Менеджер в организации и его профессиональные деловые качества
![Реферат: Менеджер в организации и его профессиональные деловые качества](https://westud.ru/work/7445017/cover.png)
Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера — делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для… Читать ещё >
Менеджер в организации и его профессиональные деловые качества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Понятие менеджера, требования и функции предъявляемые к нему
Менеджер (англ. manager, от manage — управлять) — это человек, занимающий постоянную управленческую должность и наделенный полномочиями принимать решения по определенным видам деятельности организации, функционирующей в рыночных условиях [19, с.46].
Термин «менеджер» имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
руководителю по отношению к подчиненным;
администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
Таким образом, менеджеры занимают различные позиции в организации, решают далеко не одинаковые задачи, выполняют разные функциональные обязанности.
Менеджер должен быть лидером, достойным подражания. Главная задача менеджера — делать дело при помощи других людей, добиваться коллективной работы. Это значит сотрудничество, а не запугивание. Хорошего менеджера всегда заботят и интересы всей фирмы. Он стремится сбалансировать интерес группы, интересы босса и других менеджеров, необходимость выполнения работы с необходимостью найти время для обучения, производственные интересы с человеческими потребностями подчиненных.
Для выполнения своих сложных и ответственных функций, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Основные требования к их профессиональной компетенции представлены в нижеприведенной таблице 1 [17, с.111].
Таблица 1.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров.
1. Понимание природы управленческого труда и процессов менеджмента. |
2. Знание должностных и функциональных обязанностей менеджера, способов достижения целей и повышения эффективности работы организации. |
3. Умение использовать современные информационные технологии и средства коммуникации, необходимых в управленческом процессе. |
4. Владение искусством управления человеческими ресурсами. |
5. Владение искусством налаживания внешних связей. |
6. Способность к самооценке, умение делать правильные выводы и непрерывно повышать квалификацию — знания и умения. |
Помимо перечисленных требований, менеджер должен уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерна высокая динамичность и неопределенность; должен быть хорошо информирован по вопросам развития отрасли, в которой работает предприятие: состояние исследований, техники, технологии, конкуренции, динамики спроса на продукцию и пр.; должен быть знаком с опытом менеджмента на других предприятиях или в других отраслях; должен быть способен управлять ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления; уметь использовать современную информацию, средства коммуникации и связи и пр.
К важнейшим функциям, выполняемых менеджерами, относятся, прежде всего, планирование и прогнозирование, в рамках которых осуществляется руководство, задание направлений развития, мотивация сотрудников, стимулирование и финансовое планирование; организация, предусматривающая принятие управленческих решений, распорядительство, активацию; контроль, в рамках которой имеет место координация, согласование и воздействие; лидерство (коммуникации, отчетность) и др.
Роль менеджера в эффективном функционировании деятельности предприятия трудно переоценить. Именно личностные качества менеджера, наряду с профессиональными навыками и умениями, являются важнейшим атрибутом управления. Менеджер, олицетворяя дух организации, воздействует прямо или косвенно на подчиненных ему людей, заставляя работать их более или менее эффективно, что и вызывает изменения в деятельности самой организации.
Представим требования, предъявляемые к менеджерам в разных странах [11, с.67].
1) Общие требования:
ответственность за принимаемые решения;
аналитические способности, связанные со спецификой области;
психоаналитические способности;
организаторские способности;
способность к оптимизации;
коммуникабельность и т. д.
2) Специфические требования, связанные либо с уровнем управления, либо с той сферой деятельности, в которой действует менеджер.
Япония:
профессионализм;
компетентность;
высшая ответственность и достоинство;
способность к риску;
чувство нового (предпринимательские способности);
высокая работоспособность;
чувствительность (восприятие настроений персонала и оценка ситуации, профессиональная интуиция).
США:
умение владеть собой;
четкие ценности;
наличие личной цели;
постоянная потребность в саморазвитии;
навыки (опыт) решения проблем;
творческий подход;
умение влиять на окружающих;
умение мотивировать работу (понимать особенности труда, исполнителей);
способность распределять работу и оценивать ее качество;
* умение организовать групповую работу…
Польша:
энергичность;
воля;
рассудительность;
высокие нравственные качества;
ответственность…
Франция:
внешние данные — 1%;
авторитет — 4%;
техническая компетентность — 8%;
жизненный опыт — 10%;
неординарность — 36%;
«дар божий» — 41% (деловое общение, умение ладить с людьми, пр.).
Структуру деятельности менеджера и ее характеристики можно представить на рисунке 1.
![Структура деятельности менеджера.](/img/s/9/10/2178910_1.png)
Рис. 1. Структура деятельности менеджера
Виды деятельности:
- — исследовательская — например, исследование рынка, межличностных отношений;
- — проектная — например, проектирование организационных структур; аналитическая анализ фактического состояния и результатов работы предприятия;
- — диагностическая — выявление негативных причин, «болезней предприятия» [13, с.117].
Формы работ:
- — методическая — разработка методик и инструкций, необходимых подчиненным для выполнения задач;
- — консультационная — менеджер достигает высот, становится экспертом к своей области и становится способным консультировать; руководящая — умение ставить цели перед персоналом и вести к их исполнению;
- — воспитательная (педагогическая) — благотворное воздействие на подчиненных, формирование чувства приверженности фирме, нравственно-этическое воспитание (корпоративная культура).
Образ менеджера постоянно обогащается, становится более человечным. До сих пор в США, на родине менеджмента, преобладали менеджеры рационального типа, которые обладали преимущественно инженерно-экономическими навыками и подходами к управлению [7, с.79].
Но уже в наше время появились менеджеры нового типа, которые постепенно поворачиваются к учету человеческого фактора производства. Более того, эти разновидности приобретают характерные черты делового поведения.