Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Формирование учетной политики

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С 1 января 2002 года применяется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (действует с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н). Руководствуясь этим Планом, организация составляет рабочий план счетов. В рабочем плане счетов… Читать ещё >

Формирование учетной политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Под формированием учетной политики понимается выбор и обоснование одного из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами способов организации и ведения бухгалтерского учета [3; с. 444].

Процесс формирования учетной политики состоит из следующих этапов:

  • 1) определение объектов бухгалтерского учета, в отношении которых должна быть разработана учетная политика;
  • 2) выявление, анализ и оценка факторов, под влиянием которых производится выбор способов ведения бухгалтерского учета;
  • 3) выбор и обоснование исходных положений построения учетной политики;
  • 4) идентификация потенциально пригодных для применения предприятием способов ведения бухгалтерского учета по каждому приему и объекту учета;
  • 5) отбор способов ведения бухгалтерского учета, пригодных для применения предприятием;
  • 6) оформление выбранной учетной политики.

Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) и утверждается руководителем организации [3; с. 445−446].

При этом утверждаются:

  • § выбранные организацией варианты учета и оценки объектов учета;
  • § рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • § формы первичных учетных документов, применяемых для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • § порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
  • § правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • § порядок контроля за хозяйственными операциями;
  • § другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Общие принципы и правила организации бухгалтерского учета определены на основании Положения о бухгалтерском учете и отчетности в Российской Федерации и других нормативных документов. При их реализации в учетной политике конкретного предприятия необходимо исходить из допущений об имущественной обособленности предприятия, непрерывности его деятельности, последовательном применении учетной политики, временной определенности фактов хозяйственной деятельности [4; с. 6−7].

Для примера рассмотрим учетную политику взятого предприятия ООО «Даймонд» .

Для того чтобы понять какими способами ведётся бухгалтерский учет в ООО «Виктори», необходимо ознакомится с учётной политикой Общества (Приложение № 1). Начнем с того, что Общество с ограниченной ответственностью «Виктори» осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации с 20 августа 2003 года, о чём свидетельствует запись в Едином государственном реестре юридических лиц произведённая в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц». Межрайонной инспекцией МНС России № 39 по г. Москве присвоила ООО «Виктори» основной государственный регистрационный номер и выдала Свидетельство о государственной регистрации юридического лица.

ООО «Виктори» было создано на основании Решения учредителя № 1 «О создании ООО «Виктори» от 05.08.03. Гражданин РФ Фёдоров Константин Николаевич в соответствие с действующим гражданским законодательством РФ и Федеральным законом РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью» № 14-ФЗ решил создать ООО «Виктори», где 100% уставного капитала принадлежит единственному участнику Фёдорову Константину Николаевичу. На момент государственной регистрации уставный капитал Общества оплачен на 100% - денежными средствами в размере 10.000 рублей. В Решении учредителя № 1 утверждено также место нахождения Общества и место нахождения исполнительного органа (Генерального директора): РФ, 123 362, г. Москва, ул. Свободы, д. 45.

Основными видами деятельности Общества в соответствии с Уставом является огранка драгоценных камней и оптовая торговля.

Основным законодательным актом, регламентирующим вопросы учетной политики организации, является Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» .

Учетная политика данной организации состоит из 29 положений, которые приведены ниже см. Приложения 1, 2.

Имущественная обособленность означает, что имущество и обязательства предприятия существуют отдельно от имущества и обязательств собственников. На балансе предприятия может быть отражено лишь то имущество, которое согласно законодательству признается его собственностью, все прочие ценности должны учитываться за балансом. Эти обеспечивается основа для определения действительного имущественного и финансового состояния предприятия.

Непрерывность деятельности предприятия означает, что, принимая какое-либо решение по вопросам учетной политики, исходят из того, что предприятие будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у него отсутствует намерение или необходимость ликвидации или существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке.

Принцип находит свое отражение в порядке оценки имущества предприятия, которую не следует проводить с расчетом на то, что предприятие может быть ликвидировано на ту или иную отчетную дату.

Под последовательным применением учетной политики понимается то, что избранные предприятием способы ведения бухгалтерского учета применяются последовательно от периода к другому. Изменения в проводимую предприятием учетную политику должны быть целесообразны и обоснованы.

Временная определенность фактов хозяйственной деятельности предприятия означает, что эти факты относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами. Это означает, что:

  • · факты хозяйственной деятельности подлежат отражению в бухгалтерском учете за учетный период, в котором они имели место или по мере их совершения;
  • · все доходы и расходы, полученные или выплаченные в отчетном периоде, считаются доходами и расходами отчетного периода независимо от фактического времени поступлений или выплаты денежных средств.

Учетная политика организации должна обеспечивать:

  • 1. Требование полноты — полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности;
  • 2. Требование своевременности — своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности;
  • 3. Требование осмотрительности — большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
  • 4. Требование приоритета содержания перед формой — отражение в бухгалтерском учете фактов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой основы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;
  • 5. Требование непротиворечивости — тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца;
  • 6. Требование рациональности — рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации. [20; с. 288].

Указанные принципы должны составлять основу разработки и принятия предприятием своей учетной политики. Несоблюдение их может исказить картину имущественного и финансового положения предприятия.

Принятая предприятием исходя из рассмотренных допущений и требований, учетная политика обеспечивает целостность системы бухгалтерского учета на предприятии.

При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из положений по бухгалтерскому учету.

На выбор варианта учетной политики влияют следующие факторы:

  • · правовой и организационно-экономический статус предприятия (форма собственности, организационно-правовая форма, отрасль и вид деятельности, размеры);
  • · текущие и долгосрочные цели предпринимательства (привлечение дополнительных финансовых ресурсов, укрепление конкурентных позиций на рынке и др.);
  • · особенности деятельности — производственной (технологическая структура, потребляемые ресурсы), коммерческие (организация снабжения и сбыта, система и форма расчетов), финансовой (взаимоотношения с банками, налоговыми органами), управленческой (структура, зависимость от собственников, отчетность перед ними);
  • · кадровое обеспечение — уровень квалификации персонала;
  • · хозяйственная ситуация — развитость инфраструктуры рынка, состояние бухгалтерского и налогового законодательства.

Учетная политика, избранная организацией, подлежит оформлению соответствующей документацией, основное назначение которой состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем организации. Необходимость в этом обусловливается двумя факторами. Во-первых, нормальная деятельность организации невозможна без упорядоченности ее внутренней жизни, одним из аспектов которой является бухгалтерский учет. Во-вторых, влияние учетной политики (главным образом составляющих ее методических приемов и способов) на результаты работы организации столь существенно, что требует решения (формального и по существу) ее первого руководителя [2; с. 23].

К числу документов, оформляющих учетную политику, в частности, относятся приказы и распоряжения руководителя организации (приложение 1), внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров, участников товарищества и др.). Выбор типа документа зависит от внутреннего распорядка организации и характера закрепляемого в нем вопроса учетной политики. Организации, основанные на единоначалии, наиболее часто используют в данной области такой вид распорядительных документов, как приказ руководителя (генерального директора, президента и т. п.).

Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета (графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции и др.). Цель их издания — оформить порядок применения тех или иных способов, избранных организаций, а также технические аспекты использования различных элементов учетной политики.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, важны учредительные документы (устав, учредительный договор и др.), закладывающие основы построения хозяйственной и управленческой систем организации. Наряду с определением предмета деятельности организации, ее статуса, порядка функционирования учредительные документы должны отражать ряд вопросов бухгалтерского учета. Обычно в них включают следующие формулировки:

  • · бухгалтерский учет и отчетность ведутся в соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством (включение этого положения избавляет от необходимости подробно описывать методику и процедуры бухгалтерского учета);
  • · отчетным годом для ведения бухгалтерского учета считается период с 1 января по 31 декабря включительно;
  • · финансовые результаты деятельности устанавливаются по данным годового бухгалтерского отчета (если собственники согласовали промежуточные отчетные даты, например на 1-е число каждого месяца, квартала, по состоянию на которые они хотят получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности организации, состоянии ее имущества и счета прибылей и убытков, то учредительные документы должны фиксировать такие даты) [19; с. 320].

Очевидно, что различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и отдельные технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя организации, ибо согласно действующему законодательству именно на нем лежит вся полнота ответственности за организацию бухгалтерского учета и создание необходимых условий для правильного его ведения. Большая же часть технических способов ведения учета может регламентироваться инструкциями и правилами, устанавливаемыми главным бухгалтером, а также проектными материалами по организации учета в организации.

Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные в отдельный баланс), независимо от места их нахождения.

Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику до первой публикации бухгалтерской отчетности, но не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятая такой организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).

Уклонение организации от обязанностей по формированию учетной политики может быть квалифицированно налоговым органом как грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения, выражающееся в данном случае в отсутствии методологии (способов ведения бухгалтерского учета) и, как следствие, в неправильном отражении хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета и отчетности.

Одним из элементов учетной политики является рабочий план счетов. План счетов — система бухгалтерских счетов, предусматривающих их количество, группировку и цифровое обозначение в зависимости от объектов и целей учёта. В План счетов включаются как синтетические (счета первого порядка), так и связанные с ними аналитические счета (субсчета или счета второго порядка). Построение плана счетов обеспечивает согласованность учётных показателей с показателями действующей отчётности.

С 1 января 2002 года применяется План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденный приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. N 94н (действует с учетом изменений и дополнений, внесенных Приказов Минфина РФ от 07.05.2003 N 38н, от 18.09.2006 N 115н). Руководствуясь этим Планом, организация составляет рабочий план счетов. В рабочем плане счетов указываются синтетические счета, на которых будут отражаться совершаемые организацией операции. Номера, названия, структура и назначение счетов рабочего плана должны соответствовать общему Плану счетов. К синтетическим счетам организация может открывать субсчета.

По согласованию с Минфином России (посредством направления письма) организации разрешается включать в рабочий план счетов дополнительные синтетические счета, не указанные в Плане счетов. Они открываются на свободных номерах Плана.

В рабочем плане счетов также следует отразить порядок ведения организацией аналитического учета с указанием синтетических счетов, к которым будут открыты аналитические счета. При этом номера и названия аналитических счетов можно не указывать.

В ООО «Виктори» дополнительные синтетические счета не вводились, а также субсчета к уже имеющимся синтетическим счетам не открывались. На некоторых счетах организован аналитический учёт. Например, на счёте 20 «Основное производство» аналитический учёт ведётся по видам выпускаемой продукции (бриллианты целые, бриллианты распиленные и др.), а также по видам затрат на производство (аренда станков, распиловка сырья, ремонт инструментов и др.).

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой