Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности ведения мелкорозничной торговой сети на территории РБ

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Поскольку мелкорозничная торговля находится в сфере действия Закона РБ от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей», руководство торговой организации или индивидуальный предприниматель должны обеспечить наличие на объекте текста этого закона. Необходимо также иметь тексты правил, регламентирующих осуществление мелкорозничной торговли на определенной территории, иных нормативно-технических… Читать ещё >

Особенности ведения мелкорозничной торговой сети на территории РБ (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основные требования к размещению и оборудованию Мелкорозничная торговля — разновидность розничной торговли, связанная с реализацией товаров, не требующих особых условий продажи, через объекты мелкорозничной сети.

К объектам стационарной мелкорозничной торговой сети относятся:

  • 1.) павильоны;
  • 2.) палатки;
  • 3.) киоски;
  • 4.) остановочные модули с местами для торговли;
  • 5.) торговые автоматы;
  • 6.) иные аналогично обустроенные и приспособленные места.

Под передвижными средствами развозной и разносной торговли подразумеваются:

  • 1.) автолавки;
  • 2.) фургоны;
  • 3.) тележки;
  • 4.) лотки;
  • 5.) корзины;
  • 6.) иные сборно-разборные конструкции и специальные приспособления.

Еще раз обратим внимание на то, что это деление весьма условно. По сути, вопросы толкования терминов «стационарный» и «нестационарный» решаются органами местного самоуправления самостоятельно. В ряде нормативно-правовых документов содержатся различные подходы к определению стационарных и нестационарных объектов. В числе основных — деление в зависимости от того, установлен ли объект на заглубленном фундаменте или нет. Также имеет место классификация торговых объектов по такому основанию, как соединение с муниципальными инженерными коммуникациями. Нередко классификация проводится по обоим перечисленным основаниям. Имеет также место деление на стационарные и нестационарные объекты в зависимости от того, постоянный это или временный торговый объект.

Так, Законом определено, что под нестационарным торговым объектом понимается торговый объект, установленный без заглубленных фундаментов, вне зависимости от присоединения к городским инженерным коммуникациям, строительных конструкций и габаритов.

Основные понятия:

  • 1.)киоск, ларек — временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя вне помещения (площадью до 10 м2);
  • 2.) павильон — временное или постоянное помещение, используемое для торговли или оказания услуг, с обслуживанием покупателя внутри помещения (площадью от 10 до 50 м2);
  • 3.) палатка — временное помещение из ткани, пленки или других материалов, используемое для торговли или оказания услуг;
  • 4.) помещение контейнерного типа — контейнер или иная емкость, используемые для торговли или оказания услуг;
  • 5.) автофургон — грузовой автомобиль с крытым кузовом типа фургона или иной грузовой автомобиль, автоприцеп, а также легковой автомобиль, микроавтобус или автобус, используемые для торговли или оказания услуг;
  • 6.) прилавок, лоток — стол, отделяющий продавца (лицо, оказывающее услугу) от покупателя (клиента) и используемый для показа и отпуска товаров.

Каждый объект мелкорозничной торговли открывается с разрешения органа местного самоуправления в отведенном ему месте. Однако общие требования к размещению объектов устанавливаются все же на уровне субъектов Белоруссии.

Так, например, на территории г. Минска основными нормативно-правовыми документами, определяющими условия и порядок выдачи разрешений на размещение и дальнейшую эксплуатацию объектов мелкорозничной торговли, являются: Закон от 28.02.1996 № 7−18 (с изм. на 10.05.2000) и вышеуказанное распоряжение мэра Минска от 28.10.1996 № 429/1-РМ. Этими документами установлено, что размещение, осуществление торговой деятельности и предоставление услуг в киосках, палатках, быстровозводимых павильонах и комплексах из легких конструкций в г. Минске независимо от ведомственной принадлежности (кроме объектов, расположенных на рынках) производятся только при наличии Городского торгового патента.

Внешний вид мелкорозничных объектов должен соответствовать современным архитектурно-художественным требованиям. Запрещается лоточная торговля под каркасно-тентовыми палатками на центральных магистралях, вблизи станций метро.

Владелец обязан содержать спой объект в чистоте и технически исправным, своевременно устранять повреждения в вывесках, конструктивных и облицовочных элементах, а также обеспечивать уборку прилегающих территорий от отходов продукции и мусора. Запрещается складирование тары и запаса продуктов у объектов мелкорозничной торговли и на прилегающих территориях.

Объекты торговли осуществляют работу в соответствии с режимом, согласованным с администрацией районных управ. В случае временного закрытия объекта вывешивается информация о причине его закрытия (санитарный день, ремонт и др.), дате и сроках приостановления деятельности. По окончании рабочего дня лотки, тележки, мобильные торговые средства (за исключением развалов с бахчевыми культурами) вывозятся с места дислокации.

На рабочем месте продавца должны находиться документы, предусмотренные действующими нормативными актами и правилами, регламентирующими торговую деятельность и продажу отдельных видов товаров, в том числе на право торговли, утвержденный ассортиментный перечень, контрольный журнал, накладные, при необходимости документы, подтверждающие качество и безопасность товара, медицинская документация на персонал и др.

К объектам мелкорозничной торговли правилами пожарной безопасности, санитарными и строительными правилами предъявляются отдельные требования.

Прежде всего отметим, что при проектировании и строительстве павильонов и киосков необходимо руководствоваться Строительными нормами и правилами СНиП 2.01.02−85, СНиП 2.08.02−89, СНиП 2.07.01−89 и другими нормативными документами, утвержденными в установленном порядке, применительно к зданиям для организаций торговли.

Помимо этого требования устанавливаются и правилами пожарной безопасности в РБ и нормами пожарной безопасности 103−95 «Торговые павильоны и киоски. Противопожарные требования». В этом документе под павильоном понимается сооружение, предназначенное для розничной торговли с обслуживанием покупателей внутри помещения, а под киоском — одноэтажное сооружение общей площадью до 20 м², предназначенное для розничной торговли, осуществляемой без доступа покупателей внутрь сооружения. Согласно указанным нормам пожарной безопасности степень огнестойкости торговых киосков и одноэтажных павильонов площадью 20 м² и менее не регламентируется. Павильоны и киоски, предназначенные для торговли горючими жидкостями или газами, выполняются I, II, Ша степеней огнестойкости, как правило, отдельно стоящими или в группе с киосками, торгующими аналогичными товарами. Внутренние запоры, устанавливаемые на дверях и используемые в период нахождения в сооружении людей, должны быть легкооткрываемыми. Отопление киосков, устанавливаемых в населенных пунктах, может быть электрическим (с применением масляных радиаторов, греющих панелей), паровым или водяным. В киосках, устанавливаемых вне населенных пунктов, допускается устройство печного отопления.

Электрооборудование киосков должно соответствовать требованиям ПУЭ. Электросветильники следует использовать с защитными колпаками (с лампами накаливания) или бесстартерные (с люминесцентными лампами). Для обесточивания электрической сети павильона или киоска и группы сооружений должно быть установлено на несгораемом основании отключающее устройство.

Киоски должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией с выводом звукового сигнала на фасад сооружения или непосредственно в защищаемое помещение (автономные пожарные извещатели). В каждом киоске должно быть не менее двух огнетушителей.

В отношении размещения павильонов и киосков правила пожарной безопасности устанавливают следующие требования:

  • 1. На отведенной территории допускается установка киосков, а также одноэтажных павильонов площадью 20 м² и менее группами. В одной группе может размещаться не более 10 сооружений I, II, III, Ilia степеней огнестойкости или 6 — II16, IV, IVa, V степеней огнестойкости. Расстояния между ними в группе не нормируются.
  • 2. Расстояние между указанными группами, между павильонами площадью более 20 м², а также между павильонами и киосками, предназначенными для продажи горючих жидкостей и газов (независимо от их площади), следует принимать в соответствии с таблицей 2.1:

Таблица 2.1 Расстояние между павильонами и киосками, предназначенными для продажи горючих жидкостей и газов (независимо от их площади).

Степень огнестойкости сооружений в группе.

Расстояние, м, при степени огнестойкости киосков.

1, II, III.

IIIa, III6, IV, IVa, V.

I, II, III.

IIIa, III6, IV, Iva, V.

Источник: самостоятельная разработка.

  • 3. Расстояния от отдельно стоящих киосков (павильонов) и групп сооружений до жилых, общественных, вспомогательных зданий промышленных предприятий и до производственных зданий, а также между торговыми павильонами площадью более 20 м² принимаются в соответствии с нормами по планировке и застройке городских и сельских поселений.
  • 4. Места сбора сгораемых отходов следует размещать на расстоянии не менее 15 м от киосков и павильонов.
  • 5. Помещения для хранения упаковочных материалов и инвентаря следует предусматривать площадью не более 5 м².

Санитарно-эпидемиологическими правилами «Предприятия торговли. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов». (СП 2.3.6.1066−01) установлены следующие требования к объектам мелкорозничной торговли:

  • 1. Объект мелкорозничной торговли, на котором осуществляется реализация скоропортящихся товаров, должен быть оснащен холодильным оборудованием.
  • 2. Все стационарные организации мелкорозничной сети оборудуются туалетами и раковинами для мытья рук.
  • 3. В холодный период года температура на рабочем месте продавца в стационарных организациях мелкорозничной сети не должна быть ниже 18 °C, в летний период — не выше 26 °C. Показатели микроклимата в стационарных организациях мелкорозничной сети должны отвечать требованиям, предъявляемым к микроклимату производственных помещений.
  • 4. Передвижные средства мелкорозничной сети по окончании рабочего дня подвергаются санитарной обработке на базовой организации.

Отдельные требовании к объектам мелкорозничной торговли предъявляются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Обычно общая площадь, занимаемая лотком по реализации мороженого, не должна превышать 1,5—2 м2; установка лотков осуществляется на тротуарах и пешеходных дорожках с твердым покрытием при условии сохранения ширины пешеходной части в месте установки лотка от 1,5 до 2 м; лоток должен быть оборудован зонтом, морозильной камерой, мусорным контейнером, стулом для продавца.

Общая площадь, занимаемая палаткой, не должна превышать 6—7 м2. При этом установка палаток на тротуарах возможна при условии сохранения ширины пешеходной части в месте установки палатки не менее 1,5—2 м. В состав данного мелкорозничного объекта должны входить: сама палатка (заводского изготовления), торговое оборудование (столы складные, демонстрационные стеллажи (для книг, журналов и газет) заводского изготовления, вазы (для цветов), ящичная полимерная тара (для пунктов приема стеклопосуды); стул для продавца; мусорный контейнер.

Автомобильные торговые прицепы (трейлеры) устанавливаются только на специально приспособленных или пригодных площадках с твердым покрытием и возможностью заезда автомашин, на расстоянии не ближе 15—20 м от жилых домов с окнами на первом этаже. Прицепы должны быть сертифицированными и оборудованными для продажи товаров.

Автоцистерны (по реализации товаров в розлив (молока, кваса, пр.) устанавливаются только на специально приспособленных или пригодных площадках с твердым покрытием и возможностью заезда автомашин, на расстоянии не ближе 15—20 м от жилых домов с окнами на первом этаже.

Требования к размещению и оснащению объектов мелкорозничной торговли также зависят от специализации, то есть от ассортимента реализуемых на объекте товаров. Например, в г. Минске они определяются в соответствии с Номенклатурой объектов мелкорозничной торговли и бытовых услуг социальной направленности и Ассортиментным перечнем товаров и продукции питания, допускаемых к реализации в мелкорозничной сети.

Информация на объектах мелкорозничной торговли В отношении объектов мелкорозничной торговли нормативные правовые акты не содержат какого-либо исключения из правил о доведении до потребителей необходимой информации. Единственное, что можно отметить, это то, что в зависимости от типа объекта информация может предоставляться следующими способами:

  • 1. Вывески, информационные таблички или трафареты — для павильонов, киосков и палаток. Эти информационные носители должны содержать сведения:
  • 1.) наименование и организационно-правовая форма юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя;
  • 2.) юридический адрес;
  • 3.) профиль;
  • 4.) режим работы.
  • 2. На автолавках, автоприцепах, цистернах, тележках, лотках должна быть четкая надпись, указывающая на их принадлежность.
  • 3. Трафареты, нагрудные знаки у продавцов — для лотков, прилавков, тележек и прочего переносного торгового оборудования, установленного в качестве отдельного объекта.

Следует помнить, что информация об организационно-правовой форме основной торговой организации, месте ее нахождения (юридический адрес, телефон), режиме работы объекта размещается в удобном для ознакомления покупателей месте, видном также при закрытом непередвижном объекте.

Часы торговли объектов мелкорозничной сети определяются собственником, с последующим уведомлением органов местного самоуправления.

Руководство торговой организации обязано обеспечить на рабочем месте наличие следующих документов:

торгового патента (свидетельства, иного разрешения на право торговли);

накладных на реализуемый товар, иных документов, указывающих источник его поступления;

сертификатов соответствия, деклараций о соответствии, иных документов.

Поскольку мелкорозничная торговля находится в сфере действия Закона РБ от 07.02.1992 № 2300−1 «О защите прав потребителей», руководство торговой организации или индивидуальный предприниматель должны обеспечить наличие на объекте текста этого закона. Необходимо также иметь тексты правил, регламентирующих осуществление мелкорозничной торговли на определенной территории, иных нормативно-технических документов, устанавливающих требования к содержанию торговых объектов.

Администрация и работники торговой организации должны предоставлять покупателям необходимую информацию о товарах. В п. 1.2.1 главы III приводится перечень обязательных сведений о товарах, а в параграфе 4 той же главы перечисляются дополнительные сведения по отдельным группам товаров. Ответственность за сообщаемую покупателю информацию о гарантийном сроке, сроке годности, качестве, количестве (массе, весе), потребительских свойствах продаваемого товара, а также сроке эксплуатации бывших в употреблении вещей несут продавцы, иные работники организации. По требованию покупателя продавец обязан предоставить возможность проверить меру, вес отпущенного товара.

Что касается цен на товары, то они доводятся до сведения покупателей посредством ценников, оформленных в установленном порядке. Напомним, что на ценниках указывается следующая информация:

1. По продовольственным товарам:

¦ наименование товара;

¦ сорт (на товары, имеющие сортность);

¦ цена за единицу измерения (1 кг, 100 г, 100 мл, 1 л, 1 шт. и т. д.);

¦ вес или емкость.

2. По непродовольственным товарам:

¦ наименование товара;

¦ цена.

Ценники на все виды реализуемых товаров подписываются материально ответственным лицом, руководителем торговой организации или иным лицом, на которое возложены обязанности по формированию цен, и заверяются печатью торговой организации.

Зачастую при осуществлении мелкорозничной торговли с лотков, автофургонов и т. д. цены доводятся посредством прейскуранта, подписанного руководителем организации (индивидуальным предпринимателем) и заверенного печатью торговой организации.

Кроме вышеперечисленной информации собственник объекта мелкорозничной торговли должен обеспечить наличие на объекте следующих документов: договора аренды на земельный участок; разрешения на право размещения объекта и осуществления торговой деятельности; ассортиментного перечня товаров, согласованного с центром санэпиднадзора; накладных на реализуемый товар, а также необходимых документов, подтверждающих качество товара.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой