Схемы некоторых планетарных редукторов и их кинематика
На рис. 5.11, а показана схема планетарного ряда шаровой опоры поворота стрелы подъемного крана с зубчатым венцом погона. Фактически на водиле закреплен двигатель с сателлитом, находящемся в зацеплении с зубьями погона — эпициклом. Солнечное колесо отсутствует. Записав, как и ранее: Ряда — делается большей, чем тихоходного —. Можно рекомендовать отношение к/к2 «1,55… 1,75. Если представить… Читать ещё >
Схемы некоторых планетарных редукторов и их кинематика (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В качестве примеров рассмотрим несколько из встречающихся схем планетарных передач, состоящих из двух планетарных рядов.
Во-первых, на рис. 5.8 представлена схема редуктора с последовательно работающими двумя планетарными рядами 2аЬН. Для аналитического решения записываются уравнения кинематики каждого ряда с соответствующими характеристиками
Затем составляются условия кинематических связей: лВ1Д =па[;
=пн2 у пнх —па^ % = щ7=0, с учетом которых уравнения кинематики будут такими:
Учитывая, что паг-пНх и решая уравнения совместно, получим передаточное число редуктора как отношение:
Это значение можно было бы записать, воспользовавшись соотношениями табл. 5.1. Построив план скоростей элементов редуктора, можно графически определить передаточное число (см. правую часть рис. 5.8): Upta = ml/(mf).
Компонуемое^ двухрядных планетарных редукторов получается лучшей, если конструктивная характеристика менее нагруженного.
Рис. 5.8. Кинематическая схема двухрядного планетарного редуктора 1аЬН
Рис. 5.9. Кинематическая схема двухрядной коробки передач в гидромеханической трансмиссии гусеничной машины
(быстроходного) ряда — делается большей, чем тихоходного —. Можно рекомендовать отношение к/к2 «1,55… 1,75. Если представить редуктор с тремя последовательно работающими рядами (3аЬН), то и в этом случае рекомендуется уменьшать характеристики рядов по мере перехода от ступени к ступени ?, > к2> ку
Во-вторых, на рис. 5.9 представлена схема планетарной коробки передач, используемой в гидромеханической трансмиссии гусеничной машины. Зная характеристики планетарных рядов k]=zbl/zai и к2 = Zb2/Za2> можно записать два уравнения кинематики:
В коробке передач сделаны постоянные кинематические соединения: «вш =#!//,; nQ{ =п02 и лЙ1 -nHl, кроме того, на каждой передаче производится попарное включение фрикционов и тормозов. Так как схема имеет три степени свободы, то для определенности кинематики необходимо наложить две принудительные связи.
На первой передаче включаются оба фрикциона — наружный Фн и внутренний Фв, вследствие чего схема блокируется и дополнительно имеем: явм = пЬ} =па2. Если произвести подстановку, то получаем тождество: явщ=лвм или щ=.
На второй передаче включаются задний тормоз Тл и фрикцион Фв. т. е. nb2= 0 ивм =Ло, ~пау В этом случае уравнения кинематики будут:
Отсюда Л//2 = л"м/0 + ^2) — Подставив выражения для определения л//2 в первое уравнение и учитывая, что nHl = лд, имеем.
а передаточное число
Отсюда видно, что и2 < 1 положительно и под нагрузкой работают оба планетарных ряда.
Третья передача обеспечивается одновременным включением Тп (передний тормоз) и Фв, или nbl =0 и -па{ =па2. Сделав подстановку, легко получить передаточное число щ —1/(1 + ?,), т. е. под нагрузкой работает лишь один первый планетарный ряд, а во втором имеется свободный элемент — эпициклическое колесо.
Задний ход (реверс) получается при одновременном включении Тп и Фн, этот случай представлен планом скоростей на рис. 5.9. Для аналитического расчета получаем nb{ =nHl =0 и лвм=%" а передаточное число после решения уравнений.
Именно отрицательное значение свидетельствует о реверсивности, что видно и из плана скоростей, так как лучи ведущего и ведомого звеньев находятся по разные стороны от оси ординат. Эта коробка передач фактически работает как мультипликатор на 2-й и 3-й передачах (первая прямая), а абсолютная величина передаточного числа заднего хода зависит от соотношения и к2. Оно может быть близким к «з.ч «-I.
В-третьих, рассматривается схема со «свободным водилом», часто применяемая в грузоподъемных устройствах при компоновке редуктора, например, внутри тягового барабана механизма подъема груза (рис. 5.10,я). Эту схему можно представить в виде двух составляющих (рис. 5.10,5): первая — аЬН и вторая — ЬЬ’НСС' — обе рассмотрены.
Рис. 5.10. Кинематическая схема редуктора со «свободным водилом»:
а — компактная структура; б — разбивка по ступеням выше. Действительно, коль скоро водило не связано ни с каким валом, его можно считать ведомым звеном в первой части схемы и, наоборот, ведущим во второй. Тогда передаточное число редуктора и^ =и]и2. Для первой части схемы уравнение кинематики: па-(+ к) пИ +кпь =0, но пь =0, и тогда Wj =па/пн = 1 + Л, где k = Zb/Za. Для второй части схемы запишем: пь-(-к')пн-к'п^О, попять где.
Окончательно.
Фактически механизм представляет собой так называемую компактную структуру двух планетарных рядов, имеющих общее водило.
Так как величина к' может быть близкой к единице, то передаточное число редуктора получается весьма значительным (|/ =80… 150).
Если представить к' = I, то - и энергия не передается. Возможно и другое соотношение, если пь> = 0, но пь= явм при этом.
Равноправно и иное представление сочетания двух планетарных рядов: первый остается в прежнем виде: па-(1 + к) пц + к]ПЬ =0, а второй — как ряд со сдвоенным сателлитом па-{ + к2)пн + к2п’ь =0.
В этом случае Тогда передаточное число редуктора */ = (1 + к) к2/(к2 -Aj). Естественно, что передаточное число одинаково и не зависит от способа рассмотрения. Это видно из плана скоростей (см. рис. 5.10,?).
На рис. 5.11, а показана схема планетарного ряда шаровой опоры поворота стрелы подъемного крана с зубчатым венцом погона. Фактически на водиле закреплен двигатель с сателлитом, находящемся в зацеплении с зубьями погона — эпициклом. Солнечное колесо отсутствует. Записав, как и ранее:
где пэд — частота вращения вала электродвигателя; яэд = /;вщ, получим при nh — 0
Часто Zc~ 17…20, a Zb * 200…300 зубьев и более.
Рис. 5.11. Схема передачи в зацеплении сателлит—эпицикл, используемой в шаровых опорах автомобильных кранов и специальных машинах, а также планетарно-кривошипных механизмах:
а — планетарный ряд шаровой опоры поворота стрелы; б — планетарно-кривошипное устройство На рис. 5.11 уб показана схема планетарно-кривошипного устройства, в которой тоже отсутствует солнечная шестерня. Записав аналитически.
получим при пь = 0, лвш = пн и явм = пс, что передаточное число.
Такой редуктор также может иметь сравнительно большое передаточное число за счет близких значений zb и гс.
Нами не рассматриваются редукторы и коробки передач, состоящие из трех планетарных рядов и более. Их кинематическое исследование делается аналогично: число уравнений кинематики должно соответствовать количеству планетарных рядов. На эти уравнения и «накладываются» условия кинематических связей, которые постоянны для редукторов и меняются для коробок передач в зависимости от включаемой ступени.