Психологические закономерности делового общения
Расщепление смысла передаваемой информации. Причинами этого выступают: — различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка; Социальные барьеры — политические, религиозные и т. д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения; В межличностном общении существуют психологические закономерности, знание которых обеспечивает… Читать ещё >
Психологические закономерности делового общения (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В деловом общении предметом общении предметом общения является дело, определенный вид деятельности, связанный с производством какого-либо продукта. Субъекты общения сотрудники организации, менеджеры. Они выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют нормы и стандарты поведения людей.
Но взаимодействие людей в организации может и не быть по своей психологической сути общением, если другой субъект выступает в качестве объекта. Например отношение начальника жестко авторитетного типа к подчиненному выступает как отношение субъекта к объекту. Связь между ними монологична, а не диалогична, а формой отношений является дисциплина, строго регулирующая их взаимные действия.
Особенности делового общения следующие:
- — например в деловом общении выступает как личность, значимая для субъекта;
- — общающихся людей отличают взаимопонимания в вопросах дела;
- — основная задача делового ощения продуктивное сотрудничество.
В межличностном общении существуют психологические закономерности, знание которых обеспечивает коммуникацию и повышает ее эффективность.
К закономерностям, которые определяют процессы межличностных взаимоотношений, можно отнести следующее:
1. Зависимость общения от восприятия партнера.
Под восприятием понимается образ другого человека, формируемый на основе его внешнего вида и поведения.
Все люди разные, они отличаются друг от друга по своему социальному статусу, жизненному опыту, интеллекту и т. д. Ввиду этого при восприятии возникают ошибки неравенство, получающие названия факторов превосходства, привлекательности и отношения к нам.
Действие факторов привлекательности при восприятии человека заключается в том, что под его влиянием какие-то качества человека переоцениваются или недооцениваются другими людьми. Ошибка здесь в том, что если человек внешне нам нравится, то мы одновременно склонны считать его более умным, интересным и т. д., т. е. переоценивать многие его личностные характеристики. Если же человек непривлекателен, то и остальные его качества недооцениваются.
Фактор отношения к нам действует таким образом, что люди, хорошо к нам относящие, оцениваются выше тех, которые к нам относятся плохо. Так, например, чем ближе мнение человека к нашему собственному, тем выше оценка высказавшего это мнение человека.
Люди неадекватно «отображают» друг друга. На это есть серьезные причины:
- — человек слишком сложен. Ларошфуко принадлежат слова: «…Легче познать людей вообще, чем одного человека»;
- — человек осознанно или неосознанно защищается от попыток раскрыть его особенности и возможности;
- — человек не редко может дать о себе информацию просто потому, что не знает себя.
- 2. Неадекватность самооценки. Она может быть сильно завышена или занижена, в зависимости от психологических особенностей личности.
- 3. Обусловленность процесса понимания друг друга процессом рефлексии.
Рефлексия — осознание индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание другого, но знание того, как другой понимает меня, т. е. своеобразный удвоенный процесс зеркально отображения друг друга.
- 4. Расщепление смысла передаваемой информации. Причинами этого выступают:
- — различное толкование информации, вызванное иносказательными возможностями языка;
- — различия в образовании, интеллектуальном развитии, потребностях общающихся.
- 5. Стремление человека сохранить свой личный статус, личную состоятельность, собственное достоинство.
- 6. Компенсация. Недостаток одних качеств сознательно или бессознательно компенсируется другими.
Все эти закономерности проявляются в деловом общении. Для того, чтобы оно было конструктивным, необходимы:
Понимание целей, задач, надежд, психологического состояния партнера.
Способность к моделированию личностных особенностей партнера по общению.
Способность ставить себя на место партнера по общению.
Доверительность коммуникации.
Что понимается под доверительностью?
- — открытая демонстрация своих намерений;
- — проявление доброжелательности по отношению к партнеру;
- — деловая компетентность;
- — убедительные манеры;
- — устранение недопонимания.
Причинами недопонимания часто являются:
- — склонность не говорить того, о чем действительно думают и хотят;
- — стремление говорить то, что в действительности хотели бы сообщить;
- — неуемное желание говорить самим, неумение слушать других;
- — стремление слушать других с целью услышать, а с целью оценить говорящего.
Конструктивности делового общения часто мешают разнообразные коммуникативные барьеры. К ним относятся:
- — социальные барьеры — политические, религиозные и т. д. Они порождают непонимание, подозрительность, ведут к блокированию межличностного общения;
- — этнокультурные барьеры. Национально-культурные особенности сильно влияют на восприятия других народов. Свои традиции и привычки воспринимаются как норма, их отсутствия у других — как недостаток;
- — психологические барьеры — индивидуальное особенности личности (замкнутость, застенчивость, нерешительность, назойливость, вздорность и др.); психологические отношения общающихся (взаимная симпатия, неприязнь, несовместимость и др.; отсутствие необходимых навыков общения.
Деловое общение — это прежде всего коммуникация, т. е. обмен информации, значимой для участников общения. Поэтому, чтобы прочес общения был эффективным и способствовал достижению целей его участников, нужно правельно выбирать и использовать средства коммуникации, а также преодолевать коммуникационные барьеры непонимания.