Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Слуховая компетенция. 
Возрастная физиология и психофизиология

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

У младенцев в возрасте трех-восьми дней нейронный «языковой» субстрат активен в обоих полушариях при преобладании активности слуховой коры в правом полушарии. Функциональная и структурная связь является незрелой, с выраженными связями между полушариями, в то время как у взрослых преобладают внутриполушарные связи. Таким образом, хотя мозг реагирует на устную речь еще до рождения, обеспечивая… Читать ещё >

Слуховая компетенция. Возрастная физиология и психофизиология (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Способность слышать звуки развивается еще до рождения ребенка. В период новорожденное™ слуховая система совершенствуется — расширяется диапазон воспринимаемых звуков, повышается чувствительность слуха и т. д. Новорожденные вздрагивают при громких звуках, поворачивают голову на звук голоса. От низкочастотных звуков (к примеру, характерных для колыбельных песен) малыши успокаиваются, а от высокочастотных (например, свиста) — возбуждаются.

После рождения ребенка продолжается увеличение числа синапсов: их максимальное развитие происходит в первичной слуховой коре на 3-м месяце, в зрительной коре — на 8-м месяце, в ассоциативных областях коры и во фронтальной коре — на 2-м году жизни. Прогрессивные изменения, выявленные в слуховых путях и центрах в течение первых 10 лет жизни ребенка, оказываются наиболее значительными в период до 5 лет.

Анатомически слуховые структуры новорожденного хорошо развиты. Однако в первые недели после рождения в области среднего уха находится избыточное количество тканевых остатков и жидкости, и пока не произойдет их реабсорбция (обратное всасывание), ребенок слышит приглушенно. Новорожденные реагируют изменением ЧСС и дыхания на звуки средней громкости (60 дБ), в 3 месяца — на более тихие звуки (43 дБ), в 8 месяцев — на звуки громкостью в 34 дБ. На 2-м месяце ребенок дифференцирует качественно разные звуки, в 3—4 месяца различает высоту звуков в пределах от 1-й до 4-й октав. К одному-двум годам дети дифференцируют звуки, разница между которыми составляет 1—2, а к четырем-пяти годам — даже ¾ и ½ музыкального тона.

Для проверки способности дифференцировать разные стимулы используется методика на основе сосательного и ориентировочного рефлексов. Суть методики заключается в разном поведении ребенка в ответ на различающиеся стимулы: например, на предъявляемый стимул [ба] младенец будет сосать интенсивнее и поворачивать голову (в методике с использованием ОР) в одну сторону, а на стимул [ра] реакции будут отсутствовать. Опыты на шестимесячных детях, в ходе которых их обучали реагировать поворотом головы на разницу между двумя похожими звуками [д], [т] и не реагировать на идентичные звуки [д] и [д]; [т] и [т], показали, что младенцы обладают способностью различать близкие по звучанию фонемы родного языка, но не реагируют на одинаково звучащие фонемы. Следовательно, речевое восприятие формируется с возрастом, но различие звуков речи выявляется рано.

Восприимчивость новорожденных младенцев к звукам речи универсальна: они дифференцируют звуки, встречающиеся во всех языках, в то время как взрослые способны дифференцировать лишь звуки родного языка. Биологически важной способностью ребенка является врожденная способность дифференцировать речевые и неречевые звуки. На 2—3-м месяце восприимчивость ребенка к речи повышается настолько, что он улавливает разницу между такими звуками, как |б| и [п] или |д| и |т|. Младенцы первого полугодия жизни различают гласные звуки, согласные с учетом их мягкости и твердости, слоги.

У младенцев в возрасте трех-восьми дней нейронный «языковой» субстрат активен в обоих полушариях при преобладании активности слуховой коры в правом полушарии. Функциональная и структурная связь является незрелой, с выраженными связями между полушариями, в то время как у взрослых преобладают внутриполушарные связи. Таким образом, хотя мозг реагирует на устную речь еще до рождения, обеспечивая основу для освоения языка, созревание внутриполушарных функциональных связей устанавливается по мере развития мозга путем предъявления речевых сигналов.

Предполагается, что на 1-м году жизни, задолго до того, как младенцы научатся произносить первые слова, они уже многое узнают о родном языке.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой