Сократ — его главным дидактическим достижением можно назвать «майевтику» — диалектический спор, подводящий к истине посредством продуманных наставником вопросов. Суть педагогических суждений Сократа составляет тезис о том, что главной среди жизненных целей человека должно быть нравственное самосовершенствование. Платон предложил обширную программу воспитания, пронизанную единой философской мыслью, и открыл связи воспитания с общественным устройством. Платон рассматривал воспитание как могучий, но не всесильный способ формирования личности. Педагогическое воздействие ограничено сложной и противоречивой природой человека, где сплетены воедино свет и тень, добро и зло. По мысли Платона, воспитание должно обеспечить постепенное восхождение ученика к миру идей. Аристотель. Аристотель ставил наставника на самую высокую ступень в обществе: «Воспитатели еще более достойны уважения, чем родители, ибо последние дают нам только жизнь, а первые — достойную жизнь. Трактаты Аристотеля служили учебными пособиями в течение многих столетий.
Характеристика Средневековья. Церковное воспитание и воспитание светских феодалов
Раньше всего оформились монастырские школы. В некоторых монастырях были внутренние и внешние школы: во внутренних учились мальчики, которых родители отдавали в монашество, и жили они в монастырях; во внешних школах — дети жителей данного церковного прихода (мирян). В центрах церковного управления постепенно из епископских общежитии, куда отдавали детей для обучения, развились соборные, или кафедральные, школы (школы при кафедре епископа). Эти школы делились на внутренние и внешние школы для детей. В школах обучались только мальчики. В них чтению молитв на латинском языке и церковному пению, реже учили письму. Зачастую смысла читаемого на не родном языке ученики не понимали. ВОСПИТАНИЕ СВЕТСКИХ ФЕОДАЛОВ. Содержание рыцарского воспитания составляли «семь рыцарских добродетелей»: езда верхом, плавание, владение копьем, мечом и щитом, фехтование, охота, игра в шахматы, умение слагать и петь стихи. С 7 лет они направлялись в замок к вышестоящему феодалу (сюзерену). По достижении 21 года, путем особой церемонии посвящался в рыцари. Младшие сыновья видных феодалов оставались дома, упражняясь в «рыцарских добродетелях» и обучаясь у замка религии. Образование девушек знатного происхождения стояло несколько выше, чем юношей. Многие из них направлялись в женские монастыри, где проходили особый курс обучения.