Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Теоретические основы управленческих знаний

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Организационный капитал — это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал — это организационные возможности организации ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию… Читать ещё >

Теоретические основы управленческих знаний (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Характеристика и организация управленческих знаний

Термин «управление знаниями» (knowledge management), или менеджмент знаний в последнее время стал широко использоваться в научной литературе и практике работы многих организаций, наметились тенденции к попыткам упорядочения и систематизации категорий, понятий и терминологии, относящихся к данной тематике.

Одним из основных понятий, которое наиболее часто используется в связи с управлением знаниями, является понятие «интеллектуальный капитал» (ИК). Структура интеллектуального капитала организации представлена на рис. 1.1.

Рис. 1.1. Структура интеллектуального капитала Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / В. Макрусев, В. Ю. Дианова. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. — С.278.

Человеческий капитал — это знания, практические навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда. Человеческий капитал важен при проведении инноваций и любого обновления.

Организационный капитал — это процедуры, технологии, системы управления, техническое и программное обеспечение, оргструктура, патенты, брэнды, культура организации, отношения с клиентами. Организационный капитал — это организационные возможности организации ответить на требования рынка. Он отвечает за то, как человеческий капитал используется в организационных системах, преобразуя информацию. Организационный капитал в большей степени является собственностью компании и может быть относительно самостоятельным объектом купли-продажи.

Потребительский или клиентский капитал — это капитал, который складывается из связей и устойчивых отношений с клиентами и потребителями. Одна из главных целей формирования потребительского капитала — создание такой инфраструктуры, которая позволяет потребителю продуктивно общаться с персоналом компании.

Термин «интеллектуальный капитал» в русском языке часто ассоциируется с умственными способностями человека, и трансформируется в термин «интеллектуальные ресурсы» (ИР) — как весь спектр интеллектуального капитала, который находится в распоряжении организации, в том числе и те ресурсы, которые не зафиксированы словесно и не приведены в систему.

Составляющими категории «управление знаниями» (УЗ) являются «управление интеллектуальными ресурсами» (УИР) и «управление интеллектуальными активами» (УИА).

УИР затрагивает все виды интеллектуальных ресурсов организации, в том числе и те, которые не зафиксированы словесно и не приведены в систему.

Термин «интеллектуальный актив» (ИА) закрепляют исключительно за теми видами интеллектуальных ресурсов, которые организации удалось определить, описать и занести в определенный реестр, это, например:

Программное обеспечение;

Бизнес-процессы и методология;

Базы и массивы данных;

Отчеты и описания;

Патенты, торговые марки, авторские права, торговые секреты. Интеллектуальные активы можно назвать «явным интеллектуальным ресурсом», так как знания отдельного работника трансформировались в нечто конкретное, например, электронный или бумажный документ, пакет правил, стандартов и т. п.

Управление интеллектуальными активами связано, прежде всего, со знаниями, выраженными в словесной и систематизированной форме, и основной задачей данного управления является преобразование интеллектуальных ресурсов в интеллектуальные активы или интеллектуальную собственность. Однако не все интеллектуальные ресурсы можно или нужно трансформировать в интеллектуальные активы.

Одна из основных задач УИА видится в определении видов интеллектуальных ресурсов, подлежащих или не подлежащих преобразованию в интеллектуальные активы.

Управление интеллектуальными активами является составляющей управления знаниями, которое, в свою очередь, связано со специфической категорией — организационные знания. Важным моментом является то обстоятельство, что управление знаниями занимается лишь определенной категорией знаний, находящихся в ведении организации.

Организационные знания развиваются благодаря знаниям каждого сотрудника и включают спектр принципов, фактов, навыков, правил, методов, обеспечивающих деловую активность организаций и ее кадровый потенциал.

Структура организационных знаний включает практические, теоретические, стратегические, коммерческие и производственные знания. Они составляют интеллект организации, основанный на информационных технологиях, технологиях принятия решений и скорости восприятия нововведений. Организация извлекает информацию, выстраивает умозаключения и генерирует новые знания с целью повышения качества выпускаемых изделий и услуг, удовлетворения запросов потребителей.

Управление знаниями в настоящее время становится все более актуальным, так как касается важных моментов деятельности организации в постоянно меняющейся внешней среде. Это управление дает единый, интегрирующий подход к использованию новых управленческих, маркетинговых и информационных технологий, инновационной активности и творчества людей.

Менеджмент знаний предусматривает синергетическую связь между технологическими и поведенческими аспектами в управлении. Это отражает взаимосвязь между явным и неявным знанием Макрусев В. В. Основы системного анализа и управления в таможенном деле: Учебник. — М.:РИО РТА, 2003.

Управление знаниями может быть рассмотрено как подсистема в системе управления организацией и включающая в себя следующие компоненты:

Стимулирование прироста знаний.

Отбор и аккумулирование значимых сведений из внешних, поотношению к данной организации, источников.

Сохранение, классификация, трансформация, обеспечениедоступности знаний.

Распространение и обмен знаний, в том числе в рамкахорганизации.

Использование знаний в деловых процессах, в том числе впроцессе принятия решений.

Воплощение знаний в продуктах, услугах, документах, базахданных и программном обеспечении.

Оценка знаний, измерение и использование нематериальныхактивов организации.

Защита знаний.

Управление знаниями может рассматриваться и как стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных активов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность.

Управление знаниями дает возможность по-новому взглянуть на организацию и процесс управления. Во внимание принимаются различные аспекты организации, которые, в свою очередь, влияют на предмет и методы управленческого процесса. Овладение знаниями, их распределение и использование становятся главными источниками и ключевыми факторами развития материального и нематериального производства, обеспечения устойчивого экономического роста.

Стратегия роста, основанная на знаниях, не ограничивается инвестициями в человеческий капитал с целью повышения образования. Она нацелена на обеспечение открытости для инноваций и знаний в более широком смысле, и предусматривает инвестиции в элементы постоянного капитала, которые содержат знания, а также инвестиции в людей и институты, направленные на увеличение способности аккумулировать и использовать знания.

Систему управления знаниями в организации можно рассматривать как модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, а также с развитием инноваций и обучением.

Задача современного менеджмента видится в том, чтобы, используя все многообразие ресурсов и компетенций, пробиться на новые рынки или опередить конкурентов на уже освоенных рынках путем обновления своих продукции или услуг. Для этого очень важно ответить на следующие вопросы: каким образом уже имеющиеся преимущества компании оцениваются на рынке; обладают ли конкуренты аналогичными преимуществами; какие комбинации знаний могут привести к улучшению сложившегося положения. Менеджмент остро нуждается в обратных связях от всех компонентов рыночной среды, поскольку они стимулируют обновление базы знаний компании и появление новых идей.

Следующая задача состоит в том, как не потерять творческие идеи и каким образом их можно развить, а затем воплотить в жизнь там, где они принесут наибольшую пользу. Она требует лучшей работы со знаниями и инновациями, а также их коммерциализации, что и предполагает выделение управления знаниями в отдельную область активности руководства и персонала. Эта часть стратегии является самой трудной, но в то же время и самой перспективной в части повышения эффективности работы компании.

Организационные знания и информация в настоящее время становятся наиболее важными ресурсами развития организаций, и категория «управление знаниями» рассматривается с позиции управления инновационным информационным ресурсом.

Знания и информация (когнитивный ресурс) обладают рядом специфических черт, отличающих их от традиционных ресурсов, и эти различия изменяют всю современную экономику. Сопоставление традиционных ресурсов с когнитивными показывает, что первые характеризуются, как правило, материальными потоками и запасами, в то время как для знаний и информации характерны' нематериальные потоки и запасы.

Кроме того, знания увеличиваются, если они передаются, тиражируются и используются и, наоборот, если знания не используются, то они уменьшаются и разрушаются. Этим они отличаются от физических элементов капитала, которые чем больше используются, тем в большей мере изнашиваются, уменьшая свою стоимость.

Менеджмент знаний можно рассматривать, наряду с финансовым менеджментом, как инструмент для увеличения рыночной стоимости компании.

Когнитивные ресурсы — это скрытые резервы организации. Их довольно сложно отобразить в годовом балансе, но в то же время, они поддерживают потенциал будущих прибылей и успехов. Рыночная стоимость компаний с высоким уровнем использования знаний, таких как Microsoft и Glaxo Wellcome в десятки раз превышает стоимость их основных средств (физических активов). Управление знаниями, в таком контексте, можно определить, как искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации, как целенаправленный процесс конвертации знаний в стоимость.

Характеризуя управление знаниями как функцию и как вид управленческой деятельности необходимо подчеркнуть, что оно охватывает:

практику придания дополнительной ценности имеющейся информации путем выявления, отбора, синтеза, обобщения, хранения и распространения знаний;

придание знаниям потребительского характера таким образом, чтобы они представляли собой необходимую и доступную для пользователя информацию;

создание обучающего интерактивного окружения, где люди постоянно обмениваются информацией и используют все условия для усвоения новых знаний.

Таким образом, характеризуя категорию «управление знаниями» будем исходить из того, что:

Управление знаниями это научная концепция, которая находится в настоящее время на этапе формирования.

Управление знаниями включает в себя элементы стратегического управления, управления персоналом, маркетинга, организационного развития, теории информационных систем, инновационного менеджмента, теории обучающейся организации и рассматривает не только отдельные элементы этих сформировавшихся дисциплин, но и их взаимодействие.

Управление знаниями это новая функция управления, в задачу которой входит аккумулирование интеллектуального капитала, выявление и распространение имеющихся в организации информации и опыта, создание предпосылок для распространения знаний.

Управление знаниями это стратегия, которая трансформирует все виды интеллектуальных ресурсов в более высокую производительность и эффективность, в новую стоимость и повышенную конкурентоспособность.

Управление знаниями это модель, которая объединяет действия, связанные с формированием знаний, их кодификацией, распространением и использованием, с развитием инноваций и обучением.

Управление знаниями это управление интеллектуальными ресурсами организации с целью извлечения прибыли из объема знаний, находящихся в ее распоряжении.

Управление знаниями это инструмент для увеличения рыночной стоимости компании.

Управление знаниями это искусство создавать стоимость из нематериальных активов организации Макрусев В. В. Таможенный менеджмент: учебное пособие / В. Макрусев, В. Ю. Дианова. — М.: Изд-во Российской таможенной академии, 2009. — С.278.

Знание охватывает всю совокупность сведений и способностей, которые используются индивидуумом для решения задач, а также позволяют интерпретировать информацию. Знание включает идеологические, нормативные и эмоциональные элементы, зависит от контекста и времени. Существуют десятки определений знания, но в системах управления — знания — это фундаментальный ресурс, базирующийся на практическом опыте специалистов и на данных, используемых в конкретной организации.

Наряду с индивидуальным знанием, существует организационное знание. База организационного знания охватывает как индивидуальную, так и коллективную, разделяемую группами или сообществами части знания. Она превышает сумму индивидуальных баз знания и образует рамки, на которые ориентируются в своих действиях отдельные сотрудники организации.

Организационные знания в разных подразделениях организации могут быть неодинаковыми из-за особенностей развития и различий в накопленном опыте.

Различные авторы предпринимали попытки создать классификацию организационных знаний. Наиболее известными в области управления знаниями являются классические работы японского исследователя И. Нонака (I.Nonaka). Именно его определения относительно двух форм знания — скрытой и явной — упоминаются наиболее часто. Явное знание — это знание, содержание которого выражено четко, детали которого могут быть записаны и сохранены. Скрытое (неявное, мысленное) знание чаще всего не выражается и является основанным на индивидуальном опыте, что делает его трудным для записи и хранения.

Явные знания легко выражаются четкими данными, сообщениями, словами и числами. Явные знания в большей степени систематизированы, закодированы и, следовательно, более легко извлекаются из локальных и глобальных баз данных, сообщений электронной почты (e-mail), различных систем управления документами, систем класса workflow и других источников информации. Неявные и явные знания являются существенными компонентами при разработке стратегии управления знаниями.

Обе формы знания возникают изначально как индивидуальное знание, но для того, чтобы быть использованными для существенного улучшения деятельности организации, они должны быть преобразованы в организационное знание.

Знание может выступать в имплицитной и эксплицитной формах. Известно, что люди знают больше, чем могут выразить. Скрытая, т. е. имплицитная, часть знания базируется преимущественно на опыте и личных ценностях. Это знание часто бывает неосознанным, с трудом подвергается формализации. Эксплицитное знание, наоборот, более схематично, может быть представлено в формулах, отражено в справочниках, легко передается от человека к человеку.

Знание из имплицитной формы может переходить в эксплицитную и наоборот. Переход имплицитного знания в эксплицитное, т. е. кодификация знания, очень важен, так как делает его понятным и полезным для других. Посредством кодификации оно может быть организовано и использовано совместно с другими потребителями знания. Но не всякое имплицитное знание можно подвергнуть кодификации, так как даже подготовленные сотрудники не в состоянии кодифицировать все правила решений и ориентиры действий, лежащие в основе производственно-трудовой деятельности.

Различают формальное и неформальное знание. Формальное знание четко сформулировано и определено, легко выражаемо, без двусмысленностей и неопределенностей, кодифицировано и сохранено в базе данных. Неформальное знание — знание, зачастую четко неопределенное, хранящееся в головах сотрудников, которое трудно четко описать, кодифицировать и передать от одного к другому.

Организационные знания накапливаются в течение всего времени существования организации и позволяют ей развивать интуицию и способности к познанию, которые ведут к лучшему пониманию бизнеса. Данный процесс можно назвать накоплением мудрости организации. Мудрость приобретается через трансформацию знаний, как коллективного опыта и результатов исследований. Модель данного процесса приведена на рисунке 1.2.

Данные.

Информация.

Знания.

Мудрость.

Рисунок 1.2. Модель последовательности этапов трансформации знаний Макрусев В. В. Основы системного анализа и управления в таможенном деле: Учебник. — М.:РИО РТА, 2003

Совокупное организационное знание, воплощенное в мудрости, отлично от знания отдельных индивидуумов и является стратегическим активом компании.

Это означает, что организационное знание является стратегическим активом. Следовательно, организации, желающей остаться конкурентоспособной, необходимо развивать механизмы приобретения необходимых знаний и распространения знаний точно, последовательно, своевременно, в необходимой форме всем, кому они нужны в организации.

Знания создаются из имеющейся информации посредством анализа. Они фактически базируются на анализе и интерпретации. Чтобы создать новое знание, организации должны получить информацию и преобразовать ее в различные виды знаний. Например, информация подразумевает знание значения чего-либо, в то время как ноу-хау означает знание того, как сделать что-либо. Применительно к управлению бизнес-процессами знания о бизнес-процессе — это необходимый (минимальный) и достаточный набор сведений, на основе которых подготовленные специалисты могут выполнить данный бизнес-процесс.

Знания можно продать, обменять или ими можно поделиться. Знания, которыми делятся сотрудничающие организации, встречаются в трех формах:

Операционное знание — это знания о продукции и рынках, то есть все сведения, касающиеся производства и маркетинга. Большинство этих знаний являются формальными и могут быть количественно определены;

Стратегическое знание — представляет собой основные компетенции и направления политики организации, оно менее осязаемо и менее открыто;

Специфические (мета) знания это основные теоретические знания, внутренние ценности, играющие важную роль в создании и поддержании основных компетенций организаций, которые отличаются и превосходят компетенции конкурентов.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой