Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нериторический подход к риторической проблеме: анализ речевого поведения учителя английского языка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Итак, можно ли сказать, что названная «риторическая» проблема должна быть предана забвенью как неактуальная? Если ответ отрицательный, то наступит ли время, когда она будет решена окончательно и забудется как нечто давно решенное и устаревшее? Исходя из того, что мы все, включая учителей, всего лишь люди, и психологический компонент нашего поведения, наши эмоции часто преобладают над… Читать ещё >

Нериторический подход к риторической проблеме: анализ речевого поведения учителя английского языка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Возможно ли однажды решить проблемы, связанные с вербальной организацией урока, и затем забыть о таковых как давно ненасущных и, возможно, даже варварских? В связи с тем, что эмоциональный компонент поведения очень часто доминирует над рациональным, ответ на поставленный вопрос, вероятнее всего, отрицательный, а сам вопрос, таким образом, становится риторическим. Тем не менее, теоретические и прикладные исследования по данной проблеме показывают, что в области построения речевого поведения учителя на уроке наблюдаются значительные прогрессивные изменения. вербальный организация урок речевой Когда речь заходит о том, насколько эффективно и успешно построен урок, внимание привлекает не только то, как говорил учитель на уроке, и не только реплики учеников. Важно, чтобы в процессе коммуникативного взаимодействия, речевой интеракции, учитель сумел добиться поставленных целей, а ученики адекватно, заинтересованно отреагировали на предложенные виды деятельности. Значимость решения проблемы, связанной с вербальной организацией урока, с особенностями построения речевого поведения учителя, усиливается в связи с существующей в условиях модернизации образования необходимостью совершенствования учебно-воспитательного процесса в школе, во многом связанного с речевым поведением. Кроме того, состояние вопроса в практике обучения и необходимость разработки соответствующих основным тенденциям развития российского образования методик и технологий, которые могли бы обеспечить формирование профессионального речевого поведения у студентов вузов — будущих специалистов, является еще одним доказательством актуальности данного вопроса.

Одним из наиболее интересных в свете обозначенной проблемы является урок иностранного языка. Практически всегда, когда поднимается вопрос об эффективности обучения иностранному языку, имеется в виду одна из наиболее важных целевых установок, которую ставит перед собой учитель в процессе профессиональной деятельности: как научить успешно общаться на иностранном языке, говорить на изучаемом языке, т. е. сформировать коммуникативную компетенцию обучающихся. При этом наибольшую трудность представляет тот факт, что учитель сам постоянно говорит, так или иначе строит свое речевое поведение, выбирает определенные речевые тактики и стратегии. Именно речь учителя становится практическим показателем того, чему он обучает.

Иными словами, речевое поведение учителя — это не только одно из важнейших средств достижения учебно-воспитательных целей, решения задач гуманно-личностного подхода к образованию, но и, во многом, гуманитарно-культурных развивающих задач.

Опрос, связанный с тем, какие факторы определяют состояние обучающегося на уроке, комфортное или дискомфортное самоощущение, наличие или отсутствие интереса к предмету, показал, что 90,5% из 73 опрошенных выпускников школ могут четко назвать тех учителей, которые им определенно нравились или не нравились (при этом «нравится / не нравится учитель» в большинстве случаев становилось синонимичным «нравится / не нравится предмет»).

Важно, что 35% опрошенных особо отметили значимость того, что урок строится в атмосфере взаимного уважения и доверия к обучающимся, что давало им возможность чувствовать себя взрослыми и самостоятельно мыслящими. Только 20% выпускников назвали такое профессиональное качество учителя, как владение глубокими знаниями по предмету, основным.

Другие результаты, полученные в ходе опроса, показывают, что для большинства обучающихся особое значение имеет чувство равноправия на фоне других учеников. Несомненно, что неодинаковое отношение учителя к учащимся выражается, в первую очередь, в том, как он строит свое речевое взаимодействие с ними. Ведь каждый раз, выбирая разные способы вербального и интонационного оформления речевых поступков, учитель выражает ту или иную (но различную) эмоционально-оценочную информацию. Например, случаи, когда учитель обращается к одним учащимся по имени, а к другим — по фамилии, а есть еще и те, чьи имена вообще никогда не произносятся правильно (как выражается одна из выпускниц, Елена К., «…когда у тебя вообще нет имени, только фамилия, да и та исковерканная …») не являются редкостью в современной школе. 28% опрошенных отметили, что пострадали от этого.

Исходя из сказанного, можно прийти к ряду выводов относительно того, как учителю строить речевое поведение на уроке [Никитина 2004].

Таблица 1. Речеповеденческая структура урока. Обращение.

Так говорить не рекомендуется.

Лучше сказать так.

Описание способа речевого воздействия.

Функции.

Конкретные примеры.

  • -Обращение по-разному к разным школьникам;
  • -обращение к одному учащемуся;
  • -обращение от имени самого учителя;
  • -обращение в третьем лице («Иванов пойдет к доске»);
  • -«Вы», произнесенное подчеркнуто-холодным тоном — официально-дистанцирующий тип обращения;
  • -обращение к детям исключительно по фамилии;
  • -обращение по модели «фамилия + имя» придает обращению канцелярско-формальный оттенок.
  • -Обращение ко всем одинаково;
  • -обращение к коллективу;
  • -обращение от имени коллектива;
  • -неформальное;
  • -форма обращения к старшеклассникам;

характеризует исключительно деловые отношения; требует разъяснения сущности такой формы обращения;

  • -изначальный апеллятив в общении с детьми — обращение по фамилии;
  • -использование модели «имя + фамилия» более приемлемо;
  • -традиционное обращение по имени; на основе нормативной модели возможно и неофициальное оформление;
  • -вопрос от имени аудитории с ответом самого учителя.
  • -дружеское расположение;
  • -признание достоинств повзрослевших подростков; дисциплинирует учащегося;
  • -официально-деловой оттенок;
  • -неформальное однонаправ-ленное;
  • -включенность учащихся в речь, убедительность речи учителя.
  • -«Давайте попросим Ваню…», «Мы сегодня…»;
  • -«ты»;
  • -«вы»;
  • -«Иванов!»
  • -«Петя Иванов!»
  • -«Петя!»;
  • -«Вы спросите:???», «Задумаемся…»

В целом, анализ полученных ответов позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев предпочитаемый учителем способ обращения и построения речевого взаимодействия непосредственно влияет на результаты его работы.

Итак, можно ли сказать, что названная «риторическая» проблема должна быть предана забвенью как неактуальная? Если ответ отрицательный, то наступит ли время, когда она будет решена окончательно и забудется как нечто давно решенное и устаревшее? Исходя из того, что мы все, включая учителей, всего лишь люди, и психологический компонент нашего поведения, наши эмоции часто преобладают над рациональным, пожалуй, ответ на поставленный вопрос будет отрицательным. И все же положение дел далеко не отчаянное. Прогресс в области построения речевого поведения учителя, безусловно, наблюдается.

Так, в середине прошлого столетия, в 1973 — 1979 г. г., исследователи речевого взаимодействия на уроке отмечали, что положительные оценочные высказывания в речи учителя и похвала присутствовали крайне редко [Проблемы общения и воспитания 1974]. В сравнении с этими данными, сегодня ситуация несколько изменилась, что очевидно из представленных ниже цифр (Таблица 2).

Таблица 2. Изменения в вербальной организации урока.

70-ые г. г. 20 столетия.

Современная школа (2002;2003).

Объяснение нового материала.

(% от всех речевых действий учителя).

  • 23.3%
  • (самое большое число)
  • 8.3%
  • (треть от всех речевых действий)

Продуктивная речь учащихся.

(% от всех речевых действий учащихся).

75%.

50%.

Репродуктивная речь учащихся.

25%.

50%.

Из данных, представленных в таблице, видно, что отношение учителя к тому, что и как сказано на уроке, меняется. В двадцатом столетии основная роль отводилась информационной функции речи учителя, то есть сообщению определенного количества знаний с обратной связью в форме воспроизводимого учащимися языкового материала и получаемых за это оценок (обратная информация о том, насколько переданные знания усвоены учащимися). Сегодня на уроке английского языка акцент ставится на экспрессивной и эмоциональной функции речи учителя.

В научных работах урок рассматривается как один из примеров речевого события, который включает в себя несколько этапов: взаимные приветствия учителя и учащихся, обсуждения, оценивание поведения и деятельности учащихся и т. д. [Жанры речи 1999]. Все это в совокупности позволяет нам определить урок как сложное речевое событие, включающее в себя ряд обязательных и некоторые вспомогательные элементы. При этом развитие урока, успешность реализации намеченных целей и задач зависит от того, насколько тщательно учитель продумывает вербальную организацию каждого составляющего урок речевого события.

Библиографический список

  • 1. Жанры речи: Сборник науч. статей. — Саратов: Изд-во Гос. УНЦ «Колледж», 1999.
  • 2. Никитина, Г. А. Речеповеденческая структура урока. / Г. А. Никитина. — Саратов: Изд-во Саратов. госун-та, 2004.
  • 3. Проблемы общения и воспитания. Часть 2. Тарту: ТГУ НИИ общих проблем воспитания АПН СССР, 1974.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой