ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠšΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ Π² ΠΏΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ всСх физиологичСских систСм ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° обуславливаСтся созрСваниСм рСгуляторных структур Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ измСнСния Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ². УстановлСно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΊ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΌ воздСйствиям носит ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… этапах ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π»Π΅Π³Π»ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ прСдставлСний ΠΎ ΡΠ΅Π½ΡΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°Ρ… ΠΊΠ°ΠΊ… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠšΡ€ΠΈΡ‚ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ Π² ΠΏΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π΅ (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

ΠšΠ Π˜Π’Π˜Π§Π•Π‘ΠšΠ˜Π• ΠŸΠ•Π Π˜ΠžΠ”Π« Π’ ΠŸΠžΠ‘Π’ΠΠΠ’ΠΠ›Π¬ΠΠžΠœ ΠžΠΠ’ΠžΠ“Π•ΠΠ•Π—Π•

К ΠΏΡ€ΠΎΠ±Π»Π΅ΠΌΠ΅ возрастной ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ нСпосрСдствСнно ΠΏΡ€ΠΈΠΌΡ‹ΠΊΠ°Π΅Ρ‚ Π·Π°Π΄Π°Ρ‡Π° выявлСния сСнситивных ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСских ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² развития.

Π”Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ всСх физиологичСских систСм ΠΈ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° обуславливаСтся созрСваниСм рСгуляторных структур Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ измСнСния Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ…Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠ². УстановлСно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° ΠΊ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΌ воздСйствиям носит ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π½Π° Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… этапах ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π»Π΅Π³Π»ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρƒ прСдставлСний ΠΎ ΡΠ΅Π½ΡΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°Ρ… ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² наибольшСй Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Ρ‹ благоприятного развития. ΠœΠ½ΠΎΠ³ΠΎΡ‡ΠΈΡΠ»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ исслСдования ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠΎΠ½ΡΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии ΠΏΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° сСнситивныС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ смСняСтся сСнситивным ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠΌ развития Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…, Ρ‚. Π΅. ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° практичСски постоянно находится Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ ΠΌΠ΅Π½ΡΡŽΡ‰ΠΈΠΌΡΡ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌ внСшнСй срСды. Если ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Π²Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ Π² Ρ„Π°Π·Ρƒ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ сразу ΠΊ Π½Π΅ΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΈΠΌ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², говорят ΠΎ Π½Π°ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ»Π΅Π½ΠΈΠΈ критичСского ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ.

ΠŸΠΎΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ критичСский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π²Π²Π΅Π» Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ Π›. Π‘. Выготский. Π Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Ρ‹ Π΅Π³ΠΎ исслСдований Π±Ρ‹Π»ΠΈ систСматизированы Π² Π»Π΅ΠΊΡ†ΠΈΡΡ…, ΠΏΡ€ΠΎΡ‡ΠΈΡ‚Π°Π½Π½Ρ‹Ρ… Π›. Π‘. Выготским Π² Π›Π΅Π½ΠΈΠ½Π³Ρ€Π°Π΄ΡΠΊΠΎΠΌ пСдагогичСском институтС ΠΈΠΌ. Π. И. Π“Π΅Ρ€Ρ†Π΅Π½Π° Π² 1933/1934 Π³ΠΎΠ΄Π°Ρ…. ΠšΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡ Π›. Π‘. Выготского Π±Ρ‹Π»Π° основана Π½Π° Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ… Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠ³ΠΎ отСчСствСнного исслСдоватСля — ΠΏΠ΅Π΄ΠΎΠ»ΠΎΠ³Π° П. П. Блонского, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π°Π» ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ спокойного развития («Π»ΠΈΠ·ΠΈΡΡ‹») ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π»ΠΎΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ, критичСского развития («ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΡ‹»).

Π›.Π‘. Выготский считал, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅, Π² ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ², ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ скорСС Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ, Ρ‡Π΅ΠΌ ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρƒ. Он ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π» критичСскиС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΊΠ°ΠΊ «ΠΏΠΎΠ²ΠΎΡ€ΠΎΡ‚Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΡƒΠ½ΠΊΡ‚Ρ‹ Π² Π΄Π΅Ρ‚ском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ, ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΠΈΠΌΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ кризиса», ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π»ΠΎΠΌΠ½Ρ‹ΠΉ этап, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΎΡ‚ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π° ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ. Бчитая, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΡ‚ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ «Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ Π±ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΉ, ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ, ΠΈΠ½ΠΎΠ³Π΄Π° катастрофичСский Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, ΡƒΡ‡Π΅Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°Π» ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ Ρ‚Π΅Π½Π΄Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΈ развития, Π·Π°ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ΡΡ Π² ΠΌΠΎΡ€Ρ„офизиологичСском ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…офизиологичСском ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°. Π’ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСскиС стадии происходит ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΎΠΌΠΈΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ряда Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ пСрСконструирования связСй ΠΌΠ΅ΠΆΠ΄Ρƒ Π½Π΅Ρ€Π²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°ΠΌΠΈ, ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΡ… ΡΠΎΠΎΡ‚Π²Π΅Ρ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ пСрСстройки повСдСния. ВСория возрастных кризисов, разработанная П. П. Блонским — Π›. Π‘. Выготским, остаСтся ΠΊΡ€Π°ΠΉΠ½Π΅ Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ Π² Π½Π°ΡΡ‚оящСС врСмя, ΠΏΠΎΡΠΊΠΎΠ»ΡŒΠΊΡƒ, с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стороны, ΠΎΠ½Π° раскрываСт Π΄Π²Π° основных Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Π° развития — литичСский ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСский, с Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ стороны, ΠΎΠ±ΡŠΡΡΠ½ΡΠ΅Ρ‚ ряд Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… явлСний Π² Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΏΡΠΈΡ…ичСской сфСрС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊΠ°ΠΊ Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ развития, Π° Π½Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠ°Ρ‚ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡŽ. НСобходимо Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΈΡ‚ΡŒ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ½Ρ‹Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½Π° манифСстация Π»Π°Ρ‚Π΅Π½Ρ‚Π½Ρ‹Ρ… ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… расстройств Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π±Ρ‹Π»ΠΈ Π½Π΅Π·Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Π½Ρ‹ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития.

ΠžΡΠ½ΠΎΠ²Π½Ρ‹ΠΌΠΈ характСристиками критичСских ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΏΠΎ Π’ыготскому ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ Π½Π°Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ:

  • — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΈΡ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΈ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ;
  • — Π½Π΅ΠΎΡ‚Ρ‡Ρ‘Ρ‚Π»ΠΈΠ²ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ† кризиса, Ρ‚. Π΅. Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ опрСдСлСния ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠ² наступлСния ΠΈ ΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π°Π½ΠΈΡ;
  • — ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Ρ‹ с ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ ΠΈ Ρ‚Ρ€ΡƒΠ΄Π½ΠΎΠ²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚ΡƒΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°, Π²Ρ‹ΠΏΠ°Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΅Π³ΠΎ ΠΈΠ· ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌΡ‹ пСдагогичСского воздСйствия;
  • — Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ: «Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ»Π°Π½ Π²Ρ‹Π΄Π²ΠΈΠ³Π°ΡŽΡ‚ΡΡ процСссы отмирания ΠΈ ΡΠ²Π΅Ρ€Ρ‚ывания, распада ΠΈ Ρ€Π°Π·Π»ΠΎΠΆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Π»ΠΎΡΡŒ Π½Π° ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡˆΠ΅ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΉ стадии».

Π’ ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΎΡ‚ Π’ыготского ΠΈ Π΅Π³ΠΎ послСдоватСлСй А. Н. Π›Π΅ΠΎΠ½Ρ‚ΡŒΠ΅Π² раздСляСт понятиС «ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄» ΠΈ «ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ», опрСдСляя присущиС кризисам свойства:

  • — Π½Π΅ΠΎΡ‚Ρ‡Π΅Ρ‚Π»ΠΈΠ²Ρ‹Π΅ Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° ΠΈ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π° кризиса ΠΈ Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ ΠΊΡƒΠ»ΡŒΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ (апогСя);
  • — ΡΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ° развития ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠΌ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ;
  • — Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ развития.

Если критичСский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ — Π½Π΅ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄ с ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΉ стадии психичСского развития Π½Π° Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΉ, Ρ‚ΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ Π°Π΄Π΅ΠΊΠ²Π°Ρ‚Π½ΠΎΠΌ ΡƒΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½ΠΈΠΈ процСссом развития ΠΈΠ·Π²Π½Π΅ кризисов ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½Π΅ Π±Ρ‹Ρ‚ΡŒ.

Π’ Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ критичСскиС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡ΠΈΠ»ΠΈ Π½Π°Π·Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ возрастных кризисов. ВозрастныС кризисы (ваТнСйшиС ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ… — ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΈ ΠΊΠ»ΠΈΠΌΠ°ΠΊΡ‚СричСский) Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠΉΠΊΡƒ физиологичСских процСссов Π² Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Π΅ возрастныС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹, ΠΊΠ°ΠΊ быстрыС сдвиги, ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΈΠ· ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Ρ… ΠΊΠ»Π°Π΄Π΅Ρ‚ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ Ρ„Π°Π·Π΅ «ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π°». критичСский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ возрастной Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π’ ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ критичСскими ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°ΠΌΠΈ дСтства принято ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π³Π»ΠΎΠ±Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ пСрСстройки Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΈ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, происходящиС Π² ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ΅ врСмя. ΠŸΡ€ΠΈΡ‡Π΅ΠΌ ΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΈΠ΅ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΎΡ‚СчСствСнныС Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹ исходят ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚авлСния ΠΎ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ивности, нСобходимости кризисов.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎ понятиС «ΠΊΡ€ΠΈΡ‚ичСский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄» Π±Ρ‹Π»ΠΎ Π²Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΎ Π² ΡΠΌΠ±Ρ€ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ для обозначСния ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΊ Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΡŽ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ², выходящих Π·Π° Π³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ†Ρ‹ физиологичСской Π½ΠΎΡ€ΠΌΡ‹.

Π’ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития ΠΊΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ ΠΏΡ€Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΏΠ΅Π²Π°Π΅Ρ‚ критичСскиС стадии Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Ρ†ΠΈΠΈ Π² ΡΡ‚Ρ€ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚Ρ‹ развития. ВрСдоносноС воздСйствиС Π½Π° Π·Π°Ρ€ΠΎΠ΄Ρ‹Ρˆ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌΡƒ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡŽ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΈΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ Ρ‚ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΡ€Π³Π°Π½Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ находится Π² ΡΡ‚Π°Π΄ΠΈΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ интСнсивного формирования.

Π’ ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΈΠ·Π±ΠΈΡ€Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ усилСниС процСссов ΠΎΠ±ΠΌΠ΅Π½Π° вСщСств Π² Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ быстро растущих ΠΎΡ€Π³Π°Π½Π°Ρ… ΠΈ Ρ‚канях. Π’ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅ΠΌ, критичСскиС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€ΠΈΡƒΡ‚Ρ€ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ³ΠΎ развития Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΡΠΎΠ²ΠΏΠ°Π΄Π°ΡŽΡ‚ с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ°ΠΌΠΈ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ интСнсивного роста ΠΈ Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²ΠΊΠΈ, ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ ΠΌΠ°Ρ€ΠΊΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ процСсс развития, отмСчая стадии ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°.

Π’Π°ΠΊΠΈΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, критичСским Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΌ смыслС слова, Π²ΠΈΠ΄ΠΈΠΌΠΎ, слСдуСт Π½Π°Π·Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΠΈΡΠΏΡ‹Ρ‚Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ воздСйствиС ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° ΠΈ ΡΡ‚ΠΎ являСтся условиСм Π΅Π³ΠΎ дальнСйшСго Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития. ИзмСнСния Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ критичСского ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° носят Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ€Π°Ρ‚ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, Π² Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ Ρ‡Π΅Π³ΠΎ структура ΠΈ Ρ„ункция ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°ΡŽΡ‚ Π·Π°ΠΊΠΎΠ½Ρ‡Π΅Π½Π½ΡƒΡŽ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ, Π½Π΅ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΡƒΡŽ ΠΊ ΠΌΠΎΠ΄ΠΈΡ„ΠΈΡ†ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΌ воздСйствиям Π² Π±ΠΎΠ»Π΅Π΅ ΠΏΠΎΠ·Π΄Π½Π΅ΠΌ возрастС. Π’Π΅ΡΡŒΠΌΠ° вСроятно, Ρ‡Ρ‚ΠΎ критичСскиС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ Π½Π°ΠΈΠ±ΠΎΠ»Π΅Π΅ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ для Π°Π½Π°Ρ‚ΠΎΠΌΠΎ-морфологичСских ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ развития, поэтому ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΈΠ½Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚Ρƒ развития.

Π’ ΡΠ²ΠΎΠ»ΡŽΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½ΠΎΠΉ Π±ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΠΈ критичСским ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠΌ принято ΡΡ‡ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ этап Ρ€Π°Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΡΡ‚Π½Π°Ρ‚Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития, Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ΠΈΠ·ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΎΡ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° функция ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ Π½Π΅ ΡΡ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒΡΡ ΠΈΠ·-Π·Π° отсутствия срСдовых воздСйствий. Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ дальнСйшСго развития критичСскиС ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Ρ‹ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠΉ смСны ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ-срСдовых Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΠΈ ΠΈΡ… Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия с ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠΎΠΌ Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΎΡ€Ρ„ΠΎΡ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития. УсилСниС Π³Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΎΡ…Ρ€ΠΎΠ½ΠΈΠΈ ΠΈ Π΄ΠΈΡΠ³Π°Ρ€ΠΌΠΎΠ½ΠΈΠΈ Π² Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌ, ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° ΠΌΠΎΡ€Ρ„ологичСском, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π½Π° Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ уровнях, способствуя Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ ΠΎΠ΄Π½ΠΈΡ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ΡŒ ΠΊ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ…. НапримСр, это проявляСтся Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ дисгармония Π² Ρ€ΠΎΡΡ‚Π΅ сСрдца ΠΈ ΡΠΎΡΡƒΠ΄ΠΎΠ² Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС Π·Π°Ρ‡Π°ΡΡ‚ΡƒΡŽ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌ Π² Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ сСрдСчно-сосудистой систСмы, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы ΠΈΠ·-Π·Π° нСдостаточного снабТСния ΠΌΠΎΠ·Π³Π° ΠΏΠΈΡ‚Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ вСщСствами.

Π‘ Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния психофизиологии критичСский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ — процСсс, ΠΎΡ‚Π»ΠΈΡ‡Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉΡΡ качСствСнными прСобразованиями, ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ происходящими Π² Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… физиологичСских систСмах, ΠΌΠΎΠ·Π³ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… структурах, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ психичСских процСссов, Π½Π° ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌ этапС ΠΎΠ½Ρ‚ΠΎΠ³Π΅Π½Π΅Π·Π°, ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм биологичСских ΠΈ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ².

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ соврСмСнных Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΉ рассматриваСт возрастныС кризисы ΠΊΠ°ΠΊ Π½ΠΎΡ€ΠΌΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π½Π΅ΠΈΠ·Π±Π΅ΠΆΠ½ΠΎ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ Π½Π° ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Π±ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π° людСй. Как ΡƒΠΆΠ΅ Π±Ρ‹Π»ΠΎ сказано, Π°ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΏΠΎ ΡΠ΅Π³ΠΎΠ΄Π½ΡΡˆΠ½ΠΈΠΉ дСнь остаСтся тСория возрастных кризисов П. П. Блонского — Π›. Π‘. Выготского, согласно ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ Π²Ρ‹Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ 5 возрастных кризисов, ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡŽΡ‰ΠΈΡ… Ρ€Π°ΠΌΠΊΠΈ возрастной ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠΎ ΡΠ΅ΠΉ дСнь. Π₯арактСристики кризисов Π΄Π°Π½Ρ‹ Π² Π³Π»Π°Π²Π°Ρ…, посвящСнным ΠΎΡ‚Π΄Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ возрастным ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°ΠΌ.

Рассматривая Π² ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅ Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ кризисов возрастного развития ΡΠΏΠΈΠ³Π΅Π½Π΅Ρ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅ΠΏΡ†ΠΈΡŽ Π­. Эриксона, ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎ ΡΠΎΡΡ‚Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒ прСдставлСниС ΠΎ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ уязвимости ΠΈ Π²ΠΎΠ·Ρ€ΠΎΡΡˆΠΈΡ… ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠΉ, ΠΈ, вслСдствиС этого, онтогСнСтичСский источник Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΏΠ»ΠΎΡ…ΠΎΠΉ приспособляСмости.

Богласно Ρ‚Π΅ΠΎΡ€ΠΈΠΈ Эриксона, Π½Π° ΠΏΡ€ΠΎΡ‚яТСнии ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ восСмь спСцифичСских для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ возраста ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… кризисов с Π±Π»Π°Π³ΠΎΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ»ΠΈ нСблагоприятным исходом.

ΠŸΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ кризис, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ° ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠΌ Π³ΠΎΠ΄Ρƒ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ, связан с ΠΊΠ°Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²ΠΎΠΌ удовлСтворСния основных физиологичСских потрСбностСй Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΡƒΡ…Π°ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Π·Π° Π½ΠΈΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ. ΠŸΡ€ΠΈ Ρ…ΠΎΡ€ΠΎΡˆΠ΅ΠΌ ΡƒΡ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° развиваСтся чувство Π³Π»ΡƒΠ±ΠΎΠΊΠΎΠ³ΠΎ довСрия ΠΊ ΠΎΠΊΡ€ΡƒΠΆΠ°ΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ Π΅Π³ΠΎ ΠΌΠΈΡ€Ρƒ, Π° Π²ΠΎ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, Π½Π°ΠΎΠ±ΠΎΡ€ΠΎΡ‚, нСдовСрия ΠΊ Π½Π΅ΠΌΡƒ.

Π’Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΉ кризис связан с ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΌ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ΠΎΠΌ обучСния, особСнно с ΠΏΡ€ΠΈΡƒΡ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° ΠΊ Ρ‡ΠΈΡΡ‚оплотности. Если Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΠΈ относятся ΠΊ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΡƒ с ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ ΠΏΠΎΠΌΠΎΠ³Π°ΡŽΡ‚ Π΅ΠΌΡƒ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ СстСствСнныС отправлСния, Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ ΠΏΠΎΠ»ΡƒΡ‡Π°Π΅Ρ‚ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ Π°Π²Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠΈΠΈ. К Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΡŽ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° стыда ΠΈΠ»ΠΈ сомнСний, связанных, Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ, со ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ…ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΡ‚Π΅Ρ€ΡΡ‚ΡŒ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ Π½Π°Π΄ собствСнным ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ слишком строгий ΠΈΠ»ΠΈ слишком Π½Π΅ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ внСшний ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒ.

Π’Ρ€Π΅Ρ‚ΠΈΠΉ кризис соотвСтствуСт «Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌΡƒ дСтству», ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° происходит самоутвСрТдСниС Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ°. Π’ ΡΡ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° развиваСтся чувство ΠΈΠ½ΠΈΡ†ΠΈΠ°Ρ‚ΠΈΠ²Ρ‹, Ссли Π΅ΠΌΡƒ ΠΏΠΎΠ·Π²ΠΎΠ»ΡΡŽΡ‚ Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·ΠΎΠ²Ρ‹Π²Π°Ρ‚ΡŒ ΠΏΠ»Π°Π½Ρ‹, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ ΠΎΠ½ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ‡Π°Π΅Ρ‚. Наоборот, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ²Ρ‚ΠΎΡ€Π½Ρ‹Ρ… Π½Π΅ΡƒΠ΄Π°Ρ‡ ΠΈ Π±Π΅Π·ΠΎΡ‚вСтствСнности ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ привСсти Π΅Π³ΠΎ ΠΊ ΠΏΠΎΠΊΠΎΡ€Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Ρƒ Π²ΠΈΠ½Ρ‹.

Π§Π΅Ρ‚Π²Π΅Ρ€Ρ‚Ρ‹ΠΉ кризис происходит Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ возрастС, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΎΠΊ Π½Π°Ρ‡ΠΈΠ½Π°Π΅Ρ‚ Π³ΠΎΡ‚ΠΎΠ²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ ΠΊ Π²Ρ‹ΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰ΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡, учится Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ. Π’ Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Ρ†Π°Ρ€ΡΡ‰Π΅ΠΉ Π² ΡˆΠΊΠΎΠ»Π΅ атмосфСры ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚Ρ‹Ρ… ΠΌΠ΅Ρ‚ΠΎΠ΄ΠΎΠ² воспитания Ρƒ Ρ€Π΅Π±Π΅Π½ΠΊΠ° развиваСтся вкус ΠΊ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π΅ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ², чувство нСполноцСнности ΠΊΠ°ΠΊ Π² ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ использования срСдств ΠΈ Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚Π΅ΠΉ, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΈ Π² ΠΏΠ»Π°Π½Π΅ собствСнного статуса срСди Ρ‚ΠΎΠ²Π°Ρ€ΠΈΡ‰Π΅ΠΉ.

ΠŸΡΡ‚Ρ‹ΠΉ кризис ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ подростки ΠΎΠ±ΠΎΠ΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π° Π² ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠ°Ρ… ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ (усвоСния ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Ρ†ΠΎΠ² повСдСния Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… для подростка Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΡ… людСй) Π½Π° ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π°, ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… возмоТностСй подростка ΠΈ Π²Ρ‹Π±ΠΎΡ€Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ ΠΎΠ½ Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½ ΡΠ΄Π΅Π»Π°Ρ‚ΡŒ. ΠΠ΅ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ подростка ΠΊ ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ„ΠΈΠΊΠ°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ связанныС с Π½Π΅ΠΉ трудности ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ привСсти ΠΊ Π΅Π΅ «Ρ€Π°ΡΠΏΡ‹Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ» ΠΈΠ»ΠΈ ΠΆΠ΅ ΠΊ ΠΏΡƒΡ‚Π°Π½ΠΈΡ†Π΅ Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ подросток ΠΈΠ³Ρ€Π°Π΅Ρ‚ ΠΈΠ»ΠΈ Π±ΡƒΠ΄Π΅Ρ‚ ΠΈΠ³Ρ€Π°Ρ‚ΡŒ Π² ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΡ„Π΅ΡΡΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ сфСрах.

ШСстой кризис свойствСн ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹ΠΌ взрослым людям. Он ΡΠ²ΡΠ·Π°Π½ с ΠΏΠΎΠΈΡΠΊΠΎΠΌ близости с Π»ΡŽΠ±ΠΈΠΌΡ‹ΠΌ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ, вмСстС с ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ Π΅ΠΌΡƒ прСдстоит ΡΠΎΠ²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ Ρ†ΠΈΠΊΠ» «Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π° — Ρ€ΠΎΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π΄Π΅Ρ‚Π΅ΠΉ — ΠΎΡ‚Π΄Ρ‹Ρ…», Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ ΠΎΠ±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ‡ΠΈΡ‚ΡŒ своим дСтям Π½Π°Π΄Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‰Π΅Π΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅. ΠžΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠ±Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΈΠ·ΠΎΠ»ΡΡ†ΠΈΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π΅Π³ΠΎ Π·Π°ΠΌΡ‹ΠΊΠ°Π½ΠΈΡŽ Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ сСбС.

БСдьмой кризис, Π½Π°ΡΡ‚ΡƒΠΏΠ°ΡŽΡ‰ΠΈΠΉ ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ Π² 40 Π»Π΅Ρ‚, характСризуСтся Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ гСнСративности — чувства сохранСния Ρ€ΠΎΠ΄Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΉ проявляСтся Π³Π»Π°Π²Π½Ρ‹ΠΌ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΠΎΠΌ Π² «ΠΈΠ½Ρ‚СрСсС ΠΊ ΡΠ»Π΅Π΄ΡƒΡŽΡ‰Π΅ΠΌΡƒ поколСнию ΠΈ Π΅Π³ΠΎ Π²ΠΎΡΠΏΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΡŽ». Π­Ρ‚ΠΎΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ отличаСтся ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ ΡΠΎΠ·ΠΈΠ΄Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π² ΡΠ°ΠΌΡ‹Ρ… Ρ€Π°Π·Π½Ρ‹Ρ… областях.

Π’ΠΎΡΡŒΠΌΠΎΠΉ кризис пСрСТиваСтся Π²ΠΎ Π²Ρ€Π΅ΠΌΡ старСния. Он Π·Π½Π°ΠΌΠ΅Π½ΡƒΠ΅Ρ‚ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ, Π° Ρ€Π°Π·Ρ€Π΅ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ зависит, ΠΊΠ°ΠΊ этот ΠΏΡƒΡ‚ΡŒ Π±Ρ‹Π» ΠΏΡ€ΠΎΠΉΠ΄Π΅Π½. ДостиТСниС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠΎΠΌ Ρ†Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ основываСтся Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Π²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈΠΌ ΠΈΡ‚ΠΎΠ³ΠΎΠ² своСй ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»ΠΎΠΉ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ ΠΈ ΠΎΡΠΎΠ·Π½Π°Π½ΠΈΠΈ Π΅Π΅ ΠΊΠ°ΠΊ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ, Π² ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΡƒΠΆΠ΅ Π½ΠΈΡ‡Π΅Π³ΠΎ Π½Π΅ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½ΠΈΡ‚ΡŒ. Если Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ свСсти свои ΠΏΡ€ΠΎΡˆΠ»Ρ‹Π΅ поступки Π² Π΅Π΄ΠΈΠ½ΠΎΠ΅ Ρ†Π΅Π»ΠΎΠ΅, ΠΎΠ½ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ свою Тизнь Π² ΡΡ‚Ρ€Π°Ρ…Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π΄ ΡΠΌΠ΅Ρ€Ρ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π² ΠΎΡ‚чаянии ΠΎΡ‚ Π½Π΅Π²ΠΎΠ·ΠΌΠΎΠΆΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π½Π°Ρ‡Π°Ρ‚ΡŒ Тизнь Π·Π°Π½ΠΎΠ²ΠΎ.

Эриксон Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΠΆΠ°Π΅Ρ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎΠ±Ρ‹ Π΅Π³ΠΎ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ стадий Ρ‚Ρ€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΠ²Π°Π»Π°ΡΡŒ ΠΊΠ°ΠΊ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ достиТСний. НовоС качСство ΠΏΠΎΡ‚Π΅Π½Ρ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎ Π΄Π²ΡƒΡ…ΠΏΠΎΠ»ΡŽΡΠ½ΠΎ, Π½Π°ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€, Π°Π²Ρ‚ΠΎΠ½ΠΎΠΌΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠΌΠ΅Π΅Ρ‚ своим Π°Π½Ρ‚ΠΈΠΏΠΎΠ΄ΠΎΠΌ чувство стыда. ΠŸΠΎΡΡ‚ΠΎΠΌΡƒ Π½ΠΎΠ²ΠΎΠ΅ качСство, ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ½ΡƒΠ², оказываСтся Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅ ΠΊΠΎΠ½Ρ„Π»ΠΈΠΊΡ‚Π½Ρ‹ΠΌ.

Π‘Ρ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Π΅ классификации возрастного развития ΠΈΡΠΏΠΎΠ»ΡŒΠ·ΡƒΡŽΡ‚ ΠΈ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€Ρ‹.

Π“. ΠšΡ€Π°ΠΉΠ³ опрСдСляСт критичСский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΊΠ°ΠΊ «Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡΡ‚Π²Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ ΠΎΡ‚Ρ€Π΅Π·ΠΎΠΊ Π²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½ΠΈ Π² ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ Ρ†ΠΈΠΊΠ»Π΅ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π΅Π½Π½Ρ‹ΠΉ срСдовой Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ способСн Π²Ρ‹Π·Π²Π°Ρ‚ΡŒ эффСкт». Π’Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΠΎΠ½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ кризиса основываСтся Π½Π° Π΄Π²ΡƒΡ…Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π½ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ Π΄Π΅Ρ‚Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½Π°Ρ†ΠΈΠΈ развития, опрСдСляСмого влияниСм срСды ΠΈ Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚вСнности. Π’ ΡΡ‚ΠΎΠΉ ΠΌΠΎΠ΄Π΅Π»ΠΈ критичСский ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ являСтся ΠΌΠΎΠΌΠ΅Π½Ρ‚ΠΎΠΌ синхронизации Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½Π΅Π³ΠΎ созрСвания ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия срСды.

Π”. ЛСвинсон рассматриваСт Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΊΠ°ΠΊ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΡΡ€Π½ΡƒΡŽ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Ρ…ΠΎΠ΄Π½Ρ‹Ρ… стадий.

Π‘ΠΎΠ»ΡŒΡˆΠΈΠ½ΡΡ‚Π²ΠΎ послСдоватСлСй Ρƒ Π²Π·Ρ€ΠΎΡΠ»Ρ‹Ρ… Ρ€Π°ΡΡΠΌΠ°Ρ‚Ρ€ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ Ρ‚Ρ€ΠΈ основных кризиса: кризис молодости, кризис «ΡΠ΅Ρ€Π΅Π΄ΠΈΠ½Ρ‹ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ» ΠΈ ΠΊΡ€ΠΈΠ·ΠΈΡ старости, Π° Ρ‚Π°ΠΊΠΆΠ΅ ряд ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅ Π·Π½Π°Ρ‡ΠΈΠΌΡ‹Ρ… критичСских ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ΠΎΠ².

ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ