Управление оптовым предприятием осуществляется на базе определенной организационной структуры. Структура предприятия и его подразделений определяется предприятием самостоятельно. При разработке организационной структуры управления необходимо обеспечить эффективное распределение функций управления по подразделениям. При этом важно выполнение следующих условий:
- — решение одних и также вопросов не должно находится в ведении разных подразделений;
- — все функции управления должны входить в обязанности управляющих подразделений;
- — на данное подразделение не должно возлагаться решение вопросов, которые эффективнее решать в другом.
Структура управления может изменяться во времени в соответствии с динамикой масштабов и содержания функций управления.
Организационная структура управления — это логические взаимоотношения уровней управления и функциональных областей, построенные в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достигать цели организации. Состоит из следующих элементов:
- — звенья или отделы — структурные подразделения или отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления или их часть;
- — уровни управления — совокупность звеньев управления, занимающих определенную ступень в системе управления организацией;
- — горизонтальные (между звеньями) и вертикальные (между уровнями) связи.
При создании организационной структуры используется организационная схема. Организационная схема — процесс разработки или изменения организационной структуры, она включает:
- 1) разделение труда;
- 2) группировку отдельных рабочих процессов;
- 3) определение непрерывной цепи команд, связывающая верхние и нижние уровни управления;
- 4) определение оптимального количества подчиненных, которыми может руководить менеджер;
- 5) подготовку правил выполнения работ.
Оптовая продажа товаров обеспечивает выполнение главной функции оптовой торговли — бесперебойное ритмичное снабжение розничной торговой сети нужными товарами в соответствии с их заказами.
Оптовая продажа товаров производится оптовыми предприятиями (базами, торговыми складами), оптовыми посредниками, а также организаторами оптового товарооборота.
Оптовая реализация товаров имеет ведущее значение для деятельности оптовых звеньев, так как обеспечивает получение оптовыми предприятиями необходимой прибыли. В решении проблемы обеспечения населения республики товарами большую роль играет оптовая торговля и ее организационные структуры. С развитием рыночных отношений должны развиваться и совершенствоваться формы работы оптовых торговцев.