К коммерческим относят расходы по сбыту продукции, оплачиваемые поставщиком. Коммерческие расходы вместе с производственной себестоимостью образуют полную себестоимость продукции.
В состав коммерческих расходов включают:
расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями);
расходы на транспортировку продукции (на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили и т. п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);
комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые предприятиям и организациям в соответствии с договорами;
затраты на рекламу (на объявления в печати и по телевидению, проспекты, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям или посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты);
прочие расходы по сбыту (по хранению, подработке, подсортировке и т. п.).
Расходы на рекламу учитывают на счете 44 «Расходы на продажу» и списывают в сумме фактических расходов. По дебету этого счета проводят коммерческие расходы с кредита соответствующих материальных, расчетных и денежных счетов:
- 10 «Материалы» — на стоимость израсходованной тары;
- 23 «Вспомогательные производства» — на стоимость услуг по отправке продукции со склада на станцию (пристань, аэропорт) отправления или на склад покупателя автотранспортом предприятия;
- 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» — на стоимость услуг по отправке продукции покупателю, оказанных сторонними организациями;
- 70 «Расч. с персоналом по оплате труда" — на оплату труда работников, сопровождающих продукцию, и др.
Аналитический учет по счету 44 «Расходы на продажу» ведут в ведомости учета общехозяйственных расходов, расходов будущих периодов и внепроизводственных расходов по указанным ранее статьям расходов.
По истечении каждого месяца внепроизводственные расходы списывают на себестоимость реализованной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему реализованной продукции по оптовым ценам организации или другим способом.
Списание внепроизводственных расходов оформляют следующей бухгалтерской записью:
дт счета 90 «Продажи», субсчет 90.2 «Себестоимость продаж»; кт счета 44 «Расходы на продажу».
Если в отчетном месяце реализуется только часть выпущенной продукции, то сумму коммерческих расходов распределяют между реализованной и нереализованной продукцией пропорционально их производственной себестоимости или другим способом.