Рынок платежных систем Российской Федерации
Первый — это предоставление овердрафта на короткий срок (1−2 месяца), по истечении которого клиент должен полностью погасить задолженность. После полного погашения задолженности клиенту снова доступен кредитный лимит в полном объеме, таким образом, в течение установленного периода происходит полное погашение овердрафта и появляется возможность возникновения нового. В случае непогашения овердрафта… Читать ещё >
Рынок платежных систем Российской Федерации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Классификация платежных карт по разнообразным признакам — очень многогранная тема. Платежные системы используют свою классификацию карточных продуктов применительно к клиентским группам, разделяя виды карт по сфере применения и социальному статусу держателя. Кратко остановимся на платежных системах, применяемых на российском рынке. Их можно разделить на международные и национальные.
Из международных платежных систем в России активно работают MasterCard International (далее — MasterCard), Visa International (далее — Visa), Diners Club и American Express. При этом MasterCard и Visa являются лидерами рынка, предлагая сходную и достаточно широкую линейку продуктов. На частый вопрос клиентов: «Какую же карту лучше выбрать MasterCard или Visa, какие у них отличия и особенности?» — сотрудник банка может с некоторым основанием ответить, что эти системы практически идентичны и отличий у карт этих систем не больше. В свою очередь, продукты систем Diners Club и American Express относятся к премиальному сектору и характеризуются значительным сервисным пакетом и, соответственно, высокой стоимостью обслуживания. Антонов Н. Г. Денежное обращение, кредит и банки. — М.: Экономика, 2003.
Карты национальных платежных систем, такие как Юнион Кард, Cyber Plat, Сберкарт, Золотая корона, имеют преимущественное «хождение» по территории России и практически не имеют точек приема за рубежом. При этом данные системы имеют определенное конкурентное преимущество перед международными платежными системами — более низкая стоимость каждой операции, а также большая адаптированность к российским реалиям и большая функциональность на локальном рынке.
В соответствии с Положением об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт № 266-П от 24 декабря 2004 г. (в ред. Указаний ЦБРФ от 21.09.2006 № 1725-У, от 23.09.2008 № 2073;У) выделяют расчетную (дебетовую), кредитную и предоплаченную карты. Рассмотрим каждый вид карты подробнее.
Существуют два вида расчетных карт: дебетовая карта и карта с разрешенным овердрафтом. В первом случае клиент может распоряжаться только теми средствами, которые он внес на карту, при наличии нулевого остатка карта уже не может быть использована. Карта с разрешенным овердрафтом позволяет как пользоваться собственными средствами клиента, внесенными на счет, так и получать кредит банка, когда свои средства заканчиваются. Хотя это и не совсем верное с профессиональной точки зрения определение, но по карте с разрешенным овердрафтом может быть как положительный, так и отрицательный остаток. Далее подробно рассмотрим обе карты.
По кредитной карте клиент может пользоваться только кредитом, предоставленным банком, по ней не может быть положительного остатка, т. е. или держатель карты должен банку, или не должен. Ранее если клиент вносил сумму, превышающую долг, то сумма превышения была использована только на очередное погашение кредита, но не для платежей по карте, в настоящий момент остаток собственных средств может быть использован для осуществления оплаты товаров и услуг, а так же выдачи наличных (данная операция проходит с установленной банком комиссией).
Предоплаченная карта — карта, остаток по которой возникает в момент ее покупки в банке, на сумму, которую внес клиент. Предоплаченная карта обычно безымянная, для ее использования клиенту не открывается банковский счет, и она не может быть в дальнейшем пополнена. Аналогами банковских предоплаченных карт являются всевозможные скрэтч-карты сотовых операторов, интернетдеров или даже проездные билеты в метро. По предоплаченной карте клиент вносит деньги в счет будущей оплаты товаров или услуг.
Предлагаемая Центральным банком Российской Федерации (Банком России) классификация платежных карт, возможно, наиболее близка, но все же хочу несколько расширить ее. Обращаясь к литературе, можно выделить следующую классификацию банковских платежных карт по маркетинговым целям бизнеса: «В общем случае можно выделить три главных направления использования платежных карт:
- * для работы с клиентами банка — физическими лицами;
- * для работы с юридическими лицами и их сотрудниками в рамках зарплатных проектов;
- * карты могут предлагаться корпоративным клиентам в качестве дополнительной услуги для оплаты представительских расходов (корпоративные карты)" Пластиковые карты. 5-е издание, перераб. и доп. М.: ИГ «БДЦ-пресс», 2009.С.29.
Приведенную выше классификацию можно использовать как начальную, но в рамках рассмотрения розничного бизнеса особенно интересуют карты для работы с физическими лицами или, как их называют, «розничные карты». Данные карты можно подразделять с точки зрения выделения особенностей их функционирования при формировании клиентских предложений. То есть основным методом классификации можно выбрать отличия в использовании банковских платежных карт их держателями. Это не значит, что данный метод классификации может быть использован только для розничных карт; в неполном объеме, с некоторыми уточнениями и ограничениями его можно перенести и на остальные направления. В общем можно выделить четыре основных клиентских направления функционирования карточных продуктов (рис. 1.1).
Внутри приведенной классификации можно и далее выделять разнообразные категории в зависимости от условий обслуживания кредита или счета. Но остановлюсь на приведенном уровне классификации, считая, что отличия в обслуживании приведенных продуктов могут устанавливаться банками, которые могут достаточно широко модифицировать свои карточные продукты, создавая подчас достаточно экзотические конструкции. Все остальные модификации платежных карт:
- * микропроцессорные и магнитные;
- * именные и неименные;
- * международные и локальные и т. д.
С той или иной степенью допущения можно подвести под приведенную классификацию, и указанные признаки станут просто особенностью функционирования карточного продукта со своими плюсами или минусами.
Дебетовая карта — инструмент доступа к банковскому счету клиента, позволяющий распоряжаться денежными средствами в пределах остатка по счету. Операции, совершенные с использованием дебетовой карты, отражаются на банковском счете держателя карты, и в случае недостатка средств на счете держателю карты предоставляется неразрешенный овердрафт. И то, что этот овердрафт неразрешенный, отличает ее от карты с разрешенным овердрафтом.
Признаки, по которым клиент может определить дебетовую карту:
- — клиенту открывается банковский счет. Это важный, но не определяющий фактор, так как в соответствии с действующим законодательством, п. 1.12 Положения ЦБ РФ № 266-П операции по расчетным (дебетовым) и кредитным картам совершаются по банковскому счету. Соответственно, в настоящее время при оформлении любой карты клиенту открывается банковский счет, клиент оформляет заявление на получение карты и подписывает условия использования карты, регулирующего отношения по выпуску и обслуживанию карты Банковское дело. Учебник / Под ред. В. И. Колесникова, Л. П. Кроливецкой. -М.: Финансы и статистика, 2009. — 340 с.
- — клиенту разрешается пользоваться картой в пределах остатка средств по счету. Этот пункт уже является основополагающим при определении дебетовой карты, т. е. клиент не имеет права воспользоваться средствами больше суммы собственных средств, размещенной на банковском счете. В этом случае карта выступает инструментом, с помощью которого клиент может тратить свои деньги. Нельзя однозначно говорить, что у клиента не может возникнуть овердрафта по «классическим» картам (Visa Classic и MasterCard Standard, например, из-за курсовой разницы, возникшей по ранее проведенной операции в валюте, отличающейся от валюты счета карты) и картам более высоких категорий международных платежных систем. Поэтому практически все банки производят проверку и отсев клиентов, которым они готовы предоставить такие карты, несмотря на то, что это дебетовые карты. При этом «электронные» карты выдаются практически всем клиентам. Именно в связи с неразрешенностью овердрафта для дебетовых карт характерна следующая особенность
- — высокие тарифы или штрафы за неразрешенный овердрафт. В случае с дебетовыми картами процентная ставка и тем более штраф за использование неразрешенного овердрафта не выступают в качестве основной статьи доходов от эмиссии банковских карт, как в случае с кредитными или картами с разрешенным овердрафтом. Данный тариф является запрещающим и в какой-то мере «раздражающим». Высокие ставки этого тарифа заставляют клиента более внимательно следить за своим платежным балансом и не допускать возникновения овердрафта. Параллель можно провести с тарифами за утерю (порчу) карты и ПИН-кода, которые также не оставляют сколько-нибудь заметную статью доходов банка, но при этом заставляют клиента более внимательно относиться к банковской карте. В противном случае срабатывает стереотип, по которому люди относятся халатно к любым бесплатным услугам и не ценят их в должной мере.
Дебетовые карты выпускаются практически всеми российскими банками, работающими с платежными системами, и их получение в ряде случаев может рассматриваться как первый шаг в начале взаимоотношений клиент-банк. После периода положительного сотрудничества банк может предложить своим клиентам кредитную карту или карту с разрешенным овердрафтом. Тарифы по дебетовым картам в связи с их продолжительным присутствием на рынке не сильно различаются от банка к банку, могут быть небольшие отличия по стоимости обслуживания дополнительных карт, стоимости перевыпуска в случае утери (порчи), но в целом они похожи.
Кроме функционала карты как инструмента платежа за товары и услуги или снятия наличных, банки предоставляют множество дополнительных услуг, позволяющих сделать использование карты более удобным и безопасным. Наибольшее распространение в настоящее время получили услуги по получению информации об остатке и совершении операций на мобильный телефон с помощью смс-сообщения, управление карточным счетом и получение выписки с использованием Интернета, а также многие другие высокотехнологичные услуги. Конечно, эти же услуги могут применяться и к другим банковским операциям, но, учитывая, что карточный бизнес в настоящее время выступает локомотивом всех банковских технологических новинок, применительно к картам эти услуги получают наибольшее распространение.
Карты с разрешенным овердрафтом — это естественное продолжение развития дебетовых карт, можно даже сказать, что это их усовершенствованный вариант. Очень многие из карт, позволяющих клиентам получить денежные средства в кредит, являются дебетовыми картами с разрешенным овердрафтом.
С точки зрения клиента, карта с разрешенным овердрафтом представляет собой платежную карту, позволяющую осуществлять платежи как за счет средств держателя карты, размещенных на банковском счете, так и за счет кредита, предоставляемого банком в случае недостатка средств на счете. Кредит держателю карты предоставляется только в случае осуществления платежей с ее использованием и недостатка средств на счете клиента для их оплаты. Это карта из двух функционалов: счета клиента и кредитного лимита, представляемого клиенту банком. В случае достаточности средств на счете операции по карте производятся за счет средств клиента; как только на счете перестает хватать клиентских средств, банк начинает кредитовать клиента на сумму установленного кредитного лимита. Таким образом, с точки зрения клиента, на карте может быть или остаток на счете, или задолженность, которую необходимо погасить в сроки, указанные в договоре.
Такая схема взаимодействия клиента и банка во многих случаях может быть более выгодна для клиента, чем работа с классическими кредитными картами. Клиент не всегда берет деньги взаймы у банка, картой можно пользоваться как дебетовой, расплачиваясь собственными средствами, тем самым экономя на кредитных процентах. В связи с этой особенностью многие клиенты предпочитают карту с разрешенным овердрафтом классическим кредитным картам, хотя на самом деле условия и той и другой карты могут сильно варьироваться от банка к банку, и потери на одних тарифах компенсироваться льготированием других.
Условия предоставления овердрафта могут сильно различаться, но выделить два основных подхода, используемых банками.
Первый — это предоставление овердрафта на короткий срок (1−2 месяца), по истечении которого клиент должен полностью погасить задолженность. После полного погашения задолженности клиенту снова доступен кредитный лимит в полном объеме, таким образом, в течение установленного периода происходит полное погашение овердрафта и появляется возможность возникновения нового. В случае непогашения овердрафта в указанный срок банк начинает начислять повышенные или штрафные проценты. Такой подход получил распространение в рамках зарплатных проектов в связи с удобством погашения задолженности заемщиком, которому не надо посещать банк, и перечисление заработной платы автоматически погашает долг по карте. Естественно, что такой овердрафт обычно не может быть больше среднемесячной заработной платы заемщика, в противном случае заемщик может погасить задолженность в полном объеме. В рамках таких условий банки устанавливают сроки погашения задолженности. Это может быть фиксированное число каждого месяца или количество дней с момента возникновения задолженности. Оба подхода к срокам имеют свои плюсы и минусы. Фиксированное число означает концентрацию клиентских обращений на один в этот день в банке происходит наплыв клиентов, возникают очереди, что приводит к ухудшению качества обслуживания. Подход с определенным сроком задолженности более сложен для отслеживания клиентом, который может просто забыть, когда он воспользовался картой в рамках овердрафта. Используя последний подход, банк, конечно определяет посещения клиентов более-менее равномерно в течение месяца, но при этом банк должен наладить оперативное оповещение каждого клиента о необходимости погашения овердрафта за несколько дней до окончания срока действия разрешенной задолженности.
Второй подход к условиям предоставления овердрафта — это предоставление овердрафта на значительную сумму и на длительной срок. В этом случае клиент должен ежемесячно вносить минимальную сумму, установленную договором с банком, в погашение овердрафта и проценты за его использование. Конечно, клиенту никто не запрещает и полностью погасить овердрафт в течение первого месяца, но есть возможность рассрочить срок погашения или просто постоянно вносить минимальные суммы в погашение задолженности, принося доход банку. Такой овердрафт очень близок по условиям к кредитным картам.
Признаки, по которым клиент может отличить карту с овердрафтом от других видов карт:
- — клиенту открывается банковский счет. Это не основной признак, так как в соответствии с действующим законодательством банковский счет открывается для любой банковской карты, важнее то, что, как и в случае с дебетовой картой, средства с этого счета используются для оплаты товаров и услуг или снятия наличных денег. В дополнение к дебетовым картам средства с этого счета также используются для погашения овердрафта, хотя у дебетовых карт тоже может возникать овердрафт, правда неразрешенный.
- — клиенту разрешается допускать перерасход средств на счете. Это основной признак карт с овердрафтом. Для предоставления овердрафта с клиентом заключается соответствующий договор, при этом это не обязательно договор в традиционном смысле, а может быть тоже заявление на получение карты с разрешенным овердрафтом и просто овердрафт, если у клиента уже имеется дебетовая карта. Проводя аналогии, можно сказать, что эта карта действует как дебетовая, пока у клиента есть деньги на счете. Как только деньги кончаются, она становится кредитной. За пользование разрешенным овердрафтом банк обычно начисляет проценты по своим тарифам, которые в отличие от штрафных процентов у неразрешенного овердрафта не являются запрещающей мерой, а, наоборот, являются одной из важных статей доходов карточного бизнеса банка. Процентные ставки по овердрафту несколько различаются в зависимости от банка, у карт с овердрафтом и кредитных карт могут возникать многочисленные «скрытые» комиссии. В карточных тарифах устанавливать эти комиссии еще легче, чем в обычных кредитах. Сравнивая предложения различных банков, специалисты обращают внимание не только на процентную ставку за пользование овердрафтом, но и на комиссию за годовое обслуживание карты, стоимость снятия наличных в банкоматах банка-эмитента и других банков, разнообразные комиссии за дополнительные услуги (смс-информирование, выписка через Интернет, страховые пакеты). Бывает, что после выдачи карты банк сразу «включает» использование всех этих услуг, с чем клиент соглашается, подписывая заявление на карту. И только по итогам месяца (квартала/года) клиент выясняет, что стоимость владения картой значительно превышает стоимость годового обслуживания, на которое он рассчитывал, и приходится оплачивать много дополнительных услуг, которые далеко не всегда требуются клиенту.
Кредитная карта — одна из самых перспективных кредитных продуктов для физических лиц, постепенно заменяющий потребительские кредиты и кредиты на неотложные нужды. Главным преимуществом кредитных карт перед кредитами является возможность использования кредита, не отчитываясь перед банком о его целевом использовании, и возможность постоянного возобновления кредитной линии после погашения. Обычно кредитные карты предполагают длинные кредитные линии, которые гасятся равными частями, а по мере их погашения они возобновляются. Отличием данных карт от карт с разрешенным овердрафтом является отсутствие положительного остатка на карте. Кредитная карта может предполагать наличие выданного клиенту кредита или его отсутствие. Даже если клиент внес сумму больше, чем сумма задолженности, то она учитывается на отдельном счете и используется на погашение кредита после его возникновения. Причем кредит гасится в определенное число, оговоренное договором, а не сразу после возникновения. Эта особенность в некоторых случаях является не совсем выгодной клиенту, но она часто компенсируется наличием льготного (грейс) периода.
Исторически первые платежные карты Diners Club были кредитными и предполагали возможность расплачиваться в кредит в ресторанах, который клиент оплачивал после окончания расчетного периода. В России эволюция карт пошла обратным путем. Основным видом карт, эмитируемых российскими банками, были дебетовые, и предполагали возможность расплачиваться только в пределах денежных средств, внесенных клиентами на счет.
Эмиссия кредитных карт позволяет банкам выйти на новый уровень развития при небольших уровнях операционных затрат, привлекая новые клиентские группы:
- * выдав один раз карту, банку нет необходимости иметь разветвленную сеть классических учреждений, так как получение кредита клиентом предполагает использование ее в торгово-сервисном предприятии или получение наличности в банкомате;
- * пополнение карты и соответственно погашение кредита также может происходить через банкоматы или другие терминалы самообслуживания, оборудованные модулем приема наличных денежных средств, а также безналичным перечислением на банковский счет;
- * обработка карточных операций более автоматизирована, чем обслуживание классических кредитов, что также облегчает для банка проведение этих операций, удешевляя себестоимость операций.
Необходимо отметить, что карточные кредиты — более доходный продукт по сравнению с классическими кредитами за счет всевозможных дополнительных операционных комиссий, возникающих в процессе обслуживания карты (плата за годовое обслуживание, выдачу наличных, предоставление выписок и копий чеков и т. п.). Эти комиссии незаметны и не раздражают клиентов, тем более есть выбор (например, не снимать наличные, а оплатить покупку картой), но при достаточном объеме эмиссии представляют довольно значительную статью доходов банка.
Для банковских предоплаченных карт в Положении ЦБ РФ № 266-П дано четкое определение предназначения предоплаченной карты: «Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией — эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования держателя предоплаченной карты к кредитной организации — эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств.
Есть и более расширенное и ориентированное на зарубежную практику определение предоплаченных карт (не только банковских): Prepaid card — предварительно оплачиваемая карточка; термин относится к целому ряду дебетовых карточек (с магнитной полосой, с микропроцессором), используемых для расчетов за товары или услуги в пределах предварительно уплаченной суммы; общими признакам и предварительно оплачиваемых карточек являются: загруженная на карточки «ценность», немедленное дебетование «ценности» на карточке в момент оплаты за товары или услуги; небольшая величина «ценности». Некоторые российские банки уже давно анонсировали выпуск предоплаченных (prepaid) и подарочных карт (gift card).
Gift card (подарочная карта) — предоплаченная карта, дающая ее владельцу право на получение товаров или услуг на сумму, указанную на карте; обычно используется в качестве подарка вместо «вещевого» или денежного подарка. При более близком рассмотрении эти продукты оказались обычными картами мгновенного выпуска без указания фамилии на них.
Подарочные карты пришли на смену подарочным сертификатам магазинов — бумажным купонам, на которых проставлена сумма, на которую можно приобрести товары в магазине, выдавшем сертификат. В банке подарочную карту можно купить на любую сумму (хотя верхний порог всегда ограничен), чаще всего на ней даже отсутствует фамилия и имя держателя, так что ее можно подарить любому человеку. Получив такой подарок, человек сам решит, что для него важно и полезно, и купит это там и тогда, где и когда ему будет удобно. Финансы, денежное обращение и кредит / Под ред. Сенчагова В. К., Архипова А. И. М.: Проспект, 2010.
В зарубежной практике банковские предоплаченные карты принято разделять на два вида — перезагружаемые и неперезагружаемые. По неперезагружаемым картам возможно только первоначальное пополнение, а иногда номинал карты указывается прямо на карте и далее карта используется, пока не будет израсходована внесенная сумма. Перезагружаемые позволяют проводить по ним пополнения и использовать как обычную банковскую карту. Это очень важное отличие зарубежной практики от российской действительности, так как на основании одной из трактовок российского законодательства (Положения ЦБ РФ № 266-П) перезагружаемые предоплаченные карты российские банки эмитировать не могут и вынуждены будут ограничиться эмиссией неперезагружаемых карт.
Банковские подарочные карточки появились в конце 2002 г. Одним из первых банков, начавших продавать подарочные карточки, был National City Corp. Несколько лет он выпускал молодежные перезагружаемые карточки. Затем выяснилось, что клиенты хотели бы покупать недорогие карточки для подарка. В ноябре 2002 г. National City Corp. стал предлагать подарочные карточки Visa в отделениях и на своем сайте. Неперезагружаемые карточки имели номинал от 25 до 500 долларов США, их выпуск стоил от 4,95 до 8,95 долларов США в зависимости от номинала. И тут оказалось, что за карточками в отделения банка стали обращаться люди, которые ранее не были клиентами. В настоящее время согласно статистике популярность банковских предоплаченных подарочных карточек растет, и ожидается, что вскоре они обойдут магазинные.