Индивидуальная мотивация творца (по концепции Л. С. Выготского)
Правило 5. Контроль любого типа и вида по любым категориям показателей должен быть непрерывно жестким. Он обеспечивает организационную результативность. Комментарий. Креативные специалисты не любят, когда к их творческим решениям относятся с недоверием или требуют рационально их аргументировать. Эти обоснования надо получать от них очень аккуратно и мягко. Просьбу стоит мотивировать не тем, что… Читать ещё >
Индивидуальная мотивация творца (по концепции Л. С. Выготского) (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Основа понимания личности творца управляющим в том, что творческая деятельность является образцом для любой деятельности по степени свободы, качеству и скорости принимаемых решений, оригинальности мышления и емкости памяти.
В психике человека существует два параллельных уровня развития — низший и высший, которые и определяют параллельное развитие высших и низших потребностей человека. Кроме того, механизмы удовлетворения этих потребностей также параллельны, что свидетельствует о том, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно. Параллельность удовлетворения потребностей двух больших групп заключается в том, что материальные потребности удовлетворяются деньгами и другими материальными рычагами, а высшие потребности — смыслом, творчеством и своими рычагами; и удовлетворение потребности в поиске нового деньгами невозможно, можно только использовать деньги как гигиенический фактор для удовлетворения высших групп потребностей.
Таким образом, нематериальное стимулирование творческого труда удовлетворяет высшие потребности человека, а уровень заработной платы, в то же время, должен удовлетворять низшие потребности.
Высшие потребности формируются социально, только под действием воспитания и обучения; они не продолжение и развитие первичных (низших) потребностей, а представляют собой коренное изменение развития человека; высшие потребности удовлетворяются только через высшие психические функции, основная форма которых — деятельность, а высшая — трудовая творческая деятельность.
Таким образом, имеет место не иерархическая структура потребностей, а схема их параллельного поступательного развития.
Другим важным положением является то, что под профессиональной деятельностью человека Z подразумевается только творческая деятельность, связанная с решением сложных и интересных задач и принятием личной ответственности за принятые решения. Более того, такая деятельность признавалась единственной возможностью для полного самовыражения и самореализации личности.
Основной вывод из теории параллельной мотивации (табл. 3.13): низшие и высшие потребности, развиваясь параллельно и самостоятельно по двум направлениям, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью. Отсюда вытекает и двойственный характер удовлетворения потребностей одновременно и параллельно, равно по объему и адекватно по формам через творческую деятельность и материальное стимулирование.
Таблица 3.13
Модель параллельной мотивации.
Уровень. | Низшая биологическая. | Высшая духовная система. |
действия. | система. | |
Цель. | Выживание биологического и социального объекта. | Формирование духа (души), творческих способностей и личности. |
как системы. |
Правило 1. В каждой задаче должны присутствовать оба направления — низшее и высшее — одновременно. Да, представьте себе: совершаем подвиги за деньги. Причем за большие. Мы же хотим устойчивого мотивационного результата, который воспроизводится годами.
Комментарий. В каждой задаче должны присутствовать одновременно оба направления — низшее и высшее. Например, поручая креативному брендмейкеру сбор статистики отзывов клиентов, руководитель должен подчеркнуть, что эта информация необходима компании, с одной стороны, для исправления маркетинговых ошибок, с другой — для дальнейшего развития бренда. Можно добавить, что только творческий человек способен создать целостную и завершенную картину на основе мнений клиентов.
Уровень действия. | Низшая биологическая система. | Высшая духовная система. |
Психические механизмы. | Низшие: движения, рефлексы, речь, оперативная память, конкретное логическое мышление, умение делать первичные выводы. | Высшие: видение, глубинная память, творческие способности, абстрактное мышление, способность воспринимать гармонию, нравственные и этические нормы и правила. |
Комментарий. В работе должны быть задействованы и те, и другие механизмы. Так, при постановке обозначенной в предыдущем комментарии задачи следует подчеркнуть, что выполнить ее надо быстро, точно и емко. После сбора статистического материала брендмейкер должен не только проанализировать его, но и дать свое видение проблем компании в области брендинга, предложить совокупность творческих решений. | ||
Системы. | Эгоизм. | Социально ориентированная личность. |
Комментарий. При постановке задачи необходимо опираться на высшую систему, подкрепляя ее низшей. При выгорании и усталости сотрудника — наоборот. Таким образом, разговор о конкретном задании следует начинать с обозначения проблем и перспектив развития компании, а заканчивать указанием на необходимость точного и быстрого выполнения (при этом важно подчеркнуть статус сотрудника, его значимость для организации: «Никто не сможет, кроме вас, руководителя группы…»). По результатам — обеспечить выплату работнику достойного материального вознаграждения, а также подчеркнуть его вклад в дело личной благодарностью. | ||
Потребности. | Низшие: физиологические, в безопасности (экономической, физической и социальной (имидж)), социальные (общение, признание, привязанность, уважение, принадлежность). | Высшие: в успехе как доведении дела до конца, причастности, власти (влиянии), творчестве, любви. |
Правило 2. Потребность в самореализации присутствует в каждой из конкретных систем потребностей на всех уровнях и во всех выражениях. Комментарий. Потребность в самореализации в разном выражении есть в каждой системе потребностей, на всех уровнях. Поэтому ее можно подчеркивать в любой работе, например: «Мы понимаем, что задание для вас рутинное. Но оно расширит диапазон ваших навыков и даст возможность проявить творчество». | ||
Эмоции. | Низшие: гордыня, снобизм, зависть, жалость, жадность, равнодушие, гнев, агрессия, собственничество, ревность и др. | Высшие: сострадание, уважение, любовь, печаль, тоска, энтузиазм, радость, воодушевление, страх и др. |
Комментарий. При постановке задания, оценке его выполнения или итоговом вознаграждении (наказании) необходимо вкладывать в слова эмоции и того, и другого типа, например: «Вы лучший (гордыня) — помогите остальным (сострадание), им без вас будет значительно тяжелее выполнить задание». Или: «В прошлый раз такое задание для нас выполнял сотрудник Н. Вы же знаете, мы работаем только с лучшими (конкурентность и зависть). Но мы предпочли бы именно вас (уважение)». |
Уровень действия. | Низшая биологическая система. | Высшая духовная система. |
Логика. | Формальная, алгоритмизированная. | Нелинейная, творческая, свободная. |
Комментарий. Творческим сотрудникам сложно стандартизировать работу и разделять ее на процессы. Для них мотиватор — освобождение от необходимости делать это. В помощь им можно выделить нескольких рядовых исполнителей, которые сделают всю рутинную работу, необходимую для успешного завершения проекта. | ||
Статус. | Исполнитель. | Лидер |
Психическая сила. | Ограниченная. | Неограниченная. |
Комментарий. Креативные сотрудники легко подчиняются и воспринимают указания и даже приказы как мотиваторы, если суть их работы (методы, технологии, инструменты) никто не пытается изменить и не устанавливает давящего тотального контроля. Так что дискретный контроль (или проверки на «входе и выходе») и невмешательство в ноу-хау вполне могут быть использованы руководством как инструменты мотивации. | ||
Влияние на людей. | Ограниченное. | Неограниченное. |
Комментарий. В процессе творчества сотрудник авторитарен — он проявляет свои способности и возможности, влияет на партнеров, но команде или проекту, и это его сильно мотивирует само по себе. Поэтому нельзя вторгаться в зоны его воздействия и тем более дискредитировать его или открыто понижать степень влияния — это резко демотивирует специалиста и вызовет раздражение и злость. | ||
Инструмент удовлетворения потребностей. | Деньги. | Высшие эмоции, удовлетворение. |
Комментарий. Давление на творческого специалиста бессмысленно и опасно для организации, оно может вызвать у него энергетический взрыв и вынудить его на месть организации (очень часто креативную и совершенную). Мотивирует его индивидуальный и уважительный стиль общения со стороны всех работников компании с небольшим подчеркиванием его значимости и реальных достижений. | ||
Мотивационные системы. | Материальная. | Нематериальная. |
Правило 3. Мера (объем) низших мотиваторов должна соответствовать мере (объему) высших мотиваторов. Это должно выполняться очень строго — во избежание ухода творцов и проблем с ними. Комментарий. Мера низших мотиваторов должна строго соответствовать мере высших. Это означает, что оплата труда креативного специалиста должна четко коррелировать с такими инструментами нематериальной мотивации, как публичное признание результатов, уважение, поддержка развития в организации и др. Однако перехваливать талантливых сотрудников ни в косм случае нельзя: переоценка приведет к звездной болезни с ее разрушительными последствиями (войной за лучшие проекты, непомерными амбициями, угрозами и шантажом ухода к конкурентам или продажи им своих идей и т. д.). |
Уровень действия. | Низшая биологическая система. | Высшая духовная система. |
Психологическая сущность труда. | Несодержательный, монотонный, рутинный. | Содержательный, творческий, развивающий. |
Комментарий. Несодержательный, монотонный, рутинный труд демотивирует креативного специалиста вплоть до ухода из организации или причинения ей вреда (если он решит, что над ним издеваются). И наоборот, содержательная, творческая, развивающая работа — высший внутренний мотиватор, действующий сам по себе. Подобные задания делают людей счастливыми (естественно, при условии удовлетворения потребностей предыдущих уровней). | ||
Человеческие способности. | Связанные с выживанием любой ценой. | Связанные с творчеством и развитием личности. |
Комментарий. Творческие задачи должны содержать в себе вызов и высокий уровень риска. Если этого в них нет, можно преподнести работу так, чтобы сотрудник увидел в ней потенциал для проявления своих способностей. | ||
Самосознание. | Борьба с миром. | Равноправная часть мира. |
Управляемость. | Абсолютная извне и изнутри. | Отсутствует извне, изнутри — абсолютная. |
Комментарий. Не стоит полагаться на самоорганизованность креативных сотрудников: когда они увлечены работой, то легко нарушают любые ограничения и сроки. Управление стоимостью проекта, его длительностью и параметрами конечного продукта должно быть внешним по отношению к творческой группе и жестким. Это будет демотивировать персонал, но организации даст желаемый результат. В противном случае владельцы бизнеса рискуют не получить ничего за свои инвестиции в проект. | ||
Стимулы (мотиваторы). | Внешние: деньги, статус, карьера, отношение руководства и коллектива и др. | Внутрен н ие: удовлетворен ие от выполненной задачи, высшие эмоции. |
Правило 4. Всегда мотивировать каждого творца персонально, опираясь на его внутренние стимулы. Внутренние стимулы всегда намного мощнее внешних. Но внешние помогают поддерживать систему контроля и получение результата организацией. Комментарий. Для каждого творческого сотрудника необходимо применять персональные способы мотивации, обусловленные его внутренними стимулами. Они всегда намного мощнее внешних, однако внешние помогают поддерживать систему контроля и получать необходимый для организации результат. | ||
Коммуникационная модель. | Экстраверт более, чем интроверт. | Интроверт. Экстраверт по необходимости. |
Комментарий. Исполнитель творческой задачи легко общается вне ее решения и погружается в себя при ее выполнении. Во время работы такого сотрудника резко демотивирует любое избыточное и навязанное общение, особенно бессмысленное с его точки зрения (совещания, промежуточные частые отчеты, болтовня). Мотиваторами же для специалиста выступают эмоциональный и коммуникативный покой и комфорт, а также быстрая реакция окружающих на его потребности и вопросы. |
Уровень действия. | Низшая биологическая система. | Высшая духовная система. |
Мораль и этика. | Избирательная. | Императивная, тотальная. |
Комментарий. У творческих личностей, как правило, своеобразное отношение к морали и этике. Они либо считают себя выше определенных условностей, либо, напротив, у них тотальные этические установки. Поэтому при постановке креативных задач морально-этические аспекты нужно оговаривать с исполнителями заранее. В противном случае «дикий креатив», яркие примеры которого можно наблюдать в сфере рекламы и маркетинга, создаст компании этические проблемы или вытолкнет ее за пределы рыночной зоны. | ||
Модель принятия решений. | Рациональная логика. | Интуитивно-сенсорная. |
Измерители результатов труда. | Количественные — максимально жесткие. | Качественные — жесткие, на совести творца. |
Правило 5. Контроль любого типа и вида по любым категориям показателей должен быть непрерывно жестким. Он обеспечивает организационную результативность. Комментарий. Креативные специалисты не любят, когда к их творческим решениям относятся с недоверием или требуют рационально их аргументировать. Эти обоснования надо получать от них очень аккуратно и мягко. Просьбу стоит мотивировать не тем, что специалист не умеет нормально объяснять, а тем, что коллегам необходимо разобраться в деталях решения для его воплощения в жизнь. | ||
Отношение к организации как к системе. | Системен. | Не системен в принципе. Системен по желанию. |
Внутреннее состояние. | Подчиненность. | Свобода. |
Комментарий. Контроль любого типа по показателям разных категорий должен быть непрерывно жестким — это обеспечивает результативность работы творческих людей. | ||
Наличие страхов и ожиданий. | Есть, много. | Нет. |
Комментарий. Прямое воздействие и давление на креативного сотрудника путем запугивания неэффективно, поскольку настоящие его страхи (не решить задачу, утратить способности, остановиться в развитии и т. п.) находятся в неуправляемой организацией зоне. | ||
Формы оплаты труда. | Современные формы оплаты. | Творчество деньгами не измеряется; гонорарная система без границ; равнодушное отношение к оплате. |
Правило 6. Несмотря на видимое и декларируемое равнодушие к деньгам творец воспринимает все акты коммуникации (все действия руководства) как проявление уважения или неуважения к себе. Равнодушие к деньгам не означает согласия с мизерным размером оплаты труда или ее отсутствие. |
Уровень действия. | Низшая биологическая система. | Высшая духовная система. |
Отношение к коллективу. | Направленность к коллективу, зависимость. | Направленность в себя, независимость от коллектива. |
Комментарий. Мотиваторы, связанные с признанием в коллективе, принадлежностью к нему или отношениями с сослуживцами нс действенны для креативных специалистов, поэтому не стоит их использовать. | ||
Формы общения. | Игра более чем прямое общение. | Прямое общение более чем игра. |
Комментарий. Люди творческого склада склонны к поведенческим играм и мелким провокациям, они получают от них большое удовольствие. Это стремление надо держать под контролем, иначе по вине сотрудника в коллективе будут возникать конфликты. | ||
Виды власти и влияния. | Традиционная, авторитарная, харизма. | Экспертная, эталонная, традиционная. |
Комментарий. Креативных сотрудников, как правило, демотивирует формальная власть (назначение на должность с большим объемом рутинной работы) и необходимость управлять другими людьми (особенно при отсутствии харизмы). Поэтому все организационные перемещения и назначения этих специалистов желательно заранее детально обсуждать с ними. | ||
Модели ОП. | Авторитарная, опека, поддерживающая. | Развивающая, коллегиальная. |
Конечный результат при удовлетворении всех потребностей. | Покой. | Счастье. |
Комментарий. Это главные, высшие мотиваторы для любого человека. Если компания создаст сотруднику условия для внутреннего комфорта и даст возможность испытывать счастье от творческого процесса, он будет работать на благо бизнеса, если же нет — покинет организацию. |
Общие закономерности модели параллельной мотивации:
- • процессы параллельны, равноправны, но не равносильны;
- • высшие процессы сильнее;
- • высшие процессы слабоуправляемы извне;
- • мотивация творцов всегда индивидуальна;
- • мотивация должна быть психологически тонка и креативна, творцы это оценят;
- • активизация высших процессов позволяет организации выжить и развиваться;
- • перекрестное удовлетворение невозможно с точки зрения психологии мотивации, оно всегда будет неэффективным;
- • модель содержит не только описание процессов мотивации, но и инструментарий управления организационным поведением.
Обобщая вышесказанное, подчеркнем, что разработки в области мотивации творцов открывают перспективу создания единой и наиболее гибкой, даже универсальной, модели мотивации человека в трудовой деятельности.