Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пути совершенствования учета и аудита материалов

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Значительные резервы повышения эффективности использования производственных запасов непосредственно в самом предприятии. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В то же время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе. Как… Читать ещё >

Пути совершенствования учета и аудита материалов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Пути совершенствования бухгалтерского учета материально-производственных запасов

Выявленные недостатки в организации бухгалтерского учета явились предпосылками для разработки путей совершенствования учета и аудита материалов с целью более эффективного их использования и приведения в соответствие c нормами бухгалтерского учета.

Для устранения каждого из выявленных недостатков в работе рассматриваемой организации предлагается:

1. Для совершенствования документооборота и порядка учета расчетов с поставщиками рекомендуется отражать в учете полученные товарно-материальные ценности в день их фактического поступления на склад. При отсутствии счетов-фактур от поставщиков товарно-материальные ценности следует учитывать по ценам, предусмотренным соответствующими хозяйственными договорами с поставщиками (протоколами согласования цен и пр.). Также необходимо улучшить схему документооборота с тем, чтобы информация о поступивших материалах попадала в бухгалтерию в самые кратчайшие сроки (в день обработки ТТН на складе и в день получения счета-фактуры предприятием), избегая простоя документов на складах и в финансовом отделе с обязательным отражением данных требований в учетной политике предприятия.

Существующая схема документооборота показана на рисунке № 5 стр. 71, предлагаемая на рисунке № 6 стр. 72.

Склад Поставщик Бухгалтерия.

Финансовый отдел Рисунок № 5. Существующая схема документооборота.

Склад В день обработки Поставщик Счет Бухгалтерия.

Финансовый отдел Рисунок № 6. Предлагаемая схема Таким образом в результате предложенных изменений бухгалтерия будет получать счета-фактуры непосредственно в день их поступления в ЗАО «Поиск 1» и тогда же передавать копию счета-фактуры в финансовый отдел, что позволит существенно ускорить процесс обработки данных в бухгалтерии и позволит избежать отражения счетов поставщиков не в соответствующем периоде.

  • 2. Для оптимизации работы складского подразделения договор поставки с основным поставщиком предлагается составить с учетом требований пункта 3 статьи 168 части второй Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно, в договор следует внести изменения, касающиеся сроков представления счета фактуры. Если ранее, согласно договору, поставщик имеет право предоставлять в ЗАО «Поиск» 1 счета-фактуры в течение 30 дней с момента поставки материала, то в соответствии с требованиями Налогового Кодекса РФ — счета-фактуры на поступившие товарно-материальные ценности должны предоставляться покупателю не позднее 5 дней со дня отгрузки товара.
  • 3. Для улучшения организации складского учета рекомендуется:

ь Наладить своевременный учет прихода и расхода материалов на складах;

ь Своевременно маркировать поступившие на склад материалы индивидуальными бирками;

ь На инвентарных карточках указать информацию о местонахождении материала на склада;

ь Произвести нумерацию полок и стеллажей на складах.

4. Для получения более объективной информации о реальной стоимости материалов, организации предлагается формировать резервы под снижение стоимости материальных ценностей. плане счетов бухгалтерского учета введен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Появление такого счета вызвано правом организаций в конце отчетного года отражать в бухгалтерской отчетности материально-производственные запасы по текущей рыночной стоимости, если она ниже стоимости материальных ценностей, принятой к бухгалтерскому учету. На указанную разность образуются резервы под снижение стоимости материальных ценностей за счет внереализационных расходов. В начале периода следующего за периодом, в котором произошло образование резервов, зарезервированная сумма восстанавливается путем увеличения внереализационного дохода. В бухгалтерском балансе сумма резервов отдельно не отражается, а учитывается при составлении соответствующих строк, характеризующих состояние материальных ценностей, уменьшая их стоимость, по которой они числятся в бухгалтерии.

В ходе проведения аудиторской проверки была собрана информация о непригодных к употреблению, залежалых и тому подобных материалах. В частности в ЗАО «Поиск 1» были получены следующие данные:

ь имеется перечень неликвидных материалов (например, дорогие запчасти к автомобилям TOYOTA или новые запчасти к снятым с эксплуатации устройствам). Согласно этому перечню общая сумма неликвидов в подразделении чуть меньше одного миллиона рублей (при общей сумме хранящихся там материалов в 272 млн. рублей). Однако при анализе данных по складу № 10 (склад запчастей) выяснилось, что только на этом складе фактическая сумма неликвидных материалов превышает 2 миллиона (что составляет около 11% от общей суммы материалов на складе). При анализе данных по складу № 3 (склад труб) выяснилось, что и на этом складе процент неликвидных материалов составляет около 8%). Таким образом, по результатам совокупного анализа данных средний процент неликвидных материалов на предприятии равен 9% (25 млн руб.). Т. е. 25 млн руб. или 9% материальных ценностей компании составляет на конец 2006 года (цифры приведены в миллионах рублей).

Общая стоимость материальных ценностей компании 730.

Расчетный процент неликвидных материалов 9.

Общая сумма резерва 25.

278 Х 9% = 25.

Таким образом общая сумма резерва, на которую необходимо уменьшить стоимость материалов равна 25 миллионов рублей.

В бухгалтерском учете данная операция отражается следующим образом:

Дт 91 «Прочие доходы и расходы» 25.

Кт 14 «Резервы под снижение стоимости материалов» 25.

В начале периода, следующего за периодом в котором произведена эта запись, зарезервированная сумма восстанавливается:

Дт 14 «Резервы под снижение стоимости материалов» 25.

Кт 91 «Прочие доходы и расходы» 25.

Значительные резервы повышения эффективности использования производственных запасов непосредственно в самом предприятии. Являясь одной из составных частей оборотных средств, они играют важную роль в обеспечении непрерывности процесса производства. В то же время производственные запасы представляют ту часть средств производства, которая временно не участвует в производственном процессе. Как выяснилось из результатов проведения аудиторской проверки компании наблюдалась нерациональная организация производственных запасов. В частности, купленное в апреле 2006 года оборудование для строительства не использовалось для производственных нужд и до конца года хранилось на складе. Закупленная в декабре 2006 года большая партия грунта не использовался до следующего сезона, благоприятного для строительства (май-июнь 2007г).

Таким образом, данные операции отвлекают из оборота денежные средства, свидетельствуют о недостатках материально-технического обеспечения, неритмичности процессов производства и реализации продукции. Все это приводит к омертвению ресурсов, их неэффективному использованию.

Рациональная организация производственных запасов является важном условием повышения эффективности использования оборотных средств. Основные пути сокращения производственных запасов сводятся к их рациональному использованию, ликвидации сверхнормативных запасов материалов, совершенствованию нормирования, улучшению организации снабжения, в том числе путем установления четких поставок и обеспечения их выполнения, оптимального выбора поставщиков, налаженной работы транспорта. Важная роль принадлежит улучшению организации складского хозяйства.

5. Для получения более точной информации о величине активов, а также простоты и объективности вычислений, компании рекомендуется перейти при списании материалов с метода списания по себестоимости каждой единицы на метод ФИФО, т.к. метод списания по себестоимости каждой единицы требует четкого учета каждой покупки. Для использования данного метода необходимо знать, из какой партии берется данное имущество, и списывать на затраты по цене приобретения именно данной партии.

В таблицах приведены сравнительные примеры использования метода средней себестоимости и методов ФИФО и ЛИФО, и показано влияние их применения на отдельные финансовые показатели.

Таблица № 8. Расчеты списания материалов по способам средней себестоимости, ФИФО и ЛИФО.

№ п/п.

Количество (кг).

Покупная цена.

Сумма (руб.).

А. Исходные данные.

Остаток на 1 апреля.

5−00.

Поступило в апреле:

Первая партия.

10−00.

Вторая партия.

12−00.

2. Совершенствование рабочих документов аудитора. Составление опросного листа. Существенную роль в формировании у аудитора представления о состоянии учета на предприятии играет опросный лист. В примере представлен примерный перечень вопросов, относящихся к учету материалов.

Составление опросного листа — это один из этапов сбора аудиторских доказательств, на основании которых аудитор проводит дальнейший анализ полученной информации.

В этой работе наиболее применимыми считаются процедуры проверки состояния складского хозяйства и сохранности МПЗ в виде ответов на вопросы соответствующего теста (таблица № 10).

бухгалтер аудитор материальный запасы Опросный лист для оценки системы внутреннего контроля при аудите материалов Таблица № 10.

№ п/п.

Направления и вопросы контроля.

Ответы.

Примечания.

Да.

Нет.

Н/О.

1. Сохранность материалов.

1.1.

  • · Защищены ли помещения складов от доступа посторонних лиц?
  • · Имеется ли:
    • — охрана
    • — пожарная сигнализация
  • · Контролируется ли выдача и вывоз ценностей?

1.2.

Проводятся ли инвентаризации материальных ценностей (обязательные, плановые, внезапные)?

1.3.

Оформляются ли результаты инвентаризации соответствующими документами (инвентаризационные описи, сличительные ведомости)?

1.4.

Составляются ли на дату инвентаризации отчёты материально-ответственных лиц?

1.5.

Имеется ли постоянно действующая инвентаризационная комиссия?

1.6.

Привлекаются ли к ответственности лица, виновные в кражах, хищениях?

1.7.

Обеспечивается ли ведение сортового количественного аналитического учёта на складе?

1.8.

Заключаются ли договора о материальной ответственности с кладовщиками, заведующими складами и др.

1.9.

Материальная ответственность не закрепляется за лицами, которые ранее привлекались к ответственности за хищения.

1.10.

Бухгалтерский учёт ведут лица, не имеющие доступа к материальным ценностям.

1.11.

Разработаны ли должностные инструк-ции, разграничивающие обязанности и ответственность работников при осуществлении операций с материалами инструкции по хранению, приёмке, отпуску материалов.

Контролируется ли соблюдение этих инструкций?

2. Движение материалов, первичный учёт.

2.1.

Применяются ли унифицированные формы первичной документации?

2.2.

Составляются ли приходные и расходные документы на каждую операцию?

2.3.

Заполняются ли все обязательные реквизиты?

2.4.

Документы составляются в день совершения операции?

2.5.

Все ли машинные документы распечатываются?

2.6.

Имеются ли образцы заполнения документов, образцы подписей материально ответственных лиц?

2.7.

Производится ли нумерация первичных документов?

2.8.

Фиксируются ли документы (счета-фактуры, доверенности) в журналах регистрации?

2.9.

Производится ли проверка полноты оприходования материалов?

2.10.

Применяется ли система нормирования расхода материалов?

2.11.

Утверждается ли сверхнормативный расход администрацией?

2.12.

Выявляются ли лица, виновные в перерасходе?

2.13.

Произведено ли деление материалов на классификационные группы?

2.14.

Применяется ли система кодирования номенклатуры материалов?

2.15.

Применяются ли при отпуске и приёмке материалов измерительные приборы и инструменты?

3. Обобщение данных первичного учёта, бухгалтерский учёт.

3.1.

Прикладываются ли первичные документы к отчётам материально ответственных лиц?

3.2.

Сверяются ли данные этих отчётов с данными первичного учёта?

3.3.

Производится ли проверка отчётов на арифметическую точность?

3.4.

Применяются ли программы автоматизации бухгалтерского учёта материалов?

3.5.

Оговорены ли в учётной политике принципы учёта материалов (используемые счета, методы оценки и др.)?

3.6.

Проводится ли регулярная сверка данных ведомостей (10), журналов-ордеров (6,7,10) с Главной книгой?

3. Внедрение и разработка в производство отраслевые нормативные положения и организационные регламенты внутреннего аудита. Для этого аудитор должен самостоятельно повышать свою квалификацию путем:

ь Изучения законов, стандартов, инструкций и других нормативных актов, вносимых в них дополнений и изменений;

ь Соблюдение общепринятых моральных норм и правил как руководства, так и группы внутреннего аудита.

  • 5. Обязательное вменение в обязанности внутреннего аудитора подготовку и ответственность за результаты внешней проверки. Т. к. основной задачей внутреннего аудита является обеспечение подготовки предприятия к внешней аудиторской проверке.
  • 5. Консультирование работников предприятия по вопросам учета, отчетности, нормативно-правового обеспечения. проводить контроль за проведением и исправлением замечаний.

В организации органы управления предприятия, определяющие организационно-правовой статус внутренних аудиторов, нормативно-правовое обеспечение, проверку их работы, должны внедрить в практику специфические средства их труда (стандарты, норм, руководств, положений, должностных инструкций).

6. Для более эффективной внутренней системы контроля необходимо ввести документ, детализирующий и регламентирующий единое требование к осуществлению и оформлению аудита. Таким документом определен стандарт аудиторской деятельности «Внутренний контроль качества аудита».

Внутрифирменный контроль качества обеспечивается:

ь Порядком распределения обязанностей сотрудников в ходе осуществления проверки;

ь Установление требований к системе контроля качества;

ь Установление порядка контроля качества.

7. Для совершенствования порядка проведения аудита нужно установить последовательность аудиторской проверки, а для этого в соответствии с федеральным Правилом № 3 «Планирование аудита» составляется программа аудиторской проверки по разделу «Материально-производственные запасы», являющаяся частью общей программы аудита.

Перечень вопросов, подлежащих рассмотрению в ходе аудита МПЗ:

Оценка эффективности системы внутреннего контроля в отношении МПЗ:

обоснованность и оптимальность выбора в учетной политике организационно-технических и методических аспектов данного участка учета;

представление финансовой информации наиболее эффективным образом в целях ее оптимального использования уполномоченными лицами;

проверка объективности информации, представленной в бухгалтерской отчетности, об имеющихся в наличии МПЗ;

проверка организации системы утверждений (наличие приказа об установлении круга лиц, которым дано право подписывать документы на отпуск МПЗ со склада).

Проверка обеспечения контроля за наличием и сохранностью МПЗ:

организация складского хозяйства для различных видов МПЗ;

соблюдение условий хранения (обеспечение измерительными приборами);

правильность классификации и группировки МПЗ (сырье, основные и вспомогательные материалы, запчасти и т. д.);

правильность хранения собственных МПЗ и находящихся в организации на иных условиях (на ответственном хранении, на комиссии, давальческое сырье);

организация материальной ответственности за МПЗ;

организация аналитического учета МПЗ;

организация проведения инвентаризации МПЗ;

соблюдение сроков проведения инвентаризации МПЗ согласно учетной политике;

правильность отражения в учете результатов инвентаризации (проверка материалов о результатах годовой инвентаризации МПЗ).

Проверка правильности документального оформления движения МПЗ:

наличие первичных документов, подтверждающих движение МПЗ;

применение унифицированных форм первичной учетной документации;

особенности документального оформления (соответствие содержания первичного документа сути хозяйственной операции).

Проверка полноты и своевременности оприходования материальных ценностей:

наличие и правильность оформления договоров;

соответствие поступающих МПЗ условиям договоров;

реальность кредиторской задолженности по МПЗ;

правильность учета неотфактурованных поставок и МПЗ в пути.

Проверка правильности оценки МПЗ при их оприходовании и списании в производство:

правильность оценки МПЗ в текущем учета и в балансе;

правильность формирования учетной стоимости отечественных и импортных материальных ценностей и соблюдение условий договоров и учетной политики.

Проверка использования материальных ценностей на производственные и другие цели:

законность и целесообразность расходования МПЗ;

использование МПЗ по различным направлениям деятельности;

правильность оценки МПЗ при их списании.

Проверка правильности отражения материальных ценностей на счетах бухгалтерского учета:

отражение операций оприходования и списания МПЗ в регистрах синтетического учета;

вопросы налогообложения, связанные с оприходованием и списанием МПЗ;

сверка данных синтетического и аналитического учета;

правильность списания недостач и порчи МПЗ.

Поставленные задачи решаются путем выполнения определенного набора аудиторских процедур, которые выбираются при планировании аудита и в ходе проверки уточняются. Советом по аудиторской деятельности при Минфине РФ 23 апреля 2004 г. утверждены Методические рекомендации по сбору аудиторских доказательств достоверности показателей материально-производственных запасов в бухгалтерской отчетности (протокол от 22.04.04 № 25). Данные методические рекомендации содержат описание основных аудиторских процедур, выполнение которых позволит получить необходимые доказательства достоверности показателей отчетности в отношении наличия и движения МПЗ. Методика носит рекомендательный характер и может быть принята за основу при разработке внутрифирменных стандартов аудита МПЗ. К каждой процедуре разработаны свои рабочие документы. Они представлены в виде таблиц. Профессиональное сообщество аудиторов рекомендует в ходе проведения аудита МПЗ осуществить 40 процедур. Все они разбиты на три этапа. На первом этапе выполняются процедуры подготовки и планирования аудита (9 процедур). Здесь производится оценка степени надежности внутреннего контроля. Для этого аудитор должен использовать тесты внутреннего контроля учета МПЗ и получить от работников бухгалтерии ответы на вопросы, которые позволят ему определить, какие процедуры необходимо использовать при дальнейшей проверке. На втором этапе осуществляются процедуры, выполняемые в ходе проверки по существу (29 процедур). И, наконец, третий этап носит заключительный характер, связанный с анализом ошибок и их влиянием на показатели отчетности (2 процедуры).

Конкретный порядок проведения процедур и их содержание должны определяться исходя из особенностей хозяйственной деятельности проверяемой организации.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой