Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Факторы межличностного доверия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Пятая стадия — адаптация. Люди начинают приспосабливаться к культурным различиям, приобретают новые, более адекватные ситуации навыки межкультурных коммуникаций. Первый навык — эмпатия — способность чувствовать эмоции и переживания другого человека, встав на его точку зрения. Проявление эмпатии, в отличие от симпатии, означает, что человек не только воспринимает других людей на когнитивном… Читать ещё >

Факторы межличностного доверия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

  • 1. Порядочность — репутация честного и верного слову человека.
  • 2. Компетентность — обладание специальными знаниями и навыками межличностного общения, необходимыми для выполнения обязательств.
  • 3. Последовательность — надежность, предсказуемость и здравый смысл в различных ситуациях.
  • 4. Лояльность—доброжелательность, или готовность защитить, поддержать и подбодрить других.
  • 5. Открытость — психологическая доступность, или готовность свободно делиться с другими идеями и информацией [72, с. 17−31].

Сенситивность

Кроме проявлений толерантности и доверия люди должны обладать особой чувствительностью при установлении и поддержании межкультурных контактов. М. Беннетт (Bennett, 1988) разработал модель межкультурной сенситивности.

Межкультурная сенситивность — чувствительность человека к культурным различиям, оценка их с точки зрения релятивизма, способность понимать и принимать множественность идей, ценностей, установок.

Межкультурная сенситивность развивается в пределах континуума от этноцентризма к этнорелятивизму. То есть от полного отрицания культурных различий до признания и одобрения этих различий, сохраняя целостность своей «Я"-концепции на грани этих различий [36, с. 480].

Модель Беннета предполагает шесть стадий развития межкультурной сенситивности. На первых трех стадиях преобладают этноцентристские установки, на следующих трех стадиях осуществляется постепенный переход к этнорелятивистскому восприятию мира.

Первая стадия — отрицание. Самый первый контакт человека с представителями другой культуры может начаться с отрицания того, что культурные различия вообще существуют. Когда люди физически изолированы от других культурных групп, они просто не видят и не задумываются о различиях.

Вторая стадия — защита. Продолжая общаться с представителями иной культуры, человек обнаруживает, что по многим параметрам они отличаются от него. Эти различия могут вызвать культурный шок, ощущение угрозы своей «Я"-концепциии и необходимость психологической защиты. Психологическая защита проходит в форме усиления этноцентризма, увеличения социальной дистанции и ужесточения гетеростереотипов. При этом происходит преувеличение оценки собственной культуры, уничижения иной культуры. В некоторых случаях происходит наоборот: люди предпочитают защищаться от культурных различий, меняя направленность оценок, — очерняют собственную и излишне восхищаются другой культурой.

Третья стадия — преуменьшение. Человек начинает ощущать существование культурных различий, но на когнитивном уровне он преуменьшает их значимость. Один из способов преуменьшения — это универсализация различий: «Все люди одинаковы, живут над одной планете под одним солнцем, а различия в культуре не имеют никакого значения», — утверждает он.

Четвертая стадия — принятие. Продолжение межкультурной коммуникации приводит к тому, что человек не просто признает и чувствует различия в культуре, он вырабатывает к ним определенное отношение, выражает уважение к различиям. Вначале уважение вызывают иные, незнакомые ранее, способы поведения и жизнедеятельности, а затем уважение распространяется и на культурные ценности, которых придерживаются представители разных культур. Начинают формироваться этнорелятивистские установки.

Пятая стадия — адаптация. Люди начинают приспосабливаться к культурным различиям, приобретают новые, более адекватные ситуации навыки межкультурных коммуникаций. Первый навык — эмпатия — способность чувствовать эмоции и переживания другого человека, встав на его точку зрения. Проявление эмпатии, в отличие от симпатии, означает, что человек не только воспринимает других людей на когнитивном уровне, но и понимает их чувства. Второй навык — постижение философии плюрализма — способность понимать множественность идей, ценностей, установок, мысленно создавать множество культурных контекстов. Философия плюрализма способствует развитию поликультурности человека.

Шестая стадия — интеграция. На этой стадии этнорелятивизма человек включает плюрализм в свою «Я"-концепцию, приобретает способность оценивать культурные различия с точки зрения контекста, в котором они проявляются [36, с. 480−481].

Прохождение стадий межкультурной сенситивности можно представить в виде схемы (рис. 8).

Континуум стадий межкультурной сенситивности.

Рис. 8. Континуум стадий межкультурной сенситивности.

Таким образом, развитие межкультурной сенситивности и принятие этнорелятивизма способствуют тому, что различия когнитивно оцениваются на основании множественности культур, эмоционально принимаются, а на уровне поведения учитывается контекст проявления культурных различий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой