Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Индивидуальная мотивация творца (по концепции Л. С. Выготского)

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Правило 5. Контроль любого типа и вида по любым категориям показателей должен быть непрерывно жестким. Он обеспечивает организационную результативность. Комментарий. Креативные специалисты не любят, когда к их творческим решениям относятся с недоверием или требуют рационально их аргументировать. Эти обоснования надо получать от них очень аккуратно и мягко. Просьбу стоит мотивировать не тем, что… Читать ещё >

Индивидуальная мотивация творца (по концепции Л. С. Выготского) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Основа понимания личности творца управляющим в том, что творческая деятельность является образцом для любой деятельности по степени свободы, качеству и скорости принимаемых решений, оригинальности мышления и емкости памяти.

В психике человека существует два параллельных уровня развития — низший и высший, которые и определяют параллельное развитие высших и низших потребностей человека. Кроме того, механизмы удовлетворения этих потребностей также параллельны, что свидетельствует о том, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. Параллельность удовлетворения потребностей двух больших групп заключается в том, что материальные потребности удовлетворяются деньгами и другими материальными рычагами, а высшие потребности — смыслом, творчеством и своими рычагами; и удовлетворение потребности в поиске нового деньгами невозможно, можно только использовать деньги как гигиенический фактор для удовлетворения высших групп потребностей.

Таким образом, нематериальное стимулирование творческого труда удовлетворяет высшие потребности человека, а уровень заработной платы, в то же время, должен удовлетворять низшие потребности.

Высшие потребности формируются социально, только под действием воспитания и обучения; они не продолжение и развитие первичных (низших) потребностей, а представляют собой коренное изменение развития человека; высшие потребности удовлетворяются только через высшие психические функции, основная форма которых — деятельность, а высшая — трудовая творческая деятельность.

Таким образом, имеет место не иерархическая структура потребностей, а схема их параллельного поступательного развития.

Другим важным положением является то, что под профессиональной деятельностью человека Z подразумевается только творческая деятельность, связанная с решением сложных и интересных задач и принятием личной ответственности за принятые решения. Более того, такая деятельность признавалась единственной возможностью для полного самовыражения и самореализации личности.

Основной вывод из теории параллельной мотивации (табл. 3.13): низшие и высшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно по двум направлениям, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. Отсюда вытекает и двойственный характер удовлетворения потребностей одновременно и параллельно, равно по объему и адекватно по формам через творческую деятельность и материальное стимулирование.

Таблица 3.13

Модель параллельной мотивации.

Уровень.

Низшая биологическая.

Высшая духовная система.

действия.

система.

Цель.

Выживание биологического и социального объекта.

Формирование духа (души), творческих способностей и личности.

как системы.

Правило 1. В каждой задаче должны присутствовать оба направления — низшее и высшее — одновременно. Да, представьте себе: совершаем подвиги за деньги. Причем за большие. Мы же хотим устойчивого мотивационного результата, который воспроизводится годами.

Комментарий. В каждой задаче должны присутствовать одновременно оба направления — низшее и высшее. Например, поручая креативному брендмейкеру сбор статистики отзывов клиентов, руководитель должен подчеркнуть, что эта информация необходима компании, с одной стороны, для исправления маркетинговых ошибок, с другой — для дальнейшего развития бренда. Можно добавить, что только творческий человек способен создать целостную и завершенную картину на основе мнений клиентов.

Уровень действия.

Низшая биологическая система.

Высшая духовная система.

Психические механизмы.

Низшие: движения, рефлексы, речь, оперативная память, конкретное логическое мышление, умение делать первичные выводы.

Высшие: видение, глубинная память, творческие способности, абстрактное мышление, способность воспринимать гармонию, нравственные и этические нормы и правила.

Комментарий. В работе должны быть задействованы и те, и другие механизмы. Так, при постановке обозначенной в предыдущем комментарии задачи следует подчеркнуть, что выполнить ее надо быстро, точно и емко. После сбора статистического материала брендмейкер должен не только проанализировать его, но и дать свое видение проблем компании в области брендинга, предложить совокупность творческих решений.

Системы.

Эгоизм.

Социально ориентированная личность.

Комментарий. При постановке задачи необходимо опираться на высшую систему, подкрепляя ее низшей. При выгорании и усталости сотрудника — наоборот. Таким образом, разговор о конкретном задании следует начинать с обозначения проблем и перспектив развития компании, а заканчивать указанием на необходимость точного и быстрого выполнения (при этом важно подчеркнуть статус сотрудника, его значимость для организации: «Никто не сможет, кроме вас, руководителя группы…»). По результатам — обеспечить выплату работнику достойного материального вознаграждения, а также подчеркнуть его вклад в дело личной благодарностью.

Потребности.

Низшие: физиологические, в безопасности (экономической, физической и социальной (имидж)), социальные (общение, признание, привязанность, уважение, принадлежность).

Высшие: в успехе как доведении дела до конца, причастности, власти (влиянии), творчестве, любви.

Правило 2. Потребность в самореализации присутствует в каждой из конкретных систем потребностей на всех уровнях и во всех выражениях.

Комментарий. Потребность в самореализации в разном выражении есть в каждой системе потребностей, на всех уровнях. Поэтому ее можно подчеркивать в любой работе, например: «Мы понимаем, что задание для вас рутинное. Но оно расширит диапазон ваших навыков и даст возможность проявить творчество».

Эмоции.

Низшие: гордыня, снобизм, зависть, жалость, жадность, равнодушие, гнев, агрессия, собственничество, ревность и др.

Высшие: сострадание, уважение, любовь, печаль, тоска, энтузиазм, радость, воодушевление, страх и др.

Комментарий. При постановке задания, оценке его выполнения или итоговом вознаграждении (наказании) необходимо вкладывать в слова эмоции и того, и другого типа, например: «Вы лучший (гордыня) — помогите остальным (сострадание), им без вас будет значительно тяжелее выполнить задание». Или: «В прошлый раз такое задание для нас выполнял сотрудник Н. Вы же знаете, мы работаем только с лучшими (конкурентность и зависть). Но мы предпочли бы именно вас (уважение)».

Уровень действия.

Низшая биологическая система.

Высшая духовная система.

Логика.

Формальная, алгоритмизированная.

Нелинейная, творческая, свободная.

Комментарий. Творческим сотрудникам сложно стандартизировать работу и разделять ее на процессы. Для них мотиватор — освобождение от необходимости делать это. В помощь им можно выделить нескольких рядовых исполнителей, которые сделают всю рутинную работу, необходимую для успешного завершения проекта.

Статус.

Исполнитель.

Лидер

Психическая сила.

Ограниченная.

Неограниченная.

Комментарий. Креативные сотрудники легко подчиняются и воспринимают указания и даже приказы как мотиваторы, если суть их работы (методы, технологии, инструменты) никто не пытается изменить и не устанавливает давящего тотального контроля. Так что дискретный контроль (или проверки на «входе и выходе») и невмешательство в ноу-хау вполне могут быть использованы руководством как инструменты мотивации.

Влияние на людей.

Ограниченное.

Неограниченное.

Комментарий. В процессе творчества сотрудник авторитарен — он проявляет свои способности и возможности, влияет на партнеров, но команде или проекту, и это его сильно мотивирует само по себе. Поэтому нельзя вторгаться в зоны его воздействия и тем более дискредитировать его или открыто понижать степень влияния — это резко демотивирует специалиста и вызовет раздражение и злость.

Инструмент удовлетворения потребностей.

Деньги.

Высшие эмоции, удовлетворение.

Комментарий. Давление на творческого специалиста бессмысленно и опасно для организации, оно может вызвать у него энергетический взрыв и вынудить его на месть организации (очень часто креативную и совершенную). Мотивирует его индивидуальный и уважительный стиль общения со стороны всех работников компании с небольшим подчеркиванием его значимости и реальных достижений.

Мотивационные системы.

Материальная.

Нематериальная.

Правило 3. Мера (объем) низших мотиваторов должна соответствовать мере (объему) высших мотиваторов. Это должно выполняться очень строго — во избежание ухода творцов и проблем с ними.

Комментарий. Мера низших мотиваторов должна строго соответствовать мере высших. Это означает, что оплата труда креативного специалиста должна четко коррелировать с такими инструментами нематериальной мотивации, как публичное признание результатов, уважение, поддержка развития в организации и др. Однако перехваливать талантливых сотрудников ни в косм случае нельзя: переоценка приведет к звездной болезни с ее разрушительными последствиями (войной за лучшие проекты, непомерными амбициями, угрозами и шантажом ухода к конкурентам или продажи им своих идей и т. д.).

Уровень действия.

Низшая биологическая система.

Высшая духовная система.

Психологическая сущность труда.

Несодержательный, монотонный, рутинный.

Содержательный, творческий, развивающий.

Комментарий. Несодержательный, монотонный, рутинный труд демотивирует креативного специалиста вплоть до ухода из организации или причинения ей вреда (если он решит, что над ним издеваются). И наоборот, содержательная, творческая, развивающая работа — высший внутренний мотиватор, действующий сам по себе. Подобные задания делают людей счастливыми (естественно, при условии удовлетворения потребностей предыдущих уровней).

Человеческие способности.

Связанные с выживанием любой ценой.

Связанные с творчеством и развитием личности.

Комментарий. Творческие задачи должны содержать в себе вызов и высокий уровень риска. Если этого в них нет, можно преподнести работу так, чтобы сотрудник увидел в ней потенциал для проявления своих способностей.

Самосознание.

Борьба с миром.

Равноправная часть мира.

Управляемость.

Абсолютная извне и изнутри.

Отсутствует извне, изнутри — абсолютная.

Комментарий. Не стоит полагаться на самоорганизованность креативных сотрудников: когда они увлечены работой, то легко нарушают любые ограничения и сроки. Управление стоимостью проекта, его длительностью и параметрами конечного продукта должно быть внешним по отношению к творческой группе и жестким. Это будет демотивировать персонал, но организации даст желаемый результат. В противном случае владельцы бизнеса рискуют не получить ничего за свои инвестиции в проект.

Стимулы (мотиваторы).

Внешние: деньги, статус, карьера, отношение руководства и коллектива и др.

Внутрен н ие: удовлетворен ие от выполненной задачи, высшие эмоции.

Правило 4. Всегда мотивировать каждого творца персонально, опираясь на его внутренние стимулы. Внутренние стимулы всегда намного мощнее внешних. Но внешние помогают поддерживать систему контроля и получение результата организацией. Комментарий. Для каждого творческого сотрудника необходимо применять персональные способы мотивации, обусловленные его внутренними стимулами. Они всегда намного мощнее внешних, однако внешние помогают поддерживать систему контроля и получать необходимый для организации результат.

Коммуникационная модель.

Экстраверт более, чем интроверт.

Интроверт. Экстраверт по необходимости.

Комментарий. Исполнитель творческой задачи легко общается вне ее решения и погружается в себя при ее выполнении. Во время работы такого сотрудника резко демотивирует любое избыточное и навязанное общение, особенно бессмысленное с его точки зрения (совещания, промежуточные частые отчеты, болтовня). Мотиваторами же для специалиста выступают эмоциональный и коммуникативный покой и комфорт, а также быстрая реакция окружающих на его потребности и вопросы.

Уровень действия.

Низшая биологическая система.

Высшая духовная система.

Мораль и этика.

Избирательная.

Императивная, тотальная.

Комментарий. У творческих личностей, как правило, своеобразное отношение к морали и этике. Они либо считают себя выше определенных условностей, либо, напротив, у них тотальные этические установки. Поэтому при постановке креативных задач морально-этические аспекты нужно оговаривать с исполнителями заранее. В противном случае «дикий креатив», яркие примеры которого можно наблюдать в сфере рекламы и маркетинга, создаст компании этические проблемы или вытолкнет ее за пределы рыночной зоны.

Модель принятия решений.

Рациональная логика.

Интуитивно-сенсорная.

Измерители результатов труда.

Количественные — максимально жесткие.

Качественные — жесткие, на совести творца.

Правило 5. Контроль любого типа и вида по любым категориям показателей должен быть непрерывно жестким. Он обеспечивает организационную результативность. Комментарий. Креативные специалисты не любят, когда к их творческим решениям относятся с недоверием или требуют рационально их аргументировать. Эти обоснования надо получать от них очень аккуратно и мягко. Просьбу стоит мотивировать не тем, что специалист не умеет нормально объяснять, а тем, что коллегам необходимо разобраться в деталях решения для его воплощения в жизнь.

Отношение к организации как к системе.

Системен.

Не системен в принципе. Системен по желанию.

Внутреннее состояние.

Подчиненность.

Свобода.

Комментарий. Контроль любого типа по показателям разных категорий должен быть непрерывно жестким — это обеспечивает результативность работы творческих людей.

Наличие страхов и ожиданий.

Есть, много.

Нет.

Комментарий. Прямое воздействие и давление на креативного сотрудника путем запугивания неэффективно, поскольку настоящие его страхи (не решить задачу, утратить способности, остановиться в развитии и т. п.) находятся в неуправляемой организацией зоне.

Формы оплаты труда.

Современные формы оплаты.

Творчество деньгами не измеряется; гонорарная система без границ; равнодушное отношение к оплате.

Правило 6. Несмотря на видимое и декларируемое равнодушие к деньгам творец воспринимает все акты коммуникации (все действия руководства) как проявление уважения или неуважения к себе. Равнодушие к деньгам не означает согласия с мизерным размером оплаты труда или ее отсутствие.

Уровень действия.

Низшая биологическая система.

Высшая духовная система.

Отношение к коллективу.

Направленность к коллективу, зависимость.

Направленность в себя, независимость от коллектива.

Комментарий. Мотиваторы, связанные с признанием в коллективе, принадлежностью к нему или отношениями с сослуживцами нс действенны для креативных специалистов, поэтому не стоит их использовать.

Формы общения.

Игра более чем прямое общение.

Прямое общение более чем игра.

Комментарий. Люди творческого склада склонны к поведенческим играм и мелким провокациям, они получают от них большое удовольствие. Это стремление надо держать под контролем, иначе по вине сотрудника в коллективе будут возникать конфликты.

Виды власти и влияния.

Традиционная, авторитарная, харизма.

Экспертная, эталонная, традиционная.

Комментарий. Креативных сотрудников, как правило, демотивирует формальная власть (назначение на должность с большим объемом рутинной работы) и необходимость управлять другими людьми (особенно при отсутствии харизмы). Поэтому все организационные перемещения и назначения этих специалистов желательно заранее детально обсуждать с ними.

Модели ОП.

Авторитарная, опека, поддерживающая.

Развивающая, коллегиальная.

Конечный результат при удовлетворении всех потребностей.

Покой.

Счастье.

Комментарий. Это главные, высшие мотиваторы для любого человека. Если компания создаст сотруднику условия для внутреннего комфорта и даст возможность испытывать счастье от творческого процесса, он будет работать на благо бизнеса, если же нет — покинет организацию.

Общие закономерности модели параллельной мотивации:

  • • процессы параллельны, равноправны, но не равносильны;
  • • высшие процессы сильнее;
  • • высшие процессы слабоуправляемы извне;
  • • мотивация творцов всегда индивидуальна;
  • • мотивация должна быть психологически тонка и креативна, творцы это оценят;
  • • активизация высших процессов позволяет организации выжить и развиваться;
  • • перекрестное удовлетворение невозможно с точки зрения психологии мотивации, оно всегда будет неэффективным;
  • • модель содержит не только описание процессов мотивации, но и инструментарий управления организационным поведением.

Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что разработки в области мотивации творцов открывают перспективу создания единой и наиболее гибкой, даже универсальной, модели мотивации человека в трудовой деятельности.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой