Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Регулирование финансового рынка

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

При этом Минфин России отправляет специализированному депозитарию, управляющим компаниям, брокерам, кредитным организациям и негосударственным пенсионным фондам запросы о предоставлении соответствующей информации. Антимонопольный контроль на финансовом рынке, как и ранее, осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). финансовый рынок банк россия С 3 марта 2014 года Совет… Читать ещё >

Регулирование финансового рынка (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Регулирование финансового рынка РФ, его роль и формы

Финансовый рынок России состоит из: рынка ценных бумаг, золотого рынка, а также денежного и валютного рынков. Основным предметом торговли на финансовом рынке являются деньги и ценные бумаги.

Прозрачная, гибкая и эффективная система регулирования финансового рынка является важным условием успешного функционирования финансового рынка.

Главными целями такого регулирования являются:

  • 1) выявление недостатков в той или иной области финансового рынка;
  • 2) поддержка эффективных и упорядоченных сегментов рынка;
  • 3) защита потребителей финансовых рынков и услуг;
  • 4) стабилизация финансовой системы и поддержка доверия и уверенности в её стабильности.

В рамках государственной программы РФ «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» основной ролью регулирования можно назвать: обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, повышение качества управления государственными финансам, а также повышение эффективности функционирования финансового рынка в целях роста конкурентоспособности национальной экономики.

Теория и практика регулирования финансовых рынков выработали два вида регулирования — государственное и рыночное. Рыночное регулирование подчиняется закону стоимости и закону спроса и предложения. Действие этих законов обеспечивает в условиях конкуренции соответствие финансовых потоков потребностям экономики. Тем самым рынок выступает как саморегулируемая система. Государственное регулирование, в свою очередь, направлено на преодоление негативных последствий рыночного регулирования Важно представлять также формы регулирования финансового рынка: законодательная, государственная регулятивная, саморегулирование. Каждая форма имеет собственное содержание.

Законодательная форма включает законотворческую деятельность высших национальных и субнациональных органов власти, принятие законов, регламентирующих процессы финансового рынка в системе национального хозяйства.

Государственная регулятивная форма регулирования включает деятельность государственных органов управления (министерство финансов, центральный банк и др.), соответствующих служб по разработке и реализации официальных документов во исполнение принятых законов — постановлений правительства, инструкций и методических указаний и приказов.

Саморегулирование предполагает деятельность саморегулируемых организаций, созданных профессиональными участниками финансового рынка по защите их интересов в законодательных и государственных органах и др. В нашей стране к саморегулируемым организациям относятся Национальная ассоциация участников фондового рынка (НАУФОР), Всероссийский союз страховщиков, Ассоциация российских банков и др.

Долгое время регулирование, контроль и надзор за отечественным финансовым рынком и деятельностью его участников был распределен между различными министерствами и ведомствами. При этом их функции в рассматриваемой сфере пересекались и дублировались. Такая ситуация приводила к неэффективности всей системы государственного регулирования, контроля и надзора за российским финансовым рынком и выступала тормозом развития этого важнейшего сектора экономики страны.

И вследствие контроль за деятельностью некредитных организаций, в том числе инвестиционных и пенсионных фондов, страховых, клиринговых, микрофинансовых организаций, рейтинговых агентств, бирж, иных участников рынка ценных бумаг, перешел к Центральному банку.

С 1 сентбря 2013 года полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам (ФСФР) по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков переданы Банку России. С этого дня Центральный банк РФ (Банк России) стал мегарегулятором финансовых рынков страны.

К ЦБ перешли полномочия ФСФР России по нормативно-правовому регулированию финансового рынка (без наделения правом представлять в Правительство РФ проекты федеральных законов и проекты нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ). Помимо того, теперь Банк России осуществляет полномочия по контролю и надзору за финансовыми некредитными организациями, к числу которых относятся:

  • ? профессиональные участники рынка ценных бумаг (брокеры, дилеры, управляющие, депозитарии, специализированные регистраторы);
  • ? управляющие компании и специализированные депозитарии инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;
  • ? акционерные инвестиционные фонды;
  • ? клиринговые организации;
  • ? организаторы торговли, в том числе биржи (товарные, валютные и фондовые) и внебиржевые организаторы торгов;
  • ? центральный депозитарий;
  • ? субъекты страхового дела, в том числе страховые компании и страховые брокеры;
  • ? негосударственные пенсионные фонды;

Кроме того, Банк России осуществляет контрольные и надзорные полномочия в отношении эмитентов при осуществлении ими деятельности на финансовых рынках, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах. В этих сферах Банк России осуществляет контроль и надзор в целях защиты прав и законных интересов акционеров и инвесторов.

Вместе с тем необходимо отметить, что регулирование, контроль и надзор за некоторыми сегментами финансового рынка выведены за пределы компетенции Банка России. Так, Минфин России осуществляет регулирование в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений. Для выполнения этой функции ему предоставлено полномочие по принятию нормативных правовых актов в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Минтруд России осуществляет регулирование и контроль за соблюдением Пенсионным фондом РФ (ПФР) законодательства о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений (за исключением функций контроля за ПФР, возложенных на Банк России).

При этом Минфин России отправляет специализированному депозитарию, управляющим компаниям, брокерам, кредитным организациям и негосударственным пенсионным фондам запросы о предоставлении соответствующей информации. Антимонопольный контроль на финансовом рынке, как и ранее, осуществляет Федеральная антимонопольная служба (ФАС России). финансовый рынок банк россия С 3 марта 2014 года Совет директоров Центробанка принял решение о ликвидации Службы Банка России по финансовым рынкам (СБРФР) и о создании в составе центрального аппарата Банка России 9 новых структурных подразделений, в компетенцию которых будет входить развитие и функционирование финансовых рынков.

  • -Департамент развития финансовых рынков;
  • -Департамент допуска на финансовые рынки;
  • -Департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций;
  • -Департамент страхового рынка;
  • -Департамент коллективных инвестиций и доверительного управления;
  • -Департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка;
  • -Главное управление рынка микрофинансирования;
  • -Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках;
  • -Служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

Задачами данных структурных подразделений являются:

  • ? участие в развитии финансового рынка РФ и его инфраструктуры;
  • ? участие в обеспечении стабильности финансового рынка РФ, в том числе оперативное выявление и противодействие кризисным ситуациям;
  • ? проведение анализа состояния и перспектив развития финансовых рынков в части сферы деятельности некредитных финансовых организаций;
  • ? формирование конкурентной среды на финансовом рынке РФ;
  • ? регулирование, контроль и надзор за некредитными финансовыми организациями;
  • ? защита прав и законных интересов акционеров и инвесторов на финансовых рынках, страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей, признаваемых таковыми в соответствии со страховым законодательством, а также застрахованных лиц по обязательному пенсионному страхованию, вкладчиков и участников негосударственного пенсионного фонда по негосударственному пенсионному обеспечению;
  • ? обеспечение контроля за соблюдением требований законодательства РФ о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

Основными их функциями являются:

  • ? регистрация выпусков (дополнительных) эмиссионных ценных бумаг, их проспектов и отчетов об итогах выпуска;
  • ? лицензирование деятельности финансовых некредитных организаций;
  • ? контроль и надзор за деятельностью финансовых некредитных организаций;
  • ? согласование и регистрация документов финансовых некредитных организаций;
  • ? выдача предписаний и разрешений финансовым некредитным организациям;
  • ? ведение реестров (финансовых некредитных организаций, их саморегулируемых организаций, аттестованных лиц и др.);
  • ? аккредитация организаций, осуществляющих аттестацию специалистов финансового рынка, информационных агентств и т. д.;
  • ? присвоение статуса центрального депозитария;
  • ? составление протоколов и рассмотрение дел о привлечении к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство о финансовом рынке (за исключением кредитных организаций и их должностных лиц);

Регулирования денежного рынка осуществляется через:

  • -Регулирование норматива обязательных резервов;
  • -Операции на открытом рынке;
  • -Манипулирование учетной ставкой процента.

Регулирование фондового рынка представляет собой упорядочение деятельности всех его участников (эмитентов, инвесторов, посредников, организаций и прочих участников) и операций между ними со стороны уполномоченных органов. Рынок ценных бумаг и биржевой деятельности. Оно охватывает различные виды деятельности и операций, осуществляемых на рынке ценных бумаг: эмиссионные, посреднические, инвестиционные, спекулятивные, залоговые, трастовые и т. д.

Государственное регулирование рынка ценных бумаг является механизмом для поддержания равновесия взаимных интересов всех участников рынка ценных бумаг в рамках действующего законодательства. Оно необходимо, поскольку существует потребность в создании нормальных условий работы всех его участников, защите их прав, поддержании ценообразования в зависимости от спроса и предложения на рынке, развитии инфраструктуры фондового рынка. Его важная роль заключается не только в развитии рынка ценных бумаг, но и в развитии экономики всей страны.

Основными будущими направлениями Банка России как мегарегулятора финансовых рынков в отношении НФО (некредитных финансовых организаций) станут.

  • 1. Создание пруденциальной системы надзор. Главная цель такой системы — предупреждение совершения нарушений законодательства РФ за счет своевременного выявления на рынке зон с повышенным уровнем риска.
  • 2. Разработка различных нормативов ликвидности и риска с учетом нормативов собственного капитала (средств) для некредитных финансовых организаций. Данный подход заменит существующий, который уравнивал всех участников рынка и устанавливал единые требования к размеру собственных средств без учета степени риска деятельности каждого участника.
  • 3. Изменение состава, сроков и порядка представления отчетности и различных уведомлений. Одной из причин появления мегарегулятора является создание единого информационного центра финансового рынка, на базе которого будет проводиться мониторинг состояния рынка и приниматься взвешенные решения по его регулированию. Формы, сроки и порядок сдачи отчетности, впрочем, как и сами методы регулирования, для всех видов организаций финансового рынка будут унифицированы. Процедура представления отчетности упростится и систематизируется, многие формы отчетности будут отменены взамен на сокращение отчетного периода, вплоть до представления отчетности на ежедневной основе, как сейчас это требование действует для кредитных организаций.
  • 4. Изменение лицензионных требований к участникам рынка. С помощью ужесточения или смягчения лицензионных требований регулятор будет контролировать количество участников, их качество, конкуренцию на рынке, а также устанавливать порог входа для новых игроков.
  • 5. Передача части функций регулятора саморегулируемым организациям (далее — СРО). На практике уже многие функции регулятора выполняются СРО, например, аттестация специалистов, проведение проверок членов СРО — участников рынка, сопровождение процедур лицензирования, разработка типовых форм договоров РЕПО и производных финансовых инструментов. Существуют все основания полагать, что сформировавшаяся тенденция сохранится, и законодательно будет установлено требование об обязательном членстве участников рынка в СРО. Данный подход в дальнейшем заменит лицензирование, но будет действовать только в отношении определенных видов участников финансового рынка. Такая практика уже действует на рынке аудиторских, строительных и оценочных услуг. При этом кредитные организации и системно значимые участники финансового рынка останутся под прямым контролем Банка России.
  • 6. Создание координационного органа в составе Банка России, в который будут входить представители различных министерств и ведомств, а также представители профессионального сообщества. Данный орган позволит учитывать мнение участников рынка и проводить единую взвешенную государственную политику в финансовой сфере страны.
  • 7. Повышение доверия потребителей финансовых услуг. Сюда входят мероприятия по повышению финансовой грамотности населения, изменение системы налогообложения, направленной на повышение привлекательности инвестиций в инструменты финансового рынка, выявление финансовых пирамид и пресечение их деятельности на самой ранней стадии, создание института финансовых омбудсменов.

Таким образом, в настоящий момент Банк России является структурой, практически монопольно формирующей политику в сфере финансового рынка.

  • 1 по горизонтали Кто осуществляет регулирование и контроль за соблюдением Пенсионным фондом РФ (ПФР) законодательства о формировании и об инвестировании средств пенсионных накоплений (Минтруд)
  • 1 по вертикали как называется орган осуществляющим регулирующую деятельность над всем финансовым рынком практически единолично, в РФ это ЦБ (мегарегулятор)
  • 2 по вертикали — Одной из форм регулирования финансового рынка, отличительная черта которого независимость является? (саморегулирование)
  • 3 по вертикали — Какая служба осуществляет регулирование в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений (Минфин)
  • 4 по горизонтали — в отношении кого Банк России осуществляет контрольные и надзорные полномочия при осуществлении ими деятельности на финансовых рынках, а также в сфере корпоративных отношений в акционерных обществах (эмитент)
  • 5 по горизонтали — как назывался орган, передавший полномочия ЦБ (Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР))
  • 5 по вертикали — Регулирование подразделяется на регулирование рынка ценных бумаг, денежного рынка и ??? (фондовый)
  • 6 по вертикали — Главная цель какой системы надзора — предупреждение совершения нарушений законодательства РФ за счет своевременного выявления на рынке зон с повышенным уровнем риска. (пруденциальная)
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой