально-выразительного оформления речевых высказываний; достаточный уровень сформирован ности процессов речеслухового восприятия (фонематического слуха и фонематического восприятия); сформированность сенсомоторных и наглядно-образных «эталонов» слов СЕМАНТИЧЕСКАЯ ПОДСИСТЕМА Навыки смыслового анализа предмета речи (отображаемого в РД фрагмента окружающей действительности); навыки адекватного восприятия и анализа условий речевой коммуникации, в том числе ситуации речевого общения; навыки планирования и программирования (составление развернутой смысловой программы) речевых высказываний; навыки смыслового контроля за осуществлением речевой деятельности и се результатами; навыки адекватного семантического анализа воспринимаемой речи.

Рис. 5.1. Предметное содержание основных подсистем речевого умения и составляет основной предмет речевой работы. Это имеет особое значение в связи с тем, что в общественном сознании практическая логопедия в большинстве случаев связывается с коррекцией недостатков произносительной стороны речи, и многие логопеды-практики видят основную цель своей работы в формировании речепроизносительных навыков, в то время как основное предназначение коррекционной логопедической деятельности состоит в формировании у каждого ребенка с нарушениями речи комплексного речевого умения — способности к адекватному осуществлению речевой деятельности во всех формах ее проявления.

«Сформировать речевой навык, — указывает А. А. Леонтьев, — это значит обеспечить, чтобы обучающийся правильно построил и реализовал высказывание. Но для полноценного общения нужно, чтобы мы… умели использовать речевые навыки для того, чтобы самостоятельно выражать свои мысли, намерения, переживания; в противном случае речевая деятельность оказывается сформированной только частично, в звене ее реализации» (119, с. 221). Нужно, чтобы обучающийся мог произвольно и осознанно варьировать выбор и сочетание речевых операций (навыков) в зависимости от того, для какой цели, в какой ситуации, с каким собеседником происходит общение. Когда человек овладел указанными действиями на достаточно хорошем уровне, можно сделать вывод о том, что у него сформировано соответствующее коммуникативно-речевое умение (119, с. 221−222).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой