Социологические методы — подходы, приемы, правила, способы и инструменты, с помощью которых устанавливается связь между фактами, гипотезами и теориями. Выделяют следующие методы социологического исследования:
Опрос — метод непосредственного (интервью) или опосредованного (анкетирование) сбора первичной социальной информации.
Необходимо отметить особое положение метода опроса. В практике социологических исследований этот метод является наиболее распространенным и популярным, так как этим методом можно получить такую информацию, которая не всегда отражается в документальных источниках, не всегда доступна прямому наблюдению и позволяет выявить информацию о мотивах внутренних интересах, побуждениях и т. п. Вербальная информация, полученная этим методом, легче поддается количественной обработке, чем невербальная. Кроме того, практика социологических исследований показывает, что вербальная информация в целом надежнее, чем невербальная.
Респондент — участник социологического опроса, который отвечает на вопросы анкеты или интервью и является источником устной или письменной информации.
Классификация опросов.
- 1) По характеру взаимосвязей социолога и респондента различают заочные — анкетныеи очные — интервью;
- 2) По степени формализации — стандартизированные (формализованные)(проводятся по заранее подготовленному плану) и нестандартизированные (неформализованные, свободные);
- 3) По частоте проведения — одноразовые и многоразовые.
- 4) Опрос-молния (опрос-голосование, зондаж) содержит три-четыре пункта основной информации.
- 5) Специфическим видом опроса является опрос экспертов — специалистов по исследуемой области.
- 6) Он-лайновые опросы. К новым социологическим методам можно отнести он-лайновые опросы. Несомненно будущее во многом принадлежит таким опросам — слишком стремительно меняется информационно-коммуникативная среда жизнедеятельности, и социологам приходится осваивать и web-пространство. Но при этом в условиях российской действительности существует ряд объективных обстоятельств, препятствующих применению этого метода: низкий уровень распространенности Интернета в России; плохое качество телефонной связи и ее высокая стоимость; правовая незащищенность информации о респонденте и возможность взлома сети хакерами.
Одним из наиболее распространенных, наиболее популярных видов опроса является анкетирование. Анкетный опрос — это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент раздачи или рассылки анкет.