Степень изменения объема предложения под влиянием изменения цены характеризует эластичность предложения и измеряется коэффициентом эластичности предложения — Es:
(2.3).
где ДQs/Qs — изменение объема предлагаемой продукции (в %);
ДP/P — изменение цены (в %);
Так как зависимость между ценой и количеством предлагаемой продукции прямая, то коэффициент эластичности предложения всегда больше 0.
Предложение может быть:
ь эластичное (Es > 1);
ь неэластичное (Es < 1);
ь характеризоваться единичной эластичностью (Es =1);
ь совершенно эластичным (Es =);
ь совершенно неэластичным (Es = 0).
Рис. 2.3. Кривые предложения с разной степенью эластичности
Характер эластичности предложения зависит от:
ь способности производства к быстрой переналадке;
ь возможности хранения продукции (предложение скоропортящихся продуктов менее эластично, чем продуктов длительного хранения);
ь фактора времени, т. е. времени, имеющегося в распоряжении производителя для того, чтобы отреагировать на изменение цены.
Очевидно, чем больше в распоряжении производителя времени, чтобы перераспределить ресурсы в пользу продукта, цена на который возросла, тем выше эластичность предложения, и наоборот.
По способности производителя отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
В краткосрочном периоде фирма не в состоянии осуществить какие-либо изменения в объеме выпускаемой продукции, какая бы ни сложилась рыночная цена. В результате этого предложение может подстраиваться под спрос, изменяя только цену. Кривая предложения занимает в этом случае вертикальное положение. Это означает, что предложение в краткосрочном периоде абсолютно неэластично.
В среднесрочный период предприятие имеет возможность подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы, повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда и продажи имеющих запасов. Кривая предложения в этом случае отклонится от строго вертикального положения в направлении, определяемом законом предложения. Эластичность предложения становится положительной, больше нуля. В долгосрочный период производители могут перестроить производство за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, расширить производственные мощности. В случае повышения цен происходит приток новых фирм в отрасль, производящую данный товар. В долгосрочный период эластичность предложения будет выше, чем в двух предыдущих случаях, она достигает максимальной величины.